СВЯТИЛИЩЕ – библейский курс
Библейское учение о святилище
h4539 - номер Стронга (еврейский язык)
покрывало, покров, завеса
h6532 - номер Стронга (еврейский язык)
завеса (в скинии, разделяющая Святое и Святое святых)
Структура книги Левит. Жертвы святилища и ритуалы двора
Левит 1-7 главы
Для читателя, который хотя бы немного знаком с Библией, очевидно, что больше всего о законах и ритуалах ветхозаветного святилища написано в Книге Левит. Но даже читатель Библии «со стажем» не часто обращается к этой книге. Многие считают ее специфическим сводом правил для древних евреев, и полагают, что в ней нет ничего ценного для современного христианина.
Но Книге Левит стоит уделить больше внимания, ведь в ней содержится удивительное откровение Божьей заботы и промысла.
Левит – это книга законов, изложенная в повествовательной структуре, и поэтому может показаться странным говорить о ее богословии. Но библейские авторы верили и Церковь всегда признавала, что они писали больше чем историю – они записывали Слово Божье своему народу. Левит рассказывает нам о характере и воле Бога, выразившейся в Его отношениях с Израилем и в данных Им законах.
Самые важные темы: 1) присутствие Бога, 2) святость, 3) роль жертвоприношений и 4) синайский завет.
Хиастическая структура книги Левит
Прежде чем детально рассматривать Книгу Левит, нужно уяснить ее общую структуру. И здесь исследователи приходят к интересному открытию: оказывается, Книга Левит написана в форме хиазма – это такое построение текста, когда его части обратно симметричны друг другу по содержанию.
Так может быть построена не только фраза, но и вся книга, как в случае с книгой Левит, и даже целое собрание книг, как и написано Пятикнижие Моисея – Тора.
Хиастическую структуру книги Левит можно схематично представить себе так:
А – законодательства (1-7 главы)
В – законы для священников (8-10 главы)
С – законы о чистоте и нечистоте (11-15 главы)
D – день очищения (16 глава)
С'– законы о чистоте и нечистоте (17-20 главы)
В' – законы для священников (21-22 главы)
А' – культовые законодательства (23-25 главы)
Часть А повествует нам о законах ежедневных жертвоприношений. Эту часть можно разделить на две подчасти: первая – с 1 по 5 главы – повествует нам о пяти основных жертвах, которые приносятся во святилище: жертва всесожжения, жертва хлебная или бескровная, жертва мирная, жертва за грех и жертва повинности. В этих главах даются конкретные указания, что должен делать грешник, приносящий эти жертвы. Главы 6 и 7 содержат в себе законы о тех же жертвах, но в них даются указания священнику относительно его обязанностей в этих ритуалах.
Последняя часть книги Левит (обозначена как часть А') симметричная первой – она тоже повествует о жертвоприношении, но это уже жертвы, которые совершаются по определенным дням в праздники.
Часть В посвящена очень важному событию – «инаугурации» святилища. Здесь детально описано, как Моисей посвящал скинию и очищал священников для служения.
Симметричная часть В' тоже говорит о священниках, устанавливая критерии, которым должны были соответствовать сыны Аарона, совершающие служение в святилище.
Часть С знакомит нас с законами, связанными с ритуальной чистотой. Эти законы – не просто являлись правилами гигиены, но содержали в себе и глубокий духовный смысл.
Параллельная ей часть С' говорит нам о моральной чистоте, к которой должен стремиться избранный Богом народ.
Центральной и, соответственно, самой главной частью книги Левит (часть Д) является 16 глава, в которой описан день очищения – важнейший ритуал во всей обрядовой системе Ветхого Завета.
Итак, книга Левит – это не хаотичное нагромождение древних, понятным лишь только одним ветхозаветным израильтянам культовых правил и предписаний; пред нами предстает стройная продуманная система законов, данных Самим Богом человеческому роду. Проникая в их смысл, мы познаем вечного и неизменного Законодателя и Его волю, единую для всех времен и народов.
Экскурсия по святилищу
Но это лишь одна структурная модель книги Левит, и она еще не объясняет всё! Книга Левит, как и всё творение Божье, имеет более сложную и многогранную структуру, когда несколько структурных схем как бы одновременно наложены друг на друга и переплетены между собою.
Всё повествование построено так, чтобы отражать расположение и конфигурацию скинии.
Обустройство, детали обстановки двора и отделений скинии подробно описаны в 25-40 главах Исход – т.е. это структура, анатомия и морфология святилища.
Книга Левит, в свою очередь, предписывает, как должен использоваться каждый из объектов, размещенных в определенных частях скинии – т.е. описывает функцию, физиология святилища.
Фактически, книга Левит – это экскурсия по функционирующей скинии. Автор использует структурные элементы скинии, чтобы показывать, где мы находимся в данный момент в ходе экскурсии по ней. Определенные разделы повествования исполняются более глубокого смысла, когда мы обнаруживаем, что предписанные действия действительно осуществляются в правильных местах.
Книга Левит напоминает текст паломничества. Поклоняющиеся совершают путешествие поминовения святыни и обходят ее с книгой в руках в качестве руководства, произнося определенные слова на каждом месте, отмечая своими шагами каждое место. Но движения по скинии происходит не в реальности, а в сознании поклоняющегося, когда он читает или слушает слова книги.
И архитектурное пространство скинии как сооружения, и текстовое пространство Книги Левит имеет вид сужения, сходящегося к центру, подобно воронке – оно сходится во внутренней точке, или поднимаясь к недоступной, скрытой вершине; она не расширяется во всех направлениях, а всё более концентрируется и фокусируется на главном.
Вся Книга Левит выражена по образцу скинии – то есть разделена на три части:
- внешний двор (главы 1-17);
- Святое (главы 18-24);
- Святое святых (главы 25-27)
Причем каждый литературный фрагмент книги имеет различный размер, соответствующий размеру различных частей скинии: 1) наибольший, 2) средний и 3) наименьший.
Части Книги Левит соответствуют трем разделам скинии не только по размеру, но и по содержанию:
- Раздел (1) посвящен жертвоприношениям (главы 1-7), совершенным во Внешнем суде; ритуалу посвящения (главы 8-10), законам чистоты (главы 12-15), определяющим, кто может войти в скинию; законам убоя животных и запрещения употребления нечистых животных и крови (главы 11, 17), и другие связанные с этим вопросы – всё это относящиеся к основной деятельности у алтаря во дворе скинии.
- Раздел (2) включает в себя законы, относящиеся к священникам (главы 21-22), которые одни лишь могли войти во Святое отделение святилище, а также подробности, касающиеся светильника и стола, которые там находились (24:1-9).
- В разделе (3) основное внимание уделяется благословениям и проклятиям, которые возникнут, если Израиль соблюдает или нарушает завет (глава 26), помещенный в ковчег, расположенный во Святом святых.
Отдельные главы Книги Левит можно разместить на схематическом плане скинии, представляя читателю виртуальную экскурсию по месту поклонения по мере продвижения по тексту Книги:
Представьте, что Вы используете Книгу Левит как путеводитель по скинии.
Экскурс начинается от входа в скинию, где Господь воззвал к Моисею в первой же строке (
Затем мы встречаем историю, связанную с огнём – помазание святилища, священником и грех Надава и Авиуда. Затем следует большой раздел (главы
Две истории (главы
- большая из эти двух завес – מָסָךְ, “масах” = "одеяло" (
Исх. 26:36-37, 36:37-38 )
– она разделяет внешний двор и святилище (Святое), - в то время как меньшая – פֹּרֶכֶת, “порэкхэт” = "занавеска" (
Исход 26:31-35, 36:35-36 )
– отделяет Святое от Святого святых.
Огонь всегда горит на главном жертвеннике во внешнем дворе, куда приходят люди, чтобы совершить свои жертвоприношения. Здесь же расположен и умывальник для омовения священников. Соответственно, в первых главах (
Главы
До сих пор повествование книги следовало от входа по одной стороне двора до тех пор, пока не встречает завесу, отделяющую двор от святилища. Повествование в главах
В данном пункте гид должен сделать выбор: следует ли продолжить путь за завесу? Ведь двор очень большой: если посетитель, подойдя к завесе, пройдет через нее, тогда он не сможет увидеть другую (левую) сторону двора. “Гид”, написавший Книгу Левит, вначале провел посетителей по одной стороне, а затем мимо завесы и вдоль противоположной стороны двора обратно до входа, прежде чем возвратиться к охраняемому входу во святилище. Главы
Подобно главам
Левит
После того, как глава
Новый подраздел
Теперь, когда читателю известен путь по наибольшему пространству скинии, обзор первого отдела скинии завершен, и текст следует прямо через завесу (главы
Вспоминая аналогии с горой Синай, нам нужно быть готовыми встретить в этом среднем отделении нечто эквивалентное облаку на горе. Как оказывается, именно здесь Моисею было велено поставить жертвенник курения (
И теперь перед нами открывается само святилище – совсем маленькое место с ограниченным доступом, которому в повествовании посвящено всего 7 глав. Когда читатель прошел через завесу, где рассказывалось о наказании сыновей Аарона (глава
Главы
Далее, главы
Далее следует глава
Отрывок
И повествование о богохульстве
Потому главы
На последующих уроках мы шаг за шагом пройдем этот путь, останавливаясь в каждом пункте и внимательно вникая в те удивительные вести, которые святилище содержит для нас.
Священное – пространство, время и статус
Обычно ритуалы святилища рассматривают с точки зрения того, какие средств они предоставляют для решения проблемы людского греха и нечистоты. Но для мышления израильтян был присущ несколько иной подход, чуждый нашему мышлению – он фокусируется на необходимости сохранения и поддержания священного пространства. Значимость священного пространства постулируется уже на самых первых страницах Ветхого Завета. Мы уже выяснили, что повествование о сотворении мира рассматривает мироздание как храм: Бог привел мироздание в порядок и равновесие, и поддерживает их в созданном им мире.
Когда Адам и Ева согрешили, они были изгнаны из сада, потеряли доступ к священному пространству и нарушили установленное Богом равновесие. План скинии и последующего храма был разработан, чтобы восстановить равновесие в священном пространстве – присутствии Бога на земле – при сохранении ограниченного доступа. Поскольку Исход 40 описывает славу Господа, наполняющего храм, израильтяне переживают то, что фактически является возвращением в Эдем – не в смысле полного восстановления, а в том смысле, что присутствие Бога снова занимает свое место жительства среди людей, и доступ к Божьему присутствию, каким бы ограниченным он ни был, восстановлен.
Фрэнк Горман обнаружил, что ритуал по самой своей природе призван поддерживать творение, сохраняя равновесие (этот здоровый баланс на языке физиологии называется гомеостаз).
Три наиболее важных аспекта ритуала в этом отношении – это время, пространство и статус. Это важные условия, поэтому ритуалы должны совершаться в определенных местах, в определенное время (в определенной последовательности) и людьми с определенным статусом. Священные периоды времени должны быть определены, поддерживаться священниками и соблюдаться людьми. Священное пространство должно быть отделено, а его святость охраняться. Статус священников и людей должен регулироваться конкретными инструкциями. Эти руководящие принципы позволяют священникам определять, кто имеет доступ к священному времени и священному пространству и как можно достичь и сохранять статус определенного уровня.
Первые главы Бытие, рассказывая об установлении Богом порядка и равновесия в мироздании, имеют дело с теми же аспектами: глава 1 говорит о времени (дни 1, 4, 7), глава 2 – о пространстве (сад и Эдем), а глава 3 – о статусе Адама и Евы, потерянном из-за грехопадения и изгнания.
Сотворив мир, Бог привнес в него порядок, установил в Нем равновесие и поселился в Нем, чтобы поддерживать это равновесие – организованное пространство, установленный статус и упорядоченное время. Когда грех вошел в мир, это порядок оказался под угрозой, а хаос снова стал угрожать. Святилище Израиля представляет собой небольшой островок порядка в мире, находящемся под угрозой хаоса. Это было место, которое сохраняло равновесие для присутствия Бога, а Его присутствие, в свою очередь, было якорем против беспорядка. И священник посредством ритуалов выполняли определенную роль для поддержания этого священного порядка.
Когда Божье присутствие покинуло храм (
В восстановленном храме разорвавшаяся при распятии Христа завеса означала конец ограниченного доступа к Богу (
Эдем восстановлен в нас, потому что Божье присутствие поселилось для обитания в сердцах Его детей. Наш священный статус навсегда установлен, потому что мы во Христе, а Христос в нас.
Но это значительное изменение в статусе привело к ситуации, в которой христиане перестали понимать динамику израильского богословия относительно священного пространства. Проблема статуса (грешник или праведник) стала, в каком-то смысле, единственной интересующей людей проблемой, и она поглощает большую часть внимания богословов и исследователей. Озабоченные только своим статусом в отношение греха христиане рассматривают Книгу Левит с чрезмерным акцентом на статус – система жертвоприношений толкуется в евангельских терминах спасения с фокусом лишь на человека. Из-за такого перекоса теологии в сторону нарциссизма (самолюбования, чрезмерного внимания в себе и переоценки собственной значимости), будучи благодарны Богу за то, что Он сделал для нас, мы легко можем прийти к ошибочному убеждению, что наша вера касается лишь нас. Так библейский фокус на праведности заменяется поиском счастья, святость подменяется целостностью, истина – чувствами, мир сжимается до круга личных обстоятельств, сообщество верующих – до круга личных друзей; так что всё, что у нас остается – это религия собственного “я” (ни что иное, как форма эгоцентризма).
Но христианство – не о нас, оно – о Боге. Воспринимая ритуал Книги Левит как целиком посвященный людям, имеющим дело со грехом, многие исследователи не заметили, что на самом деле он – посвящен Богу и равновесию священного пространства. Он затрагивает людей в некоторой степени второстепенно – их нужно поддерживать в чистоте, чтобы сохранить святость Божьего присутствия и дать возможность иметь к ней доступ. Но Божье присутствие – главное, это центр, именно на него обращен фокус всего!
План искупления, однако, имел более широкое и глубокое предназначение, чем 1) спасение человека. Христос пришел на землю не только ради этого; не только для того, чтобы обитатели этой маленькой планеты могли научиться уважать Божий закон, как он этого заслуживает. План искупления должен был 2) оправдать перед вселенной характер Бога. Такого результата своей великой жертвы – её влияния на обитателей других миров, а также на человека – ожидал Спаситель… Смерть Христа ради спасения человека не только делала Небо доступным для людей, но и должна была оправдать перед Вселенной действия Бога и Его Сына в ответ на восстание сатаны. Она должна была доказать неизменность Закона Божьего и раскрыть сущность и последствия греха. (
Концепция ритуала
В первую очередь и прежде всего, РИТУАЛ – это способ уделить внимание, процесс для обозначения интереса:
…Необходимо развивать умственные способности и пробуждать интерес учащихся. Для этого хорошо следовать Божьему методу обучения… В… святилище… священными сооружениями и памятными местами, ритуалами и обрядами — бесчисленными знаками Бог дал Израилю уроки, иллюстрирующие Его принципы и сохраняющие память о Его чудесных делах. (
Затем, как только пробуждался интерес/задавались вопросы, получаемые наставления производили сильнейшее впечатление на ум и сердце. В мерах по воспитанию избранного народа становится очевидно, что совершенная жизнь — это жизнь, в центре которой находится Бог. Он [Бог] обеспечивает возможность удовлетворить каждую потребность, которую Он внедрил [в естество человека]; Он стремится развить [в нас] каждую данную [Им] способность… (
Именно такая фундаментальная характеристика ритуала объясняет роль места как ключевого компонента ритуала: место управляет вниманием. СВЯЩЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА строятся и конструируются. Любое искусственное РИТУАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ – это размеченное пространство, в котором в принципе нет ничего случайного – всё, по крайней мере потенциально, требует к себе внимания входящего туда человека. Храм служит фокусирующей линзой, подчеркивающей значимость определенных вещей путем того, что направляют на них внимание и помогают осознать различия, чем облегчают осуществление ритуалов. Более того, ритуалы и места их осуществления воздействуют не только на мысли, но и на эмоции и тела, так что священные пространства приобретают огромное культурное значение – они определяют и изменяют опыт человека.
Скиния, как физическое ритуальное пространство, сконструированное по основе текста, имела для израильтян вполне определенное значение: центральным в концепции скинии как священного места было фундаментальное представление о порядке в мире и его устройстве – и литературные связи между текстом о сооружении скинии (
Такая взаимосвязь предполагают центральную роль концепции порядка: в сотворенном мире существуют различные отдельные части, у каждой из которых есть свое место и время. В процессе сотворения Бог устанавливает каждый элемент на свое место в хорошо структурированную систему пространств, объектов и существ; Бог организует вселенную, превращая ее в высокоупорядоченное место.
Совершавшиеся в скинии ритуалы также структурированы и упорядочены: календарная регулярность и управляемое правилами точное повторение различных жертвоприношений явно выражаются, например, в
Скинию можно рассматривать как место ритуального порядка, который отражает упорядоченность созданной вселенной. Реальный мир – сложное, хаотичное место. Скиния отчасти представляет собой совершенную упорядоченность, которая для многих людей является тем, чем «должен быть мир». Это место, которое захватывает первичную организацию мира такого, каким он впервые был создан Богом за семь дней. Мир был и остается морально и духовно сложным местом. Он полон хаоса, зла, двусмысленности и зачастую отсутствия контроля. Возможность обновления, возвращения к идеальной упорядоченности творения и установления Божьей силы и величия дает покой от проблем мира в настоящем упорядоченном священном месте. Кроме того, сооружение скинии в первый день первого месяца – в Новый год – может указывать на его значение как места воссоздания: скиния и ее ритуалы “давали каждому израильтянину возможность духовного обновления и морального возрождения”.
Мы вернемся к концепции порядка в ритуалах скинии, когда будем говорить о нечистоте и ритуалах очищения от нее.
ЖЕРТВЫ СВЯТИЛИЩА
Итак, мы приступаем к экскурсии по святилищу, начиная со двора. Здесь приносились ЖЕРТВЫ.
«И воззвал [קרא “кара”] Господь к Моисею…» (
С первых же слов становится очевидно, что содержание Книги Левит – о взаимоотношениях, о сближении людей с Богом через систематизированный порядок поклонения. Книга начинается со слов о добровольном желании человека приблизиться к Богу – находясь в сотворенном мире, он сознает неизбежность своей смерти, и его единственная надежда на будущее за могилой в том, чтобы связать себя с Существом и Причиной, большей, чем он сам, которая была до его рождения и будет после его смерти – эта неотъемлемая потребность человека универсальна. Но реализовываться она должна совершенно иным способом чем в практиках языческих мест поклонения – именно поэтому откровение Книги Левит дается после отступничества Израиля у Синая, когда они стали поклоняться золотому тельцу как своему избавителю. Все указания были призваны открыть истинный характер Живого Бога.
Что в святилище значит “ЖЕРТВА”
В тексте
Слово “корбан” трудно перевести на другие языки. Слова «предложение, подношение» совсем не передают смысла слова “корбан” – ведь они предполагают, что адресат «подарка» желает получить подношение или нуждается в нем. Слово “корбан” ни при каких обстоятельствах не имеет такого смыслового оттенка «презента» или «дара» и в таком значении в Писании не употребляется никогда! Библия использует его исключительно для описания отношений человека с Богом, и понять его можно, лишь учитывая значение, присущее его корню “крб”: «подходить», «приближаться», «(находиться) рядом». Таким образом, оно означает установление близкой связи с другим.
Понятие «жертва», – означающее, что тот, кто ее приносит, отказывается от своего, причиняя себе ущерб, – также не соответствует слову “корбан”, которое по самой своей сути отрицает любого рода акт разрушения или самоотречения. Более того, “корбан” всегда предназначается не для удовлетворения желания того, к кому «приближаются», но для удовлетворения потребности «приближающегося», того, кто совершает этот “корбан”, желая, чтобы связанное с ним «нечто» помогло установить более тесные отношения с Богом.
Действие, посредством которого человеку предстоит достичь этих более тесных отношений с Богом, называется “кераба” – приближение. Цель “кераба” – искать Божественной близости (
Это служение было учреждено Самим Христом. Каждое священнодействие символически указывало на Него и было полно жизни и духовной красоты. (
Приходящие на поклонение приносили жертву… которая служит прообразом одной совершенной Жертвы. Тот, на Кого указывало храмовое служение… Это Он [Христос] когда-то дал указания о приношениях. (
Каждая жертва символизировала смерть Христа. (
“Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо... и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца” (Ис. 58:6,10). Здесь явлен дух и характер деятельности Христа. Вся Его жизнь была жертвой во имя спасения мира. И когда Он постился в пустыне или сидел с мытарями на празднике у Матфея, Он отдавал Свою жизнь ради искупления погибших. Истинная набожность проявляется не в показной скорби, не в самобичевании и не в многочисленных жертвах, но в добровольной отдаче всего себя на служение Богу и людям. (
И вновь Христос повторил, что жертвоприношения сами по себе не имеют ценности. Они лишь средство, а никак не цель. Назначение жертвоприношений — обратить людей к Спасителю и привести их в согласие с Богом. Бог ценит только служение любви, а если любви нет, то простой круг обрядов — это оскорбление для Него… (
Языческие жертвоприношения
Языческие жертвоприношения представляли собою искаженный обряд, установленный когда-то для всех людей Богом, и многие искренне соблюдавшие языческие ритуалы восприняли от евреев истинный смысл служения, заповеданного Богом, и поверили в обетование об Искупителе. (
С тех пор, как змею в Едеме было сказано: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт. 3:15), сатана знал, что у него нет абсолютной власти над миром. Он увидел, что в людях действует сила, которая способна противостоять его влиянию. Сатана внимательно наблюдал, как приносили жертвы Адам и его сыновья. В этих обрядах он видел символ общения между Небом и землей, и он решил разрушить это общение. Он представил Бога в ложном свете и неверно истолковал обряды, которые указывали на Спасителя. Он посеял в людях страх перед Богом, внушая им, будто Господь радуется их гибели. Жертвы, предназначенные являть любовь Бога к людям, теперь приносились в умилостивление Его гнева. Сатана возбуждал в людях злые страсти, чтобы упрочить свою власть над ними… (
И когда Иисус родился, сатана понял: пришел Тот, Кто имел Божественное поручение оспорить его владычество… Сатане известно было, какое положение занимал на небе Христос, возлюбленный Сын Небесного Отца; и то, что Сын Божий должен прийти на эту землю как человек, наполняло его изумлением и страхом. Он не мог постичь тайну великой жертвы. Его эгоистической натуре была непонятна такая любовь к обманутому человеческому роду. Люди очень смутно представляли себе славу и мир на небе, а тем более — радость общения с Богом. Люцифер же – осеняющий херувим – прекрасно все это знал. И с тех пор, как он потерял небо, он решил мстить Богу, способствуя падению людей, чтобы они разделяли его участь. Он добивался этого, побуждая род людской недооценивать небесные истины и прилепляться сердцем к земному. (
Отличительной чертой языческого поклонения является принятие веры в то, что судьба человека полностью зависит от внешних сил, которые могут быть умиротворены дарами. Напротив, предписанное в Библии поклонение основано на моральной автономии человека и свободе принимать или отвергать соблюдение божественного завета и его предписаний. Таким образом, хотя языческие и израильские всесожжения полностью посвящены небу, хотя и весьма различны по намерению и назначению, на этом поверхностное сходство поклонения заканчивается. Языческое поклонение ничего не знает о жертвах за грех или о жертвах вины, которые полностью основаны на презумпции моральной автономии человека и возможности для него его изменять структуру своей жизни через покаяние.
Слова Авраама «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22:8) и то, что Бог дал другую жертву взамен Исаака, показывают, что ни один человек не может искупить сам себя. Языческая система жертвоприношений была совершенно неприемлема для Бога. Ни один отец не должен был приносить своего сына или дочь в жертву за грехи. Только Сын Божий в состоянии понести на Себе грех всего мира. (
Для того чтобы сделать различие между языческим и израильским поклонением как можно более четким, были очень подробно изложены протоколы жертвоприношений, из которых любое отклонение, сложение, вычитание или изменение считалось неприемлемым. Моисею поручено говорить детям Израиля о жертвенных протоколах людям в целом, а не только священству, управляющему обрядом. Не должно быть ничего скрытного, тайна не раскрыта только избранным. В некотором смысле, это было также напоминанием исполняющим обязанности священникам, что они в основном функционеры, цель которых состоит в том, чтобы способствовать общественному поклонению, а не быть заступниками между детьми Израиля и их Богом; они не должны были быть сакральной элитой, как в язычестве.
Священники… были призваны стать представителями Божьими в народе; в их обязанности входило пресекать непочтительное поведение во дворе храма и быть для других примером благонравия и милосердия. Не стремиться к наживе, а заботиться о потребностях верующих, пришедших поклониться Богу, и помогать тем, кто не в состоянии купить требуемые жертвы, — вот в чем заключался их долг. (
Когда иудеи отошли от Бога, они в значительной степени утратили понимание сути учения о жертвенном служении… осталась лишь мертвая форма. Они полагались только на жертвы и обрядовые установления, позабыв об уповании на Того, на Кого указывали все эти служения. И для того, чтобы восполнить утраченное, священники и раввины вводили все новые и новые законы и установления, и чем суровее они были, тем меньше проявлялась в них Божья любовь. Раввины измеряли свою святость количеством обрядов, а их сердца были наполнены гордостью и лицемерием… (
Все это были происки сатаны, который пытался разочаровать людей, исказив их представления о Боге, и вызвать отвращение к религии Израиля. (
Многие израильтяне считали, что жертвоприношения могли освободить их от греха. Бог же хотел научить их, что сами по себе жертвоприношения животных имеют не больше силы, чем медный змей. Их предназначение состояло в том, чтобы обратить помыслы иудеев к Спасителю… (
ВИДЫ жертвоприношений
В Ветхозаветном святилище совершалось пять видов жертвоприношений:
- жертва всесожжения (евр. «ола'»),
- жертва хлебная (евр. «минха»),
- жертва мирная (евр. «шламим»),
- жертва за грех (евр. «хатат»),
- жертва повинности (евр. «ашам»).
По своей типологии все пять ритуалов разделены на две группы:
- в первую группу входят 1) жертва всесожжения, 2) жертва хлебная и 3) жертва мирная;
- во вторую – 4) жертва за грех и 5) жертва повинности.
На последующих уроках мы будет рассматриваться сначала динамика принесения каждой из жертв, чтобы разобраться в значении каждого повеления, которое давал Господь при совершении ритуала. Затем мы будем рассматривать типологию этих ритуалов, и так сможем понять, что эти жертвы символизируют сегодня, в наше время. Но прежде разберемся в некоторых очень важных вопросах!
ПАРАДОКСЫ ЕВАНГЕЛИЯ
Зачем нужна была смерть жертвенного животного? Как это указывало на решение проблемы греха?
Прежде чем рассматривать детально динамику и типологию жертвоприношений и обрядов скинии, важно пониматься некоторые вещи относительно названия этих жертвоприношения и их описания.
Книга Левит использует многие слова не в их прямом значении, а в как технические термины. Перевод названий этих жертвоприношений на русский язык весьма условен, и этимология каждого слова в отдельности не решит проблему истолкования и типологии, потому что точного перевода левитской терминологии не существует вообще! Ведь подобное существовало только в Израиле.
Однако отсутствие точного перевода этих терминов не должно создавать проблему у читателя: за каждым словом стоит определенный тип богослужения, смысл которого – не в названии, а в содержании.
Наша основная цель заключается в том, чтобы открыть, каким образом Божественная мысль, переданная нашим слабым несовершенным человеческим языком, оказывается во многих аспектах парадоксальной. Например, это замечательно, видно в обрядах, совершаемых в израильском святилище. Если мы сможем понять парадоксы древнего израильского служения и его цель, то также сможем понять План спасения и увидеть величие Бога, составившего такой чудесный План искупления грешника.
Парадокс Евангелия выражают в израильской системе поклонения 4 ключевых еврейских слова:
Итак, здесь мы находим первые два термина и их различные переводы.
1. Хатта’т – буквальное значение: «грех», «нарушение». Но в случае ритуала жертвоприношения оно переведено как «жертва за грех», «жертва очищения» или проще – «искупление» (
2. Ашам – буквальное значение: «вина». В случае ритуала оно переведено как «жертва повинности» или, принимая во внимание его позитивный смысл, – «жертва возмещения» (
Ибо она святыня великая, и она дана вам,
чтобы снимать грехи (“наса авон”) с общества и очищать их пред Господом
3. Наса авон – буквально означает «нести на себе (грех)». Но по отношению к жертвоприношению оно переведено с противоположным значением – «снимать грех».
и положит вне стана на чистом месте,
и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых,
для воды очистительной (“ниддах”);
это жертва ха грех (“хатта’т”).
Последнее слово hatta’t, исходя из того, что мы уже знаем, означает «грех». Поскольку в этом отрывке оно используется в связи с жертвой, то многими переводится как «жертва за грех», или «жертвоприношение за грех» – то есть жертва рыжей телицы считается жертвой за грех, и это подтверждается
4. Ме ’ниддах – буквально означает «вода нечистоты». На самом деле, практически во всех остальных случаях использования в Библии слова «ниддах», оно значит менструальную или кровавую «нечистоту» (
Противоречия в переводах этих четырех ключевых терминов, описывающих древние ритуалы, непроизвольно отражают парадокс, содержащийся во всей ритуальной системе.
Поскольку служение в храме было «тенью» или «прообразом» будущего служения Сына Божьего в Небесном Святилище (
Еще один яркий пример. Мясо жертвы за грех, съедаемое священником, несет в себе грех. Об этом пишет Книга
Как одинаковыми терминами могли обозначаться понятия очищения и осквернения? Более того, как кровь и плоть жертвенных животных, являясь символическими носителями греха, могли одновременно являться и средством очищения от греха?
В книге
То же самое мы наблюдаем и с кровью, носителем греха. Соприкосновение с нею оскверняет человека. Однако же, существовали и другие ритуалы, в которых происходит прямо противоположное. В книге Чисел, 19 главе, даются рекомендации о том, как очищать человека, который прикоснулся к мертвому телу. Для этого брали рыжую телицу (в оригинале — красная телица, то есть символизирующая кровь). Человека, осквернившегося прикосновением к мертвому телу, будь то в бою или во время похорон, необходимо было окропить смесью воды и пепла рыжей телицы. Этот пепел заменял многочисленные жертвы за грех. Пепел рыжей телицы находился вне стана, и всякий осквернившийся мог воспользоваться им, вместо того чтобы приносить очистительную жертву. Красный цвет телицы, символизировавший кровь, фактически говорит нам о том, что очищаемого должны были кропить кровью жертвы за грех.
Как мы видели в главе, человек должен был еще более оскверниться от соприкосновения с кровью, но в данном случае происходит обратное.
Еще один пример находим в 14 главе книги Левит, с 2 по 7 стихи, где речь идет об очищении от проказы. Кульминацией этого очищения являлось окропление очищаемого кровью жертвы за грех.
В чем же дело? Как разрешить этот парадокс? В каком случае соприкосновение с кровью оскверняло, а в каком — очищало? Ответом на этот вопрос может служить
Богослов Трейер пишет следующее: «Было необходимо, чтобы кровь всякой жертвы достигала святилища, ибо там происходило это парадоксальное изменение. Только благодаря соприкосновению со святилищем грех и нечистота грешника могли быть превращены Богом в прощение и очищение. Святилище было центром взаимоотношений между Богом и Израилем, и только с его помощью на молитву о прощении мог быть получен ответ».
Таким образом, через эти символы грешник мог видеть, что Святилище брало на себя грех, несло на себе ответ и ответственность за его грех. Внося во святилище грех, вину, осквернение, человек получал взамен благодатный поток очищения и освящения.
ПРИНЦИП ЗАМЕСТИТЕЛЬНОГО ВЗАИМООБМЕНА – кровь как средств очищения
Для решения проблемы греха в разных ситуациях в ритуале святилище было три средства: 1) вода, 2) кровь и 3) огонь. Прощение же греха было невозможно без пролития крови (
Кровь жертвенных животных, проливаемая у жертвенника – была средством очищения:
и Я назначил ее вам для жертвенника,
чтобы очищать души ваши,
ибо кровь сия душу очищает
через окропление, освящает оскверненных,
дабы чисто было тело,
то кольми паче Кровь Христа,
Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу,
очистит совесть нашу от мертвых дел,
для служения Богу живому и истинному!
очищает нас от всякого греха
И здесь мы встречаем еще один парадокс святилища: кровь, являясь по сути своей очень опасной жидкостью, переносящей болезни человека и буквально загрязняющей всё, с чем она соприкасается, названа средством ОЧИЩЕНИЯ!
И поскольку святилище – это лишь наглядная демонстрация, из какого явления в реальности был взят этот образ? Где в реальном мире кровь может быть средством очищения, а не загрязнения?
Ответ однозначный: кровь выполняет функцию очищения только тогда, когда она беспрепятственно циркулирует по замкнутой системе кровеносных сосудов в живом дышащем организме!
Весь ритуал святилища, по сути, взят из физиологии! Бог использовал принципы и законы, по которым устроен организм живых существ, как иллюстрацию всего плана искупления. Поэтому Библия учит:
очистим себя от всякой скверны плоти и духа,
совершая святыню в страхе Божием
При этом, одна и та же жертва, которая очищала нечистые предметы или людей, в то же время оскверняла то, что было чисто и свято (см.
Этот принцип, связанный с кровью, получил название “принцип заместительного взаимообмена”. И это не отвлеченная идея – это реальный физиологический принцип: именно так кровь в организме выполняет свою функцию. В легких она отдает углекислый газ (нечистоту) и другие летучие токсины, в то же время наполняясь необходимым для жизни кислородом; при этом воздух в легких, который соприкасался с кровью в альвеолах, из чистого становится нечистым! В печени вся кровь, в том числе и поступающая вместе с питательными веществами, ассимилированными из съеденной пищи, и водой из кишечника (довольно нечистого места!), фильтруется клетками печени гепатоцитами; при этом из нее удаляется множество ядовитых веществ, часть из которых затем выводится с желчью наружу через кишечник, а другая часть превращается в водорастворимую форму, чтобы быть удаленной через почки; одновременно гепатоциты синтезируют множество необходимых составляющих крови (например, белков), выделяют запасенные и синтезированные в них вещества (глюкозу, аминокислоты, жирные кислоты, некоторые витамины и др.). Обогащенная питательными веществами и кислородом кровь направляется по сосудам к каждой клеточке организма, омывая ее, отдавая свою "чистоту" и "жизнь" и забирая у клетки всю ее "нечистоту" (углекислый газ и другие ядовитые продукты метаболизма), которая будет удалена из организма через выделительные органы. Чистота и энергия свежего воздуха, здоровой пищи и воды заменяется на нечистоту отработанного воздуха, мочи, кала и пота. От постоянной и эффективной работы этого механизма зависит здоровье и жизнь организма. Аналогия заместительного взаимообмена крови в организме и в ритуале святилища с жертвоприношениями не случайна, ибо Писание называет наши тела "храмом Духа Святого, живущего в нас" (
Все омовения и кропления, предписываемые церемониальным законом, были уроками в притчах, в которых говорится о 1) необходимости возрождения внутри сердца для очищения души, мертвой в преступлениях и грехах, а также о 2) необходимости освящающей силы Святого Духа. (
Мы усваиваем истину Божью разными способами, и когда мы попадаем под воздействие этой истины, она производит для нас работу, необходимую, чтобы сделать нас нравственно пригодными для царства славы и общества небесных ангелов… Когда мы держимся за истину Божью, ее влияние оказывает на нас воздействие. Она облагораживает нас и удаляет от нас всякое несовершенство и любого рода грех. (
Жертва без порока
Жертвенные животные и птицы должны были быть без малейшего изъяна. Ведь жертвы символизировали Христа, который не имел телесных недостатков. Он был «непорочным и чистым агнцем» (1Петр. 1:19). Его телосложение было правильным, а тело – здоровым и сильным. Всю Свою жизнь на земле Он прожил в согласии с законами природы. И физически, и духовно Он был таким, каким Господь хотел видеть все человечество, если бы оно повиновалось Его законам. (
и ваш дух, и душа, и тело
во всей целости да сохранится без порока
в [т.е. до момента] пришествие Господа нашего Иисуса Христа
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕНОСА ГРЕХА и возложение рук
Концепция переноса греха [concept of the transfer of sin], несомненно, присутствует в Книге Левит! Все богословы соглашаются, что она представлена, как минимум:
Многие исследователи также находят эту концепцию в отрывке:
Возложение рук – этот ритуал совершался практически над каждым жертвенным животным и ясно связан с идеей переноса греха/нечистоты:
Это единственный фрагмент Писания, который ясно объясняет смысл возложения рук на животное, и если он отвергается как неприменимый к жертвенным животным, то читатель остается волен придавать ему какой угодно смысл… НО существует также другие тексты, в каждом из которых не связанное с ритуалом святилища возложение рук всегда символизирует идею переноса, передачи (transfer):
И сделал Моисей, как повелел ему Господь, и взял Иисуса, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом; и возложил на него руки свои и дал ему наставление, как говорил Господь чрез Моисея.
и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов
Возложение рук символизирует перенос греха и вины на жертвенное животное.
Съедание мяса жертвы священником – тоже означала перенос греха на священника:
ибо она святыня великая,
и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом
Если изучить ветхозаветные жертвоприношения, то можно заметить, что в израильской системе богопоклонения грех, или вина должны были быть перенесены с раскаявшегося грешника во святилище посредством жертвы. Причем, чем тяжелее был совершенный грех, тем дальше внутрь святилища должен был он проникнуть. Так, например, принося жертву всесожжения или мирную жертву, человек, не совершивший какого-то конкретного греха, тем самым отрекался от своей прежней греховной жизни, получая оправдание от Бога. Посредством возложения рук на голову жертвенного животного и крови, которая кропилась на жертвенник всесожжения, грех оставался на жертвеннике, который, если вспомнить план скинии, являясь частью святилища, располагался у входа. В жертве за грех и жертве повинности, грех не только оставался на жертвеннике. Посредством плоти жертвенного животного, мясо которого съедали священники во дворе скинии, грех вносился далее, во святое место. А если говорить о жертве за грех народа или жертве за грех священника, то этот грех проникал к самому Святому Святых, через возложение крови на жертвенник благовонных курений и кропление на завесу, отделяющую Святое от Святого Святых.
ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ жертва
Что мог грешник возвратить Богу, согласно буквальному значению этого текста? Свою собственную оскверненную жизнь, которая предлагалась в уплату посредством жертвы животного, принесенного ради и вместо него. На самом деле, когда грешник приводил животное в святилище, он предлагал его как возмещение за свои грех, как своего заместителя в наказании. По этой причине животное идентифицировалось с его грехом, а следовательно должно было умереть вместо грешника.
Вот что говорят об Иисусе Евангелия, а также послания Нового Завета:
Этот текст показывает нам: Иисус умер не просто для того, чтобы показать пример любви и расположить наши сердца. Он умер заместительной смертью, вместо нас. Поэтому мы предстаем перед Богом, будто это мы умерли, то есть приняли наказание за грех.
«Заместительное искупление Христа, которое было представлено жертвоприношениями, учит нас, что “без пролития крови нет прощения грехов”». (
Когда Бог сделал Своего Сына «грехом за нас»? Иисус, Святый, стал «грехом за нас» тогда, когда отдал Свою жизнь в качестве нашего Заместителя. Более определенно мы видим это в Гефсимании:
На протяжении Своей жизни на Земле Он ходил во свете Божьего присутствия... Но теперь, казалось, что свет укрепляющего Божественного присутствия, закрыт от Него. Теперь Он был причтен к злодеям. Он должен был понести вину падшего человечества. На Него, не знавшего греха, должны быть возложены беззакония всех нас… Он чувствовал, что грех разделил Его с Отцом. Пропасть была настолько широкой, настолько темной, настолько глубокой, что Его дух содрогнулся перед ней. Он не должен был использовать Свою Божественную силу, чтобы избежать эту агонию. Будучи человеком, Он должен был претерпеть гнев Божий против беззакония… Христос теперь находился в ситуации, отличной от чего-либо испытанного ранее... Будучи заместителем и поручителем за грешного человека, Христос претерпевал на Себе Божественную справедливость… Грехи человечества легли тяжким бременем на Христа, и ощущение Божьего гнева против греха сокрушало Его жизнь. (
Путь от яслей до Голгофы был покрыт тенью печали и страданий. Он был Мужем скорбей и пережил такую сердечную боль, которую не может описать на один человеческий язык. Он мог действительно сказать: «Взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь» (Пл.Иер. 1:12). Его страдание было глубочайшей душевной мукой, и какой человек мог сострадать душевной боли Сына безграничного Бога? Ненавидя грех праведной ненавистью, Он все же принял на Свою душу грехи всего мира, когда шел к Голгофе, неся наказание беззаконников. (
Искупительная смерть Христа
Евангелие показывает нам, что План спасения был приведен в действие в тот момент, когда человек согрешил. Агнец Божий, Христос Иисус, был «заклан от создания мира» (
Сколько мы можем назвать причин для воплощения Сына Божьего? Почему Он стал плотью? Библия говорит, что Иисус пришел в этот мир, дабы явить Бога Отца (