СВЯТИЛИЩЕ – библейский курс
Библейское учение о святилище
h6944 - номер Стронга (еврейский язык)
1. святость;
2. святыня, святое, священное;
3. святилище;
LXX: 39 (ἅγιον)
h6942 - номер Стронга (еврейский язык)
A(qal): быть святым.
B(ni):
1. освящаться, святиться, (про)являть святость;
2. быть посвящённым или освящённым.
C(pi): святить, освящать, почитать святым, посвящать.
D(pu): быть освящённым, быть посвящённым.
E(hi): святить, освящать, почитать святым, посвящать.
G(hith): святиться, освящаться, (про)являть святость, посвящаться, вести себя свято.
LXX: 37 (ἁγιάζω).
Син. 02596 (
h2455 - номер Стронга (еврейский язык)
общий, общего употребления, простой, нечистый, несвященный
h6944 - номер Стронга (еврейский язык)
1. святость;
2. святыня, святое, священное;
3. святилище;
LXX: 39 (ἅγιον)
h4720 - номер Стронга (еврейский язык)
святилище, святыня.
LXX: 38 (ἁγιασμός), 39 (ἅγιον)
h7126 - номер Стронга (еврейский язык)
A(qal): приближаться, подходить.
B(ni): 1. быть приведённым;
2. приближаться.
C(pi): 1. приводить, приближать, приносить;
2. соединять.
E(hi): приносить, приближать, (при)соединять.
LXX: 1448 (ἐγγίζω), 4317 (προσάγω), 4334 (προσέρχομαι), 4374 (προσφέρω).
Син. 05066 (
h7126 - номер Стронга (еврейский язык)
A(qal): приближаться, подходить.
B(ni): 1. быть приведённым;
2. приближаться.
C(pi): 1. приводить, приближать, приносить;
2. соединять.
E(hi): приносить, приближать, (при)соединять.
LXX: 1448 (ἐγγίζω), 4317 (προσάγω), 4334 (προσέρχομαι), 4374 (προσφέρω).
Син. 05066 (
h1379 - номер Стронга (еврейский язык)
A(qal): проводить границу, межевать, полагать предел.
E(hi): устанавливать пределы или границы
h5715 - номер Стронга (еврейский язык)
свидетельство, напоминание, предупреждение
h4196 - номер Стронга (еврейский язык)
жертвенник, алтарь;
LXX: 2379 (θυσιαστήριον)
h4908 - номер Стронга (еврейский язык)
1. жилище, обитель, дом;
2. шатёр, скиния.
LXX: 4633 (σκηνή)
h8064 - номер Стронга (еврейский язык)
небеса, небо;
син. 07549 (
h776 - номер Стронга (еврейский язык)
земля;
син. 0127 (
h7175 - номер Стронга (еврейский язык)
брус, доска, скамья?, палуба?
h1280 - номер Стронга (еврейский язык)
шест, запор, засов, затвор
h3407 - номер Стронга (еврейский язык)
1. палаточный материал, покрывало;
2. палатка, шатёр
h3407 - номер Стронга (еврейский язык)
1. палаточный материал, покрывало;
2. палатка, шатёр
h4372 - номер Стронга (еврейский язык)
покрытие, крышка, кровля
h4372 - номер Стронга (еврейский язык)
покрытие, крышка, кровля
h5982 - номер Стронга (еврейский язык)
1. столб, подпора, колонна;
2. платформа, возвышение
h134 - номер Стронга (еврейский язык)
подножие, основание
h2691 - номер Стронга (еврейский язык)
1. селение, село;
2. двор
h3595 - номер Стронга (еврейский язык)
1. умывальник, (бронзовая) чаша;
2. котел, жаровня;
3. платформа (для царя во дворце)
h4539 - номер Стронга (еврейский язык)
покрывало, покров, завеса
h6532 - номер Стронга (еврейский язык)
завеса (в скинии, разделяющая Святое и Святое святых)
h7050 - номер Стронга (еврейский язык)
1. праща;
2. половина (двери);
3. завеса
h8179 - номер Стронга (еврейский язык)
ворота, вход.
h4196 - номер Стронга (еврейский язык)
жертвенник, алтарь;
LXX: 2379 (θυσιαστήριον)
h7004 - номер Стронга (еврейский язык)
каждение, курение, фимиам.
LXX: 2368 (θυμίαμα)
h4501 - номер Стронга (еврейский язык)
светильник
h7979 - номер Стронга (еврейский язык)
стол, трапеза
h3899 - номер Стронга (еврейский язык)
1. пища, кушанье, продовольствие, пропитание;
2. хлеб, хлебные зёрна
h3595 - номер Стронга (еврейский язык)
1. умывальник, (бронзовая) чаша;
2. котел, жаровня;
3. платформа (для царя во дворце)
h4501 - номер Стронга (еврейский язык)
светильник
h7979 - номер Стронга (еврейский язык)
стол, трапеза
h4196 - номер Стронга (еврейский язык)
жертвенник, алтарь;
LXX: 2379 (θυσιαστήριον)
h6944 - номер Стронга (еврейский язык)
1. святость;
2. святыня, святое, священное;
3. святилище;
LXX: 39 (ἅγιον)
h4501 - номер Стронга (еврейский язык)
светильник
h5214 - номер Стронга (еврейский язык)
A(qal): распахивать (пахать в первый раз землю, не обрабатываемую прежде)
Построение святилища, его цель и символизм
Исход 25-31 и 35-40 главы
Имманентность, трансцендентность и дуализм
Бог хочет обитать со Своим народом, и так было всегда, и Он всегда выбирал для Себя те же условия, в которых жил народ. Когда они странствуют по пустыне, разбивая палатки, Он повелевает построить Ему скинию – тоже палатку – посреди стана. Этим Он показывает Свою близость, Свое участие, Свое присутствие в их жизни – это называется «имманентность».
Однако Богу присуще и противоположное свойство – «трансцендентность», то есть запредельность, недоступность: Бог бесконечно Велик, Свят, Непостижим, и человек не может не испытывать благоговейного трепета в Его присутствии. Поэтому в самом расположении святилища проявляется замысел Божий: воспитывать благоговение в своем народе. Святилище располагалось в центре лагеря (стана) и было окружено «зоной недоступности»: вокруг него жили левиты (помощники священников), а со стороны входа – Аарон и его сыновья священники. Левиты не должны были иметь своего хозяйства, только минимум необходимого.
Следовательно, вокруг святилища не было суеты, шума, грязи – всего, присущего огромному лагерю кочевников с их многочисленным скотом, детьми, насущными заботами. Также невозможно было приблизиться к скинии просто так, мимоходом – необходимо было специально приготовиться: «омыть одежды», чинно и благоговейно, с определенной целью направляясь к этому священному месту. Обитая среди людей, Бог в то же время неизмеримо выше: Он близок и одновременно недоступен.
Греческое философское мышление склонно всегда выбирать из двух противоположных вещей нечто одно, определенное: или черное, или белое. Это и называется дуализм: Христос – или Бог, или человек; Бог – или любящий, или справедливый; Он или близкий, или запредельный. В библейском мировоззрении сосуществуют противоположные, на первый взгляд, понятия и свойства, не исключающие одно другого и даже не являющиеся противоположностями вовсе.
Для многих из нас привычно отделять вещи "физические" и "материальные" от "духовных", многие мыслят отдельно повседневную "мирскую" жизнь и религиозную "духовную". В библейском мышлении это невозможно! Так же чуждо Библии противопоставление "благочестия" и "святости" обычному счастью и удовольствию. Тот же дуализм в мышлении присутствует в представлениях о "душе", способной существовать отдельно от тела, или о небесной реальности, где мы окажемся после смерти. Подобный дуализм мышления ничего общего с Библией не имеет. Многим придется изрядно потрудиться, чтобы научить себя видеть в Библии именно то, что там написано, а не то, что люди привычно или традиционно пытаются туда вкладывать. Но этому нужно учиться!
В этом уроке мы будем строить Божий храм. Нам предстоит разобраться в том, как он устроен, и извлечь важные принципы, которые помогут нам понять его работу и символическое значение.
Построить священное сооружение означает правильно организовать священное пространство. Поэтому прежде всего нам нужно определить само понятие СВЯТОСТЬ.
Понятие святости
Древнееврейское слово קֹדֶשׁ “кодеш”, переводимое как "святость", производное от קָדַשׁ “кадаш”, "быть святым". Буквально это означает, что нечто (человек, предмет, территория или даже время) отделяется от всего остального и получает особое предназначение, а потому не может использоваться для иных целей.
Противоположностью "святого" было "обычное" (חֹל “холь”), т.е. то, что находится в заурядном употреблении и не выделено особо.
В основе термина лежит трёхбуквенный корень ק-ד-ש (коф-далет-шин), но изначально место буквы ק (коф) занимала буква ח (хет).
Согласно Ancient Hebrew Lexicon, каждая буква имела своё значение:
- ח (хет) = стена, отсюда снаружи, разделять, половина;
- ד (далет) = дверь, отсюда войти, двигаться, висеть;
- ש (шин) = два передних зуба, отсюда острый, нажимать, есть, два, снова.
Последовательность этих трёх согласных передавала очень конкретное послание:
“Стена c дверью (далет) разделяет (хет) двоих (шин), находящихся по разные ее стороны. Когда кто-то проходит стену через дверь (далет), две части (шин) соединяются вместе”.
Святость не означает глухую и непреодолимую стену. В неё есть дверь, т.е. чётко определенный способ, как попасть с территории "обычного" на территорию "священного." Это ограждённая территория, доступ к которой строго регламентирован.
Мы уже выяснили, что термин קֹדֶשׁ “кодеш” также обозначал священную территорию и священное сооружение – "СВЯТИЛИЩЕ", как и производный от него термин מִקְדָּשׁ, “микдаш”. Святилище было местом, принадлежащим Богу, и его святость была обусловлена святостью Самого Бога:
Божественная святость, имеет два различных измерения:
- Бог свят, потому что Он Творец мироздания и Сам не принадлежит тварному миру, не является Его частью. А потому Бога нельзя никоим образом приравнивать ни к чему из того, что Он создал в этом мире.
- Бог свят, потому что Он не имеет ничего общего с грехом, злом и любыми проявлениями разложения и смерти. Он "благой" (
Мф. 19:17 ) и "непричастный злу" (Евр. 7:26 ), никогда не является автором зла и не несет за него ответственности.
говорит Святой.
между вами и Богом вашим,
и грехи ваши отвращают лице Его от вас,
чтобы не слышать.
Когда Библия говорит о Божьей святости, обычно речь идёт об одном из этих измерений или же об обоих. Обе эти составляющие Божьей святости для человека, желающего построить отношения со Своим Создателем, становятся непреодолимой пропастью. И именно эту задачу, непосильную грешному и смертному человеку, предназначено решать святилище – место обитания Бога с человеком:
и душа Моя не возгнушается вами;
и буду ходить среди вас
и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.
Принципы организации священного пространства
Место, куда приходит Бог, чтобы там открываться человеку, становится священным пространством, священной территорией. И для постройки святилища-храма Бога следует прежде всего уяснить общие принципы организации священного пространства.
Впервые понятие святости места в Торе вводится в Книге Исход (Шмот), когда описана первая встреча Моисея с Богом. Бог явился ему в образе горящего, но не сгорающего тернового куста (
сними обувь твою с ног твоих,
ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
И вслед за этим, рассказывая Моисею о намерении освободить потомков Авраама из Египетского рабства, Бог добавил:
вы совершите служение Богу на этой горе [г.Хорив = г.Синай].
Мы видим здесь три ясных указания:
- нельзя приближаться (קָרַב) к нему слишком близко
т.е. не пересекать некую установленную границу; - следует снять обувь, стоя (קָרַב) поблизости
т.е. оберегать чистоту места и как знак уважения; - совершить служение, которое подразумевает поклонение (
Исх. 20:5 ) и определенное ритуальное жертвоприношение, которое всегда сопровождается пролитием крови (Исх. 10:25-26 ),
т.е. некие добровольные, но чётко регламентированные действия, необходимые для построения взаимоотношений с Богом, имеющие важное символическое значение.
При этом явление Бога сопровождалось видимым образом – пламенем огня (горящего не за счёт обычного топлива) и звуками Его голоса. Закономерная реакция Моисея – он испытывает страх и желание спрятаться, закрывая своё лицо руками, – напоминает реакцию Адама и Евы на голос Божий в Эдемском саду после того, как они согрешили (
Ещё одна важная деталь, которая не так очевидна при поверхностном чтении: в разговоре с Моисеем Бог явным образом озвучивает принципы и фразы, послужившие позднее основой для текста первых пяти заповедей Десятисловия, регулирующих отношения человека с Богом.
После того, как Господь впечатляющим образом вывел народ Израильский из Египта, где они находились в рабстве, столб облачный и огненный привёл их к горе Синай (Хорив) – той самой, где за год до этого произошла встреча Бога с Моисеем. Здесь Бог явил Себя всему народу и заключил с ними завет – договор о добрых отношениях людей с Богом-Искупителем. Это событие описано в 19-24 главах книги Исход (Шмот).
И вновь мы встречаемся с понятием священного пространства и похожими требованиями к нему:
- очерченная граница (גָּבַל “габаль”) отделяла священную территорию горы от находящихся рядом, и пересекать её запрещалось под страхом смерти даже случайным животным (
Исх. 19:12-13 ); - сами люди должны освятиться и вымыть свои одежды, т.е. навести чистоту снаружи и внутри, готовясь к встрече с Богом (
19:10,14-15 ); - ограниченный доступ: приближаться к Богу (пересекать черту) могли только те, кому Он Сам позволит, и только тогда, когда Он укажет знаком – звуком шофара (трубы) (
19:13,24 ) - Бог озвучивает условия, регламентирующие взаимоотношения – Он собственным голосом с горы произносит вслух всего народа текст Десятисловия ("откровение", עֵדוּת “эдут”, также называемое "Десять заповедей" –
20:2-17 ) и Своим собственным перстом записывает его на двух каменных плитах-скрижалях (לֻחֹ֣ת “лухот”), передав их затем Моисею; также Он диктует Моисею комментарий к тексту Десятисловия, иллюстрирующий практическое применение этих принципов к общественной жизни, а Моисей записывает этот комментарий в книгу завета (סֵפֶר בְּרִית “сэфэр бэрит” –20:22-23:33 ). - строится жертвенник (מִזְבֵּחַ “мизбэах” – букв. "место заклания") как инструмент для построения отношений, на котором была пролита кровь жертвенных животных, и этой кровью был ратифицирован завет – договор об отношениях людей с Богом (
20:24; 24:4-5 ).
Присутствие Бога проявлялось видимым образом – в виде огненного пламени, окутанного густым облаком и мраком, молний и звуков громовых раскатов и шофара, а также Его голоса; от горы поднимался дым, и она колебалась (
За этим последовала закономерная реакция людей: страх; они отошли подальше и попросили Моисея выступать в качестве посредника в их общении с Самим Богом (
Здесь, в самом центре 19-24 глав Исход, у нас появляется ещё одна важнейшая библейская концепция – понятие страха Божьего (יִרְאַ֤ת יְהוָ֨ה “йират Йехва”) – особо уважительного, благоговейного почтения к Богу, продиктованное осознанием Его величия и святости:
и чтобы страх Его был пред лицем вашим,
дабы вы не грешили.
Страх Господень не имеет ничего общего с животным ужасом или опасением наказания. Напротив, он служит основанием для правильных доверительных и наполненных любовью отношений разумного творения со своим Создателем. Это то, что побуждает отвернуться от зла и ведет к послушанию заповедям Бога:
разум верный у всех, исполняющих заповеди Его.
бойся Бога и заповеди Его соблюдай,
потому что в этом все для человека...
Здесь, у Синая, появляется ещё одна деталь: территория горы – святого места – делится ещё на две части: саму гору и её вершину, так что образуются три зоны, связанные со священным пространством. И чем священнее эта территория, чем ближе она к Богу, тем выше требования, чтобы получить к ней допуск.
Народ собирается вокруг подножия горы.
На гору, окутанную облаком Божьего присутствия, восходят Моисей, его брат Аарон (будущий первосвященник), его сыновья Надав и Авиуд и 70 старейшин народа. Там, находясь на расстоянии, они видят на вершине горы явление славы Божьей, покоящейся на чём-то, выглядящем как престол из драгоценного камня сапфира цвета ясного голубого неба (
Но на вершину – самое святое место, куда снизошла слава Божья (Святой Дух), – мог подниматься лишь один Моисей. Именно там он встречался с Богом лицом к лицу и получил от Бога две скрижали с текстом Десятисловия, выгравированным лично Самим Богом, а также иные откровения и указания (
Там, на вершине горы, Бог и показал Моисею настоящую модель святилища и дал детальные указания по его постройке.
и буду обитать посреди них;
все, как Я показываю тебе,
и образец скинии и образец всех сосудов ее;
так и сделайте.
Это был следующий шаг, который позволил бы людям приблизиться к Богу. Бог не желал и дальше пребывать поодаль на вершине горы, Он решил поселиться гораздо ближе: в самом центре лагеря, посреди Своего народа.
При этом все уже перечисленные выше принципы организации священного пространства должны были быть соблюдены.
Подробные инструкции, связанные с постройкой скинии, и их осуществление описаны в 25-40 главах Книги Исход. Весь раздел состоит из 3 частей:
- главы 25-31 описывают данные Богом инструкции;
- главы 32-34 посвящены ужасному предательскому идолопоклонству народа и величайшему в Ветхом Завете откровению о Божьем характере;
- главы 35-40 описывают возведение святилища, фактически повторяя первую часть с некоторыми отличиями.
Очень полезно будет самостоятельно перечитать эти главы из Библии, чтобы получить более полное и объёмное представление о том, что мы обсуждаем в данном уроке.
Для постройки святилища необходимо было провести большую подготовительную работу, требовалось немалое число драгоценных камней и дорогих материалов, однако Господь мог принять только добровольное приношение… Преданность Богу и дух жертвенности — вот что прежде всего требовалось для устройства обители Всевышнего. (
Весь народ единодушно откликнулся… (
…преданность, усердие, щедрость израильтян являются образцом, достойным подражания. Все, кто ревностно поклоняется Богу и дорожит благословением Его священного присутствия, проявят такой же дух жертвенности при устройстве дома, где Он будет встречаться с ними. Они пожелают принести Господу самые лучшие дары, какими только обладают… (
Подготовка к строительству скинии
Вступление к описанию (
Во-первых, постройка требовала строительных материалов. Ожидалось, что это будет приношение, которое должен принести “КАЖДЫЙ человек”, но “от усердия”, то есть он должен приложить к этому большое СТАРАНИЕ и УСЕРДИЕ.
“Принимайте от них” – эти приношения должны были проходить КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА, нельзя было принести что-то второсортное. Бог желает получить не просто бесполезные подарки, но МАТЕРИАЛЫ для ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Бог указал, что конкретно нужно принести – самые драгоценные вещи, которые есть в доме человека. В тексте перечислены золото, серебро, медь, драгоценные камни, дерево шита/акации, кожа, лён и шерсть различной расцветки. Отдельные элементы драгоценностей были у разных людей, у каждого из них, но они хаотично разбросаны по домам-палаткам. Бог просит принести ценные материалы в одно место, просит каждого – и это важный принцип построения чего-то очень важного.
Когда Бог творил наш мир, он был бесформенный и пустой – просто хаотичный набор материи, которую нужно было как-то организовать и образовать. И Бог из этих элементов за 6 дней собирает целый мир. Способ, которым Бог творит мир – ДЕЛЕНИЕ. Он последовательно, поэтапно делит, образуя всё новые и новые объекты. Но на определенном этапе сборки возникает момент, когда Бог ПЛЮСУЕТ. Так был сотворён, например, человек – Бог берет отдельные элементы материи, и соединяет их, формируя человека (
Во-вторых, скиния (מִשְׁכָּן “мишкан”) – это храм Божий, это “палатка”, или “место жительства по соседству”. Бог пытается жить так, как люди живут. У израильтян не было домов, они были кочевниками и жили в палатках – Бог повелевает и Себе также построить палатку, но палатку необычную – в своем размере, в своих материалах и в своем расположении.
Скиния была устроена так, чтобы ее можно было разбирать и переносить во время путешествий, поэтому ее следовало сделать не больше пятидесяти пяти футов в длину и восемнадцати футов в ширину и высоту. Однако это было прекрасное сооружение. (
Мы привыкли видеть мир, да и Бога воспринимать как нечто статичное. На самом деле – Бог ДИНАМИЧЕН, и таков же созданный Им мир. Скиния собиралась всего за 1 день и разбиралась за 1 день, и происходило это достаточно часто. Так что это сооружение было передвигаемым в пространстве, МОБИЛЬНЫМ. И каждый элемент хранился отдельно. В истории мы больше не встречаем храмов Бога, которые могли бы ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ. Этим Он показывает, что Сам выбирает себе любое место, так как Он Хозяин всего: где захочет, там и останавливается. Бог не принадлежит какому-то месту – место принадлежит Ему. Бог – СВОБОДНАЯ личность, и это самая главная идея Божественного откровения в скинии. И Он делает Свой свободный выбор – Он желает обитать с людьми. И приглашает их сделать свой свободный выбор – принять Его присутствие.
В-третьих, это была СБОРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Мы привыкли относиться к храму как к чему-то монументальному – но Бог говорит построить ему шатер сборной конструкции, из разрозненных элементов (около 1000 различных деталей). И чтобы выполнить каждую из этих деталей, требовалось огромное умение и мастерство – над этой скинией работали лучшие умы и инженерно-строительные таланты того времени.
Это принцип СОБОРНОСТИ: собранная скиния вобрала в себя очень много элементов, средств, знаний, технологий и навыков, и частичка от каждого была переплавлена и стала интегрированной частью одной скинии.
Фактически, скиния представляла собой сокровищницу, банк – одного золота там было около тонны, очень много серебра и меди – тонны невероятно дорогих и красивых металлов. Также редкие дорогие ткани и драгоценные камни, подобные которым найти и сегодня было бы непростой задачей. Собранная вместе, это конструкция представляла собой один огромный слиток золота с драгоценностями. Драгоценности, которыми мы владеем, совершенно бессмысленны, если мы не можем приобщить их к чему-то очень ВАЖНОМУ и ОБЩЕМУ. Бог повелел людям не быть разрозненными, но принести что-то свое к Богу. Причём эти драгоценности израильтяне получили только благодаря заботе Божьего Провидения в Египте. Бог дает нам подарок для того, чтобы мы могли этот подарок отдать обратно Богу для чего-то важного, и только так устроена жизнь. И даже вещи, в принципе не всегда нужные человеку, становятся очень необходимы, когда попадают в руки Бога.
Общий план постройки
Для строительства священного здания Бог одарил необыкновенными умениями и мудростью избранных для этого дела людей… (
Отсутствие визуального плана святилища в Библии не случайно. Мы находим много подробных указаний относительно технологии процесса, но нигде не упоминается о чертеже. Поэтому исследователям Ветхого Завета трудно воссоздать макет скинии с полной уверенностью в его соответствии оригиналу. В истории творения мы также видели последовательность действий Творца, но не находим там описанного плана и механизмов его осуществления. Это остается некоторой тайной творения.
Для постройки была выбрана очень практичная система мер длины – само человеческое тело. Ключевой размер – локоть, а также пядь, ладонь и палец.
Такой выбор не случаен. Это стандарт под человека, он позволяет точно приспособить сооружаемые объекты к размерам человека, делая их удобными для использования. Поэтому в древности такая система мер использовалась в строительстве практически у всех народов, ещё начиная с постройки ковчега Ноем до потопа.
Локоть – это относительная (без определенного значения) мера (единица измерения) длины, соответствующая среднему расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки; это ширина человека, равная приблизительно полметра.
Теперь давайте рассмотрим рисунок–схему и размеры святилища.
Территория святилища
На схеме хорошо видно, что территория скинии разделялась на две части:
- внешний двор, где находился жертвенник, и
- внутренний двор, где находилось Святое и Святое Святых.
По законам восточной архитектуры важнейшие детали всегда располагались по центру.
Из чего состоит мир и что в нём самое главное? Об этом сказано в самых первых словах Библии:
В самой центральной точке, в центре всей вселенной – на небесах (שָׁמַיִם “шамайим”) – находится Бог, и все Ему поклоняются. Это совершенный мир. И есть еще один центр – земля (אֶרֶץ “эрэц”), на которой пребывает грех – это нечто совершенно противоположное и далёкое от совершенства.
Вначале сотворённая земля тоже была совершенной, и человек жил в прекрасном Эдемском саду в присутствии Бога. Но после грехопадения была проведена черта, разделяющая человека с Богом, и теперь вместо одного единого пространства образовалось два. Адам и Ева были изгнаны из рая, а на воротах поставлены ангелы, охраняющие вход в вечную жизнь.
Это два совершенно разных типа пространств. Они отличаются по своей природе. Но они не всегда были отделены. "Небо и земля" – разные измерения – перекрывались в одном и том же пространстве. Вся библейская история – это история о том, что некогда они были всецело едины, затем были разделены, и Бог снова объединяет их.
Святилище – это то самое место, где два пространства соединяются вновь.
открыл то, что по благоволению Своему
давно уже решил совершить ...
воссоединить всё сущее в небесах и на земле
под главенством Христа.
И пока проблема, разделяющая человека с Богом, не разрешена полностью и окончательно, эти пространства граничат, так что территория святилища будет прямоугольной. В тот момент, когда грех из вселенной будет стёрт окончательно, два пространства соединятся и примут форму фигуры с равными сторонами (см.
Соответственно, территория святилища размером 100*50 локтей представляла собой два больших квадрата, каждый 50*50 локтей.
I квадрат – золотой, так как золото – основной материал, из которого всё изготовлено. Это территория Бога, и в центре его – Бог.
II квадрат – медный, так как всё изготовлено из меди или покрыто ею. Это территория грешного человека, поэтому в центре – грех.
И если провести диагонали для обоих квадратов, то в центрах каждого из них располагался его важнейший предмет: в Божьем квадрате – это ковчег откровения (אֲר֥וֹן הָעֵדֻֽת׃, “арон ха-эдут”), в человеческом – это медный жертвенник всесожжения (מִזְבַּ֥ח הָעֹלָ֖ה, “мизбэах ха-ола”).
Рисунок 7. Строительство скинии - Центр золотого квадрата: ковчег откровения. Центр медного квадрата: жертвенник всесожжения.
В золотом центре был размещен куб 10*10*10 локтей – центральное помещение святилища, которое называлось Святое святых (קֹ֖דֶשׁ הַקֳּדָשִֽׁים, “кодэш ха-кодашим”), и в его центре располагался ковчег откровения. Сегодня принято идеальной фигурой считать шар, но в древневосточном мышлении таковой был куб. Святое Святых по размерам представляет собой идеальный куб, тем самым выражая идею абсолютного совершенства того места, где находится Бог.
В центре медного квадрата также располагался кубик, только в 2 раза меньше, чем куб на Божьей территории – 5*5*5 локтей – это жертвенник, место пролития крови. Размер самого жертвенника 5*5*3 локтя, а еще 2 локтя высоты – это земляная насыпь с помостом, по которому можно было подняться к жертвеннику. Такая конструкция обеспечивала хорошую подачу воздуха для горения жертвенника.
Но пока золотой центр недосягаем для тех, кто находится на территории медного поля. Поэтому к центральному кубу в сторону медного поля пристроено ещё одно помещение, размером в два таких же куба, 20*10*10 локтей. Это помещение, примыкающее к “Святому святых”, получило название “Святое” (קֹ֖דֶשׁ, “кодэш”), а его противоположный край оказывается прямо на границе золотого и медного поля.
Стены и крыша скинии
Затем мы берем и огораживаем территорию Бога (т.е. три кубика) П-образной оградой размером 30*10 локтей, и высотой 10 локтей, открытой в сторону границы золотого и медного квадратов. Получается ПУТЬ. Так выглядит путь, который Бог создаёт к территории греха, по которому Он может прийти в наш мир, чтобы решить проблему греха, а затем по этому же пути в обратную сторону забрать нас с территории греха в Свой совершенный мир.
Для постройки скинии и всех необходимых для нее предметов использовалось дерево акации (шит/ситтим), которое отличалось прочностью среди всех остальных деревьев, растущих на Синае. Стены скинии состояли из вертикальных досок, вставленных в серебряные гнезда и прикрепленных к столбам кольцами. Все эти стеновые щиты (קֶרֶשׁ, “кэрэш”) были покрыты золотом, и создавалось впечатление, что все здание сделано из литого золота.
Каждый из 48 стеновых щитов представлял собой доски сплошного массива толщиной в 2 пальца (4 см), покрытого золотом. Общий их вес составлял порядка 95 кг * 48 щитов = 4560 кг. Щиты скреплялись позолоченными засовами (шестами – בְּרִיחַ, “бэриах”), общей массой около 125 кг.
Крышу скинии составляли четыре набора цветных покрывал: нижний слой – покрывало (יְרִיעָה, “йериа”) «из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти», расшитое херувимами искусной работы, а далее в указанном порядке еще три: покрывало (יְרִיעָה, “йериа”) из козьей шерсти, покрышка (מִכְסֶה, “микхсэн”) из красных бараньих кож, покрышка (מִכְסֶה, “микхсэн”) из синих бараньих кож. Они были расположены так, чтобы обеспечить полную водонепроницаемость.
Рисунок 10. Строительство скинии - Стены скинии из позолоченных панелей образуют П-образную границу, открытую к востоку
Колонны скинии
Четвёртой стены (передней) нет, но здесь установлены 9 позолоченных столбов-колонн (עַמּוּד, “аммуд”), которые преграждают путь на территорию святости и совершенства. При толщине в ладонь их вес составлял около 180 кг * 9 колонн = 1620 кг.
Однако Бог берет и каждую вторую колонну отодвигает, перенося внутрь на границу Святого и Святого святых. Если вы посмотрите спереди на скинию, то все 9 колонн по-прежнему выглядят стеной, но эта стена раздвинута, давая перспективу, и тем самым открывается путь к Богу.
Каждая колонна стояла на основании-подножии (אֶדֶן, “эден”) из драгоценного металла. Основания 4 золотых колонн между Святым и Святым святых были изготовлены из серебра (т.е. принадлежали территории Бога), а основания 5 золотых колонн на входе в скинию – из меди (т.е. они стояли на территории греха и технически принадлежали одновременно обоим квадратам).
Рисунок 12. Строительство скинии - 5 столбов на входе во Святое и 4 столба на входе во Святое святых
Когда грешник приходит с жертвой во двор (חָצֵר, “хацэр”) скинии и подходит к жертвеннику, который выше него в 2 раза и такой же ширины, то он не видит больше ничего. Грех и чувство вины не дают грешнику никакой перспективы. Но кровь жертвы, принесённой на жертвеннике, позволяет сделать шаг и оказаться за жертвенником, откуда человек уже видел скинию. Однако перед ним оказывались 9 колонн, которые по-прежнему преграждали путь к Богу, и ничего кроме них не было видно.
Между жертвенником и скинией стоял медный умывальник (כִּיּוֹר, “кхиор”), и омывшись в нём, священник мог сделать следующий шаг, и тогда 9 колонн визуально раздвигались, открывая путь.
Чтобы увидеть больше, нужно подойти ещё ближе – таков принцип постепенности откровения Божьего о Самом Себе, о жизни и о плане спасения от греха. Бог не выглядит распахнутым нараспашку, похожим на "в-доску-своего" "рубаху-парня". Скорее Он немного приоткрывает Себя, раздвигая стену так, чтобы человек мог пройти вовнутрь. Но для стоящих поодаль Он по-прежнему кажется закрытым и недоступным.
и спасение Мое не замедлит...
нечестивые же будут поступать нечестиво,
и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.
Завесы скинии
Чтобы огородить Себя, Бог также вешает завесу на входе (она называлась "одеяло" – מָסָךְ, “масах”), а посередине между Святым и Святым святых – еще одну разделительную завесу (названную "занавеска" – פֹּרֶכֶת, “порэкхэт”). Они были подвешены на столбах-колоннах и расположены относительно них так, что изнутри Святого колонн не было видно вообще, а только завесы. Колонны видно только со стороны двора (5 штук), или из Святого святых (4 штуки). Подобным образом и в доме, когда хозяин в комнате ночью (с окнами, закрытыми шторами) лежит под одеялом: в комнате не видно ни его, ни окон или улицы, а только шторы и одеяло.
Завесы имели разные названия, указывающие на их роль, но были одинаковыми. Подобно внутреннему покрову, образующему потолок, они были сделаны из шерсти чудесных цветов — голубой, пурпуровой и червленой, красиво чередующихся, а на них золотыми и серебряными нитями были вытканы херувимы, представляющие сонм ангелов, несущих службу в Небесном Святилище и являющихся служебными духами для народа Божьего на земле.
Ограда двора
Священный шатер находился на открытом пространстве, называемом двором, который был окружен завесами, или ширмами, сотканными из крученого виссона и прикрепленными к медным столбам. Вход во двор располагался с восточной стороны, он закрывался завесами из дорогой материи чудесной работы, хотя и не столь великолепными, как завесы святилища. Завесы двора были только вполовину высоты стен скинии, поэтому она хорошо была видна снаружи. (
Весь двор размером 100*50 локтей также огорожен еще одной длинной П-образной завесой (קֶלַע, “кела”). Ограда также была открыта кпереди, со стороны медного квадрата (восточная сторона). Отдельные завесы из крученого виссона были соединены связями из серебра и подвешены на серебряных кольцах столбов. Высота ограды 5 локтей – это немного выше человеческого роста (буквально, рост человека с поднятой рукой) и составляет половину высоты скинии. Ограда двора визуально скрывала территорию святилища, но если смотреть поверх её прекрасных завес и блеска серебра и меди множества её столбов, можно было хорошо видеть золотые стены скинии, ее пышные завесы и покрывала.
И здесь Бог тоже открывает путь: Он делает ворота во двор (שַׁעַר, “шаар”), вешает на них третью завесу той же площади, что и две предыдущие. Но эта завеса 10*10 локтей слишком высокая для этого забора. Поэтому она была разделена на 4 квадрата одинаковой площади, расположенные друг за другом в ряд 20*5 локтей. Так завеса входа во двор собрания становится ближе к человеческой реалии.
Стены нельзя раздвинуть, колонны нельзя подвинуть – можно только открыть завесу.
Но обычно Бог ее открывает и даёт вам возможность пройти во двор, только если у вас есть животное. Человеческая жизнь даже в этом грешном мире обеспечена Великой Жертвой. Затем следующую завесу перед Святым Бог также открывает лишь в том случае, если у вас есть жертвенная кровь и вы омылись в умывальнике.
Третью занавеску Бог открывает, если у вас есть этот “золотой ключик” жертвенной крови, но только в определенное время и при определенных условиях.
Так святилище демонстрирует путь из грешного состояния в праведное состояние. Это путь только в одном направлении; ни вправо, ни влево идти невозможно, потому что уже не попадёшь туда, куда хотел.
Медный жертвенник, медный умывальник и медное основание колонн на входе в Святое – всё, что соприкасается с землёй на территории человека, выполнено из меди (отсюда – "медный двор").
И находясь во дворе, вы практически не видите саму скинию (мишкан) внутри, всё её золотое убранство, а только серебряные основания стен и закрывающее её покрывало. Они есть, но вы можете даже не догадываться об их существовании. Ни один из обычных израильтян никогда в жизни не был внутри скинии, он даже не знал, что там, никогда не видел это лично. Доступ туда имели только священники, и только с их слов можно было узнать, как выглядит дом Божий изнутри. Рождаясь, вы входите в мир, на территорию греха, через первую завесу ворот двора и не можете увидеть дом Божий, пока не покинете этот мир, воскреснув из мёртвых. Вход на территорию Бога – в конце, и вся наша земная жизни в условиях греха сегодня происходит на "территории двора".
Только статус священника позволял войти внутрь Святого.
Давайте теперь посмотрим на территорию Бога.
Сама скиния состоит из двух отделений, но фактически это одна комната, просто она разделена занавеской. Пройдя завесу на входе в скинию, мы оказываемся во Святом. И видим здесь самый важный предмет скинии, который располагается по центру (на пересечении диагоналей всего сооружения 30*10 локтей), у последней завесы – это золотой жертвенник (מִזְבֵּחַ, “мизбэах”), на котором сжигается фимиам (קְטֹרֶת, “кэторэт”).
Слева (на южной стороне) расположен светильник-семисвечник (מְנוֹרָה, “менора”), а справа (с северной стороны) – стол (שֻׁלְחָן, “шулхан”) с 12 круглыми хлебами (לֶחֶם, “лэхэм”).
Кроме того, всё строение строго ориентировано по сторонам света, так что все входы расположены с восточной стороны.
Все элементы Скинии/Шатра и двора перевозились на повозках, в каждую из которых было запряжено по паре волов (
Завесы и покрывала Шатра и двора перевозились левитами-сыновьями Мерари на двух повозках (
Все основные ритуальные предметы скинии, кроме умывальника, переносились вручную левитами-сынами Каафа, общим весом около 1,2-1,3 тонны.
Ритуальное убранство скинии состояло из шести ключевых ритуальных предметов:
- жертвенник всесожжения (מִזְבַּ֥ח הָעֹלָ֖ה, “мизбэах ха-ола”)
- умывальник (כִּיּוֹר, “кхиор”)
- светильник (מְנוֹרָה, “менора”)
- стол (שֻׁלְחָן, “шулхан”) с хлебами предложения (לֶחֶם פָּנִ֖ים, “лэхэм лэ-фанаи”)
- жертвенник (מִזְבֵּחַ, “мизбэах”) благовонных курений (קְטֹ֥רֶת הַסַּמִּ֖ים, “кэторэт хас-саммим”)
- ковчег откровения (אֲר֥וֹן הָעֵדֻֽת, “арон ха-эдут”)
Во дворе находилось два главных предмета: умывальник и жертвенник всесожжения.
Во Cвятом – три предмета: стол с хлебами предложения, светильник и жертвенник курений.
Во Святом святых – самый главный предмет святилища: ковчег завета/откровения с крышкой.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Жертвенник всесожжения (медный)
Большой медный жертвенник был расположен между святилищем и входом. Жертвенник был пяти локтей шириною и трех локтей высотою и был сделан из дерева ситтим, так что доходил до подбородка священника. На каждом его углу были рога из того же дерева, а по периметру в средней части (на уровне пояса) по нему проходил карниз – он покрывал кольца и воспринимал от них нагрузку всего жертвенника с шестами при ношении, и мог служить полкой для чаш с благовониями, маслом, вином и кровью (
В середине жертвенника была сделана решетка, которая поддерживала огонь и служила поддувалом, и через нее пепел падал вниз. Решетка вставлялась через щель под карнизом с 2х противоположных сторон жертвенника высотой на диаметр колец (т.е. в ладонь = 8 см).
Доски, из которых изготовлены стенки жертвенника, напоминали собой плоские плиты, предназначавшиеся в первую очередь для записи (
Общая масса досок порядка 300 кг. Весь жертвенник и рога, как и сосуды во дворе, были обложены медью общим весом около 200 кг. В кольца на углах жертвенника вставлялись шесты для транспортировки.
Также были изготовлены дополнительные приспособления для выполнения ритуалов жертвенника: медные кастрюли для жира, совки, кропильные чаши, вилки и совки для углей. Итого, вместе со всеми принадлежностями, общий вес мог составлять порядка 570 кг. Жертвенник переносили на плечах на достаточно большие расстояния предположительно 48 носильщиков, и на каждого из них приходилось около 12 кг. Они могли попеременно менять плечи и чередоваться с другими носильщиками.
Божественное повеление гласило о жертвеннике:
все, прикасающиеся к жертвеннику, освятятся.
Все жертвы во святилище сжигали на этом медном жертвеннике. Огонь нисходил от Самого Бога и постоянно поддерживался. Он никогда не должен был угасать (
Жертвенник кропили, а его рога часто мазали кровью различных жертв, и кровь каждой жертвы за грех выливали к подножью этого жертвенника.
Грех разделяет человека с Богом (
Умывальник
Умывальник, также медный, помещался между жертвенником и входом в скинию. Он был сделан из зеркал, добровольно пожертвованных израильскими женщинами, и заполнен водой. Имея предположительный диаметр 2,5 локтя, умывальник весил около 340 кг и вмещал порядка 333 л воды (это объём 3 стандартных ванн). Также для умывальника было изготовлено медное основание весом около 85 кг.
Перевозился умывальник на телеге в составе "всех вещей Скинии" левитами-потомками Мерари (
В умывальнике священники должны были омывать руки и ноги всякий раз, когда они входили во святилище или приближались к жертвеннику, чтобы совершить ритуальные жертвоприношения (
Смерть была участью тех, кто осмеливался совершать служения у алтаря в скинии, не умывшись прежде в умывальнике (
Подобным образом евангелист позже говорил относительно места, где крестил Иоанн: «…крестил в Еноне, близ Салим, потому что там было много воды…» (
И когда народ, собравшийся дворе, смотрел, как священники умывались в воде прежде совершения своих священнических обязанностей, это учило их той истине, которую Христос преподал Никодиму, говоря: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (
Стол с хлебами предложения
Стол для хлебов предложения стоял на северной стороне скинии в первом отделении. Стол был длиною в 2 локтя, шириною в 1 локоть, а высотой в 1,5 локтя. Он был обложен чистым золотом, имел раму высотой в ладонь, к которой крепилось декоративное обрамление – золотой венец. Рама выполняла задачу крепления ножек к столу. Общая масса дерева и золота составляла около 20 кг, плюс дополнительная утварь: 12 чеканных блюд диаметром в пядь и миски и ложечки для ладана. Вместе с шестами для транспортировки вес составлял порядка 40 кг, так что его могли свободно нести 4 человека, по 10 кг веса на плечо.
Каждую субботу на этом столе священники раскладывали в две стопки 12 свежеиспеченных хлебов (по 6 в стопке), и на каждый ряд ставился чистый ливан – ароматическая смола светло-жёлтого цвета, получаемая из коры деревьев босвеллии. На один хлеб уходило около 2,14 литра (1,26 кг) муки (
В продолжение всей недели хлеб лежал на столе. Буквально эти хлебы назывались «хлебы лиц». Некоторые переводчики передают это название как «хлебы присутствия». Все 12 лиц, по числу колен Израиля, день и ночь находились в присутствии Господа перед Его Собственным лицом.
Это было постоянное приношение пред Господом, научающее человека всецело надеяться на Господа в получении как плотской, так и духовной пищи, и чтобы мы помнили и знали, что и та, и другая приходит к нам через Того, «Который всегда жив и ходатайствует за нас пред Богом» (
Это приношение, как и всякое другое образное служение скинии, встретило свое исполнение во Христе, на Которого указывали прообразы – Он есть истинный хлеб. Он сказал: «Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей, будет жить вовек, хлеб же который Я дам, – есть плоть Моя». И затем добавил: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого... то не будете иметь в себе жизни» (
И подобно тому, как хлеб, находящийся в присутствии Божьем, убирали из святилища и съедали его, так и Христос сказал: «Слово же которое вы слышите, не есть Мое, но Пославшего Меня Отца» (
Светильник
На южной стороне в первом отделении находился семисвечник (מְנוֹרָה, “менора”) с семью лампадами (נִיר, “нир”), вылитый из чистого золота весом в 1 талант (34,2 кг). Его чашечки украшали изящные цветы тончайшей работы, которые напоминали лилии. Понадобилось много продолжительной и искусной работы для их изготовления. На арке Тита он изображен высотою до лампад в 2 локтя, а ветви толщиной в 2 пальца (4 см), полые внутри.
Поскольку в скинии не было окон, светильник должен был гореть непрестанно, – лампады никогда не гасились, освещая помещение днем и ночью. В качестве топлива использовалось чистое оливковое масло.
Для находящегося во Святом горящий светильник вместе с золотыми стенами-зеркалами, расположенными друг напротив друга и отражающими друг друга, создавали впечатление бесконечного залитого потоками света пространства.
Светильник символизировал собой Самого Иисуса Христа – апостол Иоанн назвал Его «светом истинным, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (
Затем, после вознесения Христа на небеса, возлюбленному Иоанну было разрешено заглянуть в первое отделение небесного святилища, и там он увидел семь золотых светильников (
Прообразный светильник имел семь лампад (
Светильник в земном святилище должен был гореть непрестанно. (
Золотой жертвенник благовонных курений
Перед завесой, отделяющей Святое от Святого святых — места непосредственного присутствия Божьего, — стоял золотой жертвенник курения. Он был четырехугольный, высотою в 2 локтя и шириной в 1*1 локоть, изготовлен из массива доски дерева ситтим, покрытого чистым золотом. На каждом углу его были роги, а по контуру золотой венец. На углах располагались золотые кольца, в которые вкладывались позолоченные шесты. Общий вес жертвенника составлял около 45 кг, переносился 4 носильщиками, также только на плечах, так что на каждого приходилось по 11 кг веса.
На нем священник должен был утром и вечером воскурять фимиам; рога жертвенника мазали кровью жертвы за грех, а в великий День искупления он окроплялся кровью. Огонь на жертвеннике был зажжен самим Богом, свято оберегался и постоянно поддерживался (
Возлюбленный ученик несколько раз видел в видении Спасителя, Который служил в небесном святилище. Он видел небесное существо, стоящее перед славным золотым жертвенником, он также видел фимиам, курившийся на золотом жертвеннике. Как должно быть трепетала душа его, когда он видел как прилагался тот драгоценный фимиам к бедным трепещущим молитвам борющихся святых здесь на земле! Он видел, как эти молитвы, после того, как к ним был добавлен фимиам, восходили к Богу, и были приняты, потому что сделались благовонными благодаря фимиаму (
Давид понимал прообразом чего являлось курение, и молился: «Да направится молитва моя, как фимиам перед лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (
Когда Иисус приготовлял своих учеников к Своему личному отшествию, то сказал им, уверяя: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (
Сила имени состоит в характере той личности, которая носит имя. Имя драгоценного Искупителя почитаемо, и каждая просьба, которая возносится ради этого Имени, принимается во дворах небесных, потому что Христос жил безгрешной жизнью. Он «не знал греха». «Князь мира сего ничего не имел в Иисусе» (
«Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытывающий же сердца знает, какая мысль Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (
Иоанн видел молитвы святых, восходящими к Богу с дымом курения. Наши молитвы, сделанные благовонными посредством праведности нашего Спасителя Христа, возносятся Святым Духом к престолу Отца. Иоанн в видении видел облако дыма, которое возносило молитвы и благовонный фимиам пред престолом Безграничного. Самый слабый святой, который знает, как возносить свои просьбы к престолу благодати во имя Христа, Безгрешного, имеет все сокровища небесные в своем распоряжении!
Ковчег откровения
За внутренней завесой находилось Святое святых – место прообразного служения примирения и ходатайства, образующее собой связующее звено между Небом и землей. В этом отделении помещался ковчег завета, сделанный из дерева акации, покрытый снаружи и внутри золотом и обрамленный сверху золотым венцом. Нестандартный размер ковчега 2,5*1,5*1,5 локтя уже указывал на его особое положение среди других предметов убранства скинии. Общая масса вместе с крышкой и шестами составляла около 200 кг, так что его могли переносить 16 носильщиков, каждый по 12,5 кг веса. Кольца для шестов были расположена в верхней части, что позволяло достичь максимальной устойчивости ковчега против опрокидывания и поднимать его на плечах из положения приседа. При переноске ковчег должен был покрываться несколькими слоями материи (разноцветной завесой, кожами тахашей и голубой шерстью), вероятно, чтобы никто не умер, увидев его. Ковчег никогда не носили открытым всеобщему обозрению.
Когда Бог давал указание относительно построения святилища, Его первая инструкция касалась именно ковчега – это был центральный и основной предмет святилища. Он служил местом хранения каменных скрижалей, на которых Сам Бог начертал Десять Заповедей. Поэтому он был назван ковчегом Божьего откровения, или ковчегом завета, так как Десять Заповедей стали основанием завета, заключенного между Богом и Его народом. В ковчеге находилась сделанная Самим Богом копия того святого закона, который Он дал людям в начале.
Крышка священного ковчега завета называлась престолом благодати. Она была сделана из цельного слитка золота, и ее осеняли два золотых херувима, находящихся на разных концах крышки. Одно крыло каждого из херувимов было простерто вверх, а другое укрывало тело (см.
Над престолом благодати находилась слава Божья — Шехина, видимый знак Божественного присутствия, — между двумя херувимами Бог открывал Свою волю. Иногда Божественная воля сообщалась первосвященнику голосом из облака. Порой свет падал на херувима, стоящего по правую сторону, и это означало одобрение или принятие, а когда тень или облако покрывало херувима, стоящего по левую сторону, это означало неодобрение или отвержение.
После того, как Господь провозгласил Десять Заповедей с горы Синайской, Он написал их на каменных скрижалях и отдал их Моисею, говоря: «положи их в ковчег!» (
Закон Божий, находящийся в ковчеге, является великим мерилом праведности и справедливости. Этот закон объявлял смерть грешнику, но над законом находился престол благодати, выше которого открывалось присутствие Божье и откуда, благодаря примирению, было даровано прощение кающемуся грешнику.
над крышкою, посреди двух херувимов,
которые над ковчегом откровения,
о всем, что ни буду заповедывать...
К находившемуся во Святом-Святых святилища ковчегу не могла прикасаться ни одна нечестивая рука, его не мог видеть ни один смертный глаз, кроме первосвященника, да и он делал это только раз в год, когда он обрызгивал кровью агнца Господня престол благодати и около него, чтобы символически загладить нарушенный закон, находившийся в ковчеге.
Все главнейшие элементы скинии имели форму квадрата (идеальная фигура): Святое святых (вообще куб) и оба жертвенника. Во Святом святых фактически находился духовный процессор скинии, жертвенник курений был сопроцессором, связывающим Святое святых со Святым, а жертвенник всесожжения – сопроцессором, связывающий Святое святых с внешним миром (он забирает грехи и отдаёт искупление, освобождение). Плиты/скрижали закона также были, предположительно, квадратными, т.к. такая форма позволяла им одновременно хорошо ложиться рядом в один ряд на дно ковчега (лежащие друг на друге плиты при движении скользили бы и портили обшивку ковчега, а при снятии крышки была бы видна только половина текста, т.е. половина была бы не-читаема…), и позволял вписать максимум текста с заданным размером шрифта.
Идеально вписывается в ковчег размер плит в локоть = около 45 см. Учитывая, что в качестве материала использовался, предположительно, гранит (самая доступная и самая прочная порода той горной гряды на западе Аравии), вес плит мог составлять порядка 20-21 * 2 = 40-42 кг.
Никакие слова не в состоянии описать великолепие внутреннего устройства святилища. Облицованные золотом стены отражали свет золотого светильника, роскошно расшитые занавеси с сияющими херувимами, стол и жертвенник курений, мерцающие золотом, за второй завесой священный ковчег с его таинственными херувимами, а над ним святая Шехина, видимая слава присутствия Иеговы, — все это являлось лишь слабым отражением славного храма Божьего на небе, великого центра работы для спасения человека. (
Задача постройки такого сооружения требовала изрядных усилий. Фактически, требовалось организовать целый институт, возглавляемый человеком по имени Веселеил (Бецале́ль), специально назначенным на эту роль Самим Богом. Необходимо было провести множество точных расчетов, подготовить необходимое оборудование. Несомненно, это дело почти на 7 месяцев (с сентября 1446 г. по апрель 1445 г. до н.э.) составило главное занятие, на которое были направлены усилия всего народа.
Какой совершенной была эта ремесленная школа в пустыне, в которой были наставниками Христос и Его ангелы! (
В построении и устройстве святилища должен был участвовать весь народ. Там была работа и рукам, и голове. Требовались самые разнообразные материалы, и всех приглашали жертвовать по расположению сердца. (
В этом труде и пожертвованиях израильтяне учились сотрудничать с Богом и друг с другом. А еще им нужно было приготовиться к духовному построению — Божьего храма в своих душах. (
Около полугода ушло на устройство святилища. Когда оно было закончено, Моисей проверил всю работу строителей, сравнивая ее с образцом, показанным ему на горе, и сверяя с указаниями, полученными от Бога. «Как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей».
С нескрываемым интересом израильтяне столпились вокруг, чтобы увидеть священное сооружение. Когда они с чувством благоговейного удовлетворения созерцали эту картину, облачный столп опустился на святилище и окутал его. «И слава Господня наполняла скинию». Там присутствовало Божественное величие, и некоторое время даже Моисей не мог войти туда.
В сильнейшем волнении смотрел народ на знамение, означавшее, что их работа была принята. Ни единым громким возгласом он не выразил своей радости. Торжественное благоговение охватило всех. То, что переполняло сердца людей, выразилось в слезах радости и в искренних словах благодарности, что Бог удостоил их Своим пребыванием. (
Бог приходит и являет Своё присутствие среди них с такой интенсивностью, что затмевает сам факт Синая. Снова огонь с облаком, снова на глазах у всего народа Израиля. Но в первый раз это было огненное облако, а теперь эти два явления разделены: облако днём, а огонь ночью. И если раньше это был устрашающий образ, заставляющий в страхе отступить подальше, то теперь он мягкий и доброжелательный: облако ведёт вас, показывая, куда и когда идти, а огонь освещает ночью и даёт руководство, утешение и свет.
И где Бог на этот раз? Не на вершине сотворенной Им Самим горы, а внутри созданной человеком конструкции. Бог сошёл в наш мир! И Его присутствие здесь, среди людей – для того, чтобы заботиться о людях. Теперь у нас существует новый, удивительный мир, в котором Бог существует среди людей, а не только в небе. Люди как сообщество построили дом для Бога, и Бог пришёл, чтобы обитать в нём.
Организация лагеря вокруг скинии
“Посреди них” (בְּתוֹכָֽם, “бэтохам”) – это не просто в любом месте среди, а точно в центре.
Когда Бог в центре, не остается галерки – Он равноудален от всех и равно близок ко всем. Бог выбирает место, становится его центром, а всё организуется вокруг центра – чтобы тренировать послушание. Когда Бог в центре, а не с краю – вы уже не должны смотреть в затылок друг другу, все на виду у центра, и центр на виду у каждого, и вы будете смотреть в центр.
Если все обращены к одному центру, тогда их затылки всегда обращены к их врагам, которые пытаются извне подобраться, и враги не могут проклясть, так как все обращены к ним своими спинами (игнорируют).
В стане евреи располагались в строгом порядке. Народ подразделялся на три огромные группы, каждой из которых было отведено в стане определенное место. В центре находилась скиния, место обитания невидимого Царя. Вокруг нее располагались священники и левиты. За ними разбивали шатры все остальные колена (племена Израиля).
Левитам было вверено попечение о скинии и ее содержимом как во время стоянок, так и в пути. Когда лагерь снимался, они должны были разбирать священный шатер, а когда народ приходил в назначенное место, должны были устанавливать его. Никому из другого колена под страхом смерти не дозволялось приблизиться к скинии. Левиты подразделялись на три группы — потомков трех сыновей Левия, и каждой группе предписывалось определенное место и работа. В непосредственной близости перед скинией находились шатры Моисея и Аарона. К югу располагались сыны Каафа; их обязанностью, как мы уже упомянули выше, было заботиться о ковчеге и других предметах обстановки скинии; на севере располагались мераритяне, которым были поручены брусья скинии, их подножья, щиты и т.д.; позади скинии размещались гирсоняне, которые хранили занавеси скинии и ее покров.
Было установлено и положение каждого колена. Каждое колено должно было путешествовать и располагаться станом под своим особенным знаменем.
Как во всем стане, так и в окрестностях его царили безукоризненная чистота и строгий порядок. Существовали подробные предписания относительно соблюдения опрятности. Ни один нечистый человек, независимо от причин, не имел права появиться даже в стане (не говоря уже о дворе скинии). Эти меры были крайне необходимы для обеспечения здоровья такого множества народа, а также для поддержания безукоризненного порядка и чистоты, чтобы Израиль мог наслаждаться присутствием святого Бога:
чтоб избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои;
а посему стан твой должен быть свят.
Попросив сделать Ему место обитания, Бог показал, как Он сам живет. Мы преображаемся ровно в то, на что смотрим. Если у Бога есть кухня, спальня, ванная комната, а у вас нет, то вы живете не так, как Бог. Бог поставил Себя в центр, чтобы мы жили ровно так же, как живет Бог.
Постройка Храма Соломона
После того, как Израильский народ вступил во владение обетованной землей, спустя несколько столетий правители народа, который жил уже не в походных шатрах, а в домах, всерьез озаботились тем, чтобы и святилище Божье, Божий дом среди них, был приведен в достойное соответствие.
Долго лелеемая Давидом мечта построить храм Господу была блестяще осуществлена Соломоном в 966 г. до н.э. На протяжении семи лет в Иерусалиме не прекращалась работа строителей, которые воздвигали массивные стены, фундамент из больших камней, «камней дорогих» и «обделанных», обтесывали стволы деревьев, привезенных из ливанских лесов, возводя величественное святилище (
Храм возводился на горе Мориа совершенно бесшумно:
не было слышно в храме при строении его.
Были изготовлены также все необходимые «предметы для дома Божия» (
Помимо херувимов на крышке ковчега завета, Соломон сделал два других ангела большего размера, стоявших по сторонам от ковчега и олицетворявших собой небесных ангелов, охраняющих Закон Божий.
Храм, построенный Соломоном и его помощниками для Бога и служения Ему, был исключительной красоты и непревзойденного великолепия, украшенный драгоценными камнями, окруженный просторными дворами и великолепными подъездными путями, обшитый резными пластинами кедра и полированного золота, с расшитыми занавесями и богатым убранством. Самое великолепное святилище было построено в соответствии с образцом, показанным Моисею на горе и впоследствии представленным Господом Давиду.
Хотя обустройство Храма, построенного Соломоном, можно было бы ещё описывать, мы ограничимся этим, поскольку наша цель достигнута. Мы получили достаточное представление о принципах, по которым строится святилище Бога-ЯХВЕ.
Давайте также взглянем на некоторые литературные особенности описания всего процесса постройки Скинии в пустыне, потому что они могут сказать нам не меньше, чем сами факты, размеры и схемы.
Постройка Скинии и сотворение мира
Если посмотреть на весь раздел 25-31 глав книги Исход (Шмот), в котором содержатся указания Божии относительно постройки святилища, то можно заметить, что эти указания заканчиваются напоминанием о святости субботнего дня. Более того в шести стихах (
Другой интересный факт: в описании плана постройки скинии последовательно, текст за текстом описаны Божьи повеления в 15 шагов, относительно 15 деталей. Это не означает, что в конструкции святилища не было больше ничего, кроме этих описанных здесь деталей. Но ровно 15 элементов здесь не случайно: при чтении Бытие 1 главы обнаруживаются также 15 элементов, сотворенных Богом!
Случайное совпадение? Отнюдь! Для семитского мышления эта параллельная структура текста была совершенно очевидна и со всей определенностью свидетельствовала о том, что возведение святилища – это воплощение Божьего замысла, точно так же, как создание мира – дело Его рук.
Бог, который обитает в Святилище, – это Бог-Творец. Главный принцип, действующий в системе святилищ, – это принцип жизни. Бог, обитающий в Святилище, является Богом жизни и не имеет ничего общего со смертью. Бог ненавидит смерть и ненавидит грех, потому что тот приводит к смерти, убивает тех, кому Он дарит жизнь. В святилище Бог предпринимает работу по восстановлению Творения, имея дело с грехом.
Теперь вратами Эдема стал вход в скинию собрания, попадая сюда, человек как бы соприкасался с будущей Новой Землей. В бескрайней выжженной солнцем пустыне взор израильтянина обращался к сверкающей великолепием скинии, украшенной яркими и искусными изображениями всевозможных растений. Кисти винограда, гранаты, пальмы, обилие золота и драгоценных камней – все это создавало особое настроение, навевало воспоминания об утраченном рае и направляло души странников пустыни к земле иной, земле, сотворенной вновь.
В построении земной скинии в пустыне как бы повторяется сотворение мира (текстовые аллюзии) – святилище становится символом пути возрождения, спасения и искупления нашей планеты и всего человечества от последствий греха.
Когда Соломон воздвиг храм Господу, он украсил его небывалым великолепием и пышностью. В его храме было еще больше изображений растений, хотя ковчег, светильник и другие ритуальные предметы оставались прежними. Убранство Соломонова храма опять и снова напоминает Эдемский сад, вызывая не только ностальгию по утраченному, но и надежду на возвращение Божьего Царства во всей его славе и красоте.
Эта мысль становится еще более очевидной, когда мы обращаемся к видению пророка Иезекииля, в котором ему был показан идеальный храм (
Сотворив мир из хаоса (
В 35-40 главах книги Исход (Шмот) рассказано о сооружении скинии. Не менее 21 раза подчеркивается идея, что работа была выполнена в точном соответствии с указаниями ЯХВЕ.
Особую значимость имеет отрывок
И покрыло облако скинию собрания,
и слава Господня наполнила скинию;
и не мог Моисей войти в скинию собрания,
потому что осеняло ее облако,
и слава Господня наполняла скинию.
ЯХВЕ сошел теперь с горы Синай и поселился в скинии; точно так же, как в конце творения особое Божье присутствие и благословение почило на седьмом дне, как печати творения (
В Торе, как и во всём Ветхом Завете, выражение "Слава Господня" (וּכְב֣וֹד יְהוָ֔ה “ухэвод Йэхва”) обозначает Самого Бога, а именно Святого Духа.
Отличие святилища ЯХВЕ от языческих храмов
Некоторые современные богословы утверждают, что израильское святилище, его план, конструкция и все устройство были заимствованы у окружающих языческих народов. Отсюда делается вывод, что построение святилища не было результатом Божьего откровения.
Исследования археологов действительно указывают как на ряд архитектурных сходств, так и на существенные отличия иерусалимского храма от других древних ближневосточных храмов.
Так, например, Джон Брайт в своей книге «История Израиля» утверждает что «национальная святыня Израиля была построена исключительно по хананейскому образцу». Исследователи Смит и Стонг замечают, что имеет место сильное влияние египетской архитектуры на израильское святилище. Действительно, между израильским и языческими храмами можно заметить ряд сходств:
- Иерусалимский храм (языческие храмы всегда сравнивают с иерусалимским) является частью царской цитадели, подобно другим храмам. Он, как и другие храмы, был построен на искусственном, специально созданном возвышении.
- В то время храмы строились из дерева и камня. Археологи отмечают сходство строительной технологии. Но это ложная посылка, ибо для ведения строительных работ Соломон приглашал строителей из Тира (
3Цар. 6:36 ). Нетрудно выявить причину такого сходства. - Очень схожи и украшения, которые использовались в иерусалимском и египетских храмах: вырезанные пальмы, плоды деревьев и т.д.
- Но, пожалуй, самое главное – это наличие темного, недоступного для всеобщего созерцания помещения, где находилось божество. Доступ туда открыт лишь избранным. Именно таким было Святое Святых в израильском святилище. Несмотря на золотую отделку стен, оно не было освещено, так как светильник располагался в другом отделении. Хотя на самом деле оно было самым освещенным и сияющим местом, потому что там лично присутствовала Слава Господа! Его слава, Его истина – это исходящий от Его лица свет, освещающий всё вокруг, так что не остается ничего более сокрытого во мраке! Мрачным самое святое место оставалось в языческих храмах только потому, что там не было Живого Бога, и потому всё, что остается язычеству – это придумать мистическую тайну и оберегать ее от глаз непосвященных; хотя на самом деле там только пустота!
Обратим более пристальное внимание на иные отличия. Лоренс Герати в статье «Об иерусалимском храме в контексте ближневосточной культуры», говоря о сходстве между израильским храмом и другими ближневосточными храмами, указывает также важные отличия, не имеющие аналогов в ближневосточной практике – отличия значительные и решающие.
- В каждом из ближневосточных храмов в самом святом помещении, закрытом от постороннего взгляда, находился идол — главное изображение того божества, которому посвящен храм, или хотя бы какой-то его символический образ. Это и отличает ближневосточные храмы от греческих, в которых статуя божества доступна обозрению (нагота без святости). Однако эти идолы – бездушны, они – пустота (см.
Пс. 113:11-16; Ис. 44:9-20 ). В израильском храме как во Святом Святых, так и в других помещениях храма не было никакого изображения ЯХВЕ, но там было Его личное присутствие – Он Живой Бог. - Несмотря на то, что многие языческие храмы имеют схожую структуру и у них есть три основные отделения, соответствующих израильским: Внешний двор, Святое, Святое Святых, ни в одном из языческих храмов не наблюдается таких правильных геометрических пропорций – они уникальны и отличаются от всех иных, что может иметь большое значение (размеры скинии Моисеевой были просто удвоены в храме Соломона, про божественные пропорции сохранены).
- Внутри израильского храма отсутствовали сидения. Наличие сидений в большинстве ближневосточных храмов свидетельствовало о том, что богослужение проводилось внутри храма и люди присутствовали на нем. В израильском храме богослужение проводились исключительно перед его входом, перед жертвенником.
- Несмотря на наличие множества общих параллелей с храмовой обстановкой в Иерусалиме, в деталях богослужения есть и много существенных различий. Большинство ученых на сегодняшний день сходятся в том, что система ритуалов в израильском храме являлась уникальной.
У Бога Израиля, конечно же, не было физических потребностей, которые могли бы удовлетворить человеческие существа (
Храм в Иерусалиме был приспособлен к нуждам Его народа, служил для них приютом, милостивым вниманием к человеческим потребностям – это совсем иначе, нежели в политеистических религиях, где храм рассматривался как дворец Бога, в котором его человеческая прислуга обеспечивали его нужды и стремились порадовать/задобрить его дарами. «В отличие от принятой в ближневосточных храмах практики, приходившие в Иерусалимский храм не только не должны были платить за право принести там жертву, но и получали бесплатно необходимые для жертвоприношения дрова». Именно так пророк Исаия в 58 главе описывает подлинное богопоклонение/богослужение.
Смысл жертвоприношений воспринимался прямо противоположно. Те отголоски и внешние сходства, которые можно наблюдать в архитектуре и культах языческих народов и народа израильского, являются свидетельством того, что некогда всем людям были известны Божии постановления относительно жертвоприношений. Однако впоследствии, отступив от Бога, языческие народы утратили эти знания, исказили смысл и значение жертвоприношений, в результате чего языческие культы превратились в кровавые, жестокие и безнравственные действа. Через ритуалы, данные израильскому народу Самим Богом, Он постепенно открывал взору человека Свой замысел спасения мира от греха.
Кровь – символ жизни – издревле использовалась в ритуалах и обрядах во всех культурах и религиозных системах мира, воспринимаясь как важнейший энергетический источник и хранитель информации – начиная от кровавых жертвоприношений, заканчивая кровавым братанием и кровавым венчанием супругов для “обмена энергетикой” и добровольной “энергетической привязкой друг к другу”. Кровь была как бы носительницей души, вместилищем этой энергетической субстанции – т.е. в основе этого взгляда лежала теория бессмертия души.
Но, в отличие от всех других народов, у израильтян КРОВЬ НЕ считается магическим веществом!
Из научных трудов, исследованных в связи с кровью, совершенно очевидно, что среди соседей древнего Израиля было разное понимание роли и функции крови в религиозном жертвенном контексте. Поскольку боги рассматривались с антропологической точки зрения, кровь предназначалась для их кормления. У него не было искупительной функции ни в одном культе на Древнем Ближнем Востоке, кроме Израиля. Нет записей о манипуляциях с кровью. Даже в случае ратификации завета роль крови просто рассчитывалась на то, чтобы внушить послушанию и страху вассала своего повелителя. Более того, считалось, что в древних ближневосточных религиозных культах кровь обладает магическими свойствами (например, рассказ Геродота о пакте с Персами является хорошей иллюстрацией этого суеверного отношения к крови): в не-израильских общинах было принято заключать кровные пакты, в которых участники употребляли внутрь кровь друг друга, что строго запрещено в ВЗ.
В своей диссертации “Структура ритуальной динамики” адвентистский ученый-богослов Рой Жане сделал открытие, проливающее новый свет на природу ритуалов Древнего Ближнего Востока: несмотря на общие черты в религиозных практиках Израиля и окружающих его народов, значение, придаваемое крови в ритуалах Израиля, было уникально и не имело аналагов больше ни у кого другого. Он пишет: “Например, у израильтян священные предметы и святилище очищаются путём разбрызгивания и обмазывания кровью, тогда как в Вавилоне священные предметы очищались разбрызгиванием воды, звоном в колокола, несением факела или кадила, манипуляциями с жертвенным мясом, а у Хеттов священное очищалось омовением в реке”.
В ритуалах ВЗ кровь играла уникальную роль. Это было средство искупления. Он был тесно связан с жизнью, и поэтому его потребление было строго запрещено. Такое преступление было наказуемо остракизмом и, в конечном итоге, смертью. Он принадлежал Божеству, поэтому с ним обращались с большой осторожностью. Следовательно, книга Левит изобилует терминами культовой процедуры в отношении манипуляций с кровью. Кровь имеет апотропеическое (apotropaic – обладающее силой/способностью отвращать беду и зло) качество. Несмотря на то, что она служила в обрядах инаугурации и посвящения, она также играла важную роль в заключении завета (чего не было больше нигде на Ближнем Востоке). Посредством крови и Яхве, и Его народ завета были связаны уникальными заветными отношениями.
Манипуляции с кровью были важным аспектом ритуалов ВЗ – в книге Левит даны подробные инструкции на этот счет. Рой Жане обратил внимание на сложность обрядов крови в отношении культа. Он дал очень полезную и детальную дискуссию о разбрызгивании крови в ритуалах святилища. Смазывание кровью рогов алтаря и его объяснение роли Азазеля дали глубокое понимание культа древнего Израиля. Роль жертвенной крови в
Другие аспекты манипуляций с кровью, такие как принцип градации святости в ритуалах святилища, а также помазание кровью определенных частей тела при освящении священников, были постоянным напоминанием о святости Яхве. Поэтому неудивительно, что злоупотребление священным использованием крови вызвало такое сильное пророческое осуждение со стороны пророков восьмого века до нашей эры (Исаия, Амос).
Магическое мышление в любой форме было чуждо богословию святилища ЯХВЕ: душа живая – это дышащее и мыслящее материальное существо (т.н. формула
В святилище вообще отсутствовала идея о бессмертии души и, следовательно, культ мертвых – связанные с этим ритуалы не только не практиковались, но и были запрещены под страхом смертной казни. Также в ритуале отсутствовали гадания, и даже более того – они тоже были запрещены. Полностью исключались все алкогольные напитки, табак или иные наркотические средства (священникам – под страхом смерти – см. историю Надава и Авиуда) – т.е. исключалось любого рода искажение мышления, нарушение работы головного мозга, вхождение в транс, гипнотическая музыка и т.п.
Также исключалась храмовая проституция (см.
Святость субботы была еще одной уникальной отличительной чертой, так как в других языческих культурах почитался день солнца – воскресенье. Первая суббота недели творения – первый полный день, прожитый первыми людьми, был проведен в общении со своим Создателем, который уже обеспечил их всем для жизни, и они могли убедиться, что Ему, а не тварному миру, в том числе солнцу, как основному источнику энергии для жизни на земле, обязаны они всем.
Бог дает повеление сделать вход во святилище с востока, так что все приходящие на поклонение, становясь лицом ко входу, поворачивались спиной к востоку. Это было неслыханно, ибо все остальные культовые системы непременно предписывали поклоняться в сторону востока, в сторону восходящего солнца. В 8 главе Книги Иезекииля поклонение «лицом к востоку» осуждается как идолопоклонство. Поэтому даже ориентация храма в пространстве была прямо противоположной языческим храмам – с востока на запад, чтобы не кланяться восходящему солнцу.
Далее, в любой религии мира их божества хотели жить в каменных, массивных, огромных храмах, которые поражали своим величием маленького человека – в таком большом пространстве человек теряется, даже пугается. Но Бог не так желал показаться себя людям – Его палатка будет похожей на палатки людей, но она будет в 2 раза больше, чем рост человека, и вся драгоценная.
Скиния представляла собой сокровищницу, т.е. банк – там было очень много золота серебра, меди – тонны невероятно дорогих и красивых металлов. Собранная вместе, это конструкция представляла собой один огромный слиток золота с драгоценностями. Но святой храм был защищен от того, чтобы превратиться в “банковую систему Люцифера” (с языческой идеологией –
Главная цель скинии/храма
Господь Иисус был основанием всей жизни еврейской нации. Их ритуалы, производящие сильное впечатление, были учреждены Богом. Они должны были учить народ, что в назначенное время придет Некто, на Кого указывали эти церемонии (
Учение о жертвоприношениях должно было возвеличить Христа перед всеми народами, чтобы все взирающие на Него могли жить. Христос был краеугольным камнем еврейского общества. Вся система образов и символов представляла собой Евангелие в сжатом виде: в ней были заложены обетования спасения. (
Каждая жертва символизировала смерть Христа. В каждом облаке фимиама к небу возносилась Его праведность. Каждый звук трубы в юбилейный год возвещал Его имя. В таинственном благолепии Святого святых пребывала Его слава. (
Подобно земному святилищу, построенному Моисеем в соответствии с образцом, показанным ему на горе, храм Соломонов, со всеми его службами, был «образом настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы»; два его святых отделения были «образом небесного»; Христос, наш Великий Первосвященник, есть «священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евреям 8:2). (
Пронаблюдав ритуальное убранство скинии и одежды первосвященника (мы сделаем это в уроке №4), мы можем увидеть, что многое из всего этого апостол Иоанн использует при описании святого города Нового Иерусалима – то есть как внешние декорации, так и ритуальное убранство скинии указывают нам на Новую Землю. Этот вывод ставит перед нами интересный вопрос: указывало ли Ветхозаветное святилище исключительно на те события, которые произошли на Голгофе? Очевидно, нет – и этот вывод противоречит многим традиционным представлениям о значении земной скинии.
Типология Святилища простирается в будущее намного дальше, чем события Голгофского креста!
До сих пор мы затронули только две книги – Бытие и Исход.
Далее, изучая книгу Левит, где непосредственно описаны ритуалы, происходившие в скинии, мы откроем для себя, что на Голгофе спасение человечества только началось, и Божье дело искупления простирается через настоящее далеко в будущее, где нас ожидают «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (