СВЯТИЛИЩЕ – библейский курс

Библейское учение о святилище

Невоздержание, нечистота, осквернение и средства очищения

Левит 10,11-15,17 главы; 24:10-23

автор: Алексей Ягелло
11.06.2021
112

Наша экскурсия по двору скинии собрания продолжается! Пройдя вдоль северной стороны двора скинии, мы рассмотрели ритуал и значение жертв, приносившихся на медном жертвеннике (Левит 1-7). Пройдя рядом с умывальником, мы стали зрителями ритуала посвящения скинии и священников (Левит 8-9), и подошли уже вплотную к входу во святилище.

Повествование в главах 8–10 книги Левит соответствует первой завесе, и история эта заканчивается катастрофически – смертью сыновей Аарона, которые приблизились к святилищу с неосвященным (или несвятым – “чуждым” – евр. “цур”) огнем в своих кадильницах.

Глава 10 повествует о проблеме, связанной со священным пространством, на примере двух членов священства – Надава и Авиуда, которые совершают неподобающее действие – вносят пред Господа чуждый огонь и погибают, убитые вышедшим от Господа огнем. Здесь вскрыта проблема, связанная с осквернением священного пространства (10:8-11) – и центральной обязанностью священства является проводить различие между святым и не-святым, чистым и не-чистым (10:10). Установленный порядок поддерживается путем соблюдения категорийных и концептуальных разделений – этому и посвящены последующие главы 11-15, завершающиеся утверждением, что грех народа порождает осквернение святилища (15:31; ср. 20:3; Числ. 19:20).

Невоздержание (неумеренность)

Слова Лев. 11:43-45 звучат именно в контексте греха невоздержания святых людей – и весть такова: Бог строит скинию, потому что желает обитать “среди них” (25:8), и затем он говорит, что он также создал их тела (Быт. 2:7), чтобы обитать в них; и как святилище должно соблюдаться святым и не оскверняться, как это сделали Надав и Авиуд (вначале они осквернили себя, выпив спиртное, а затем осквернили святилище, войдя туда оскверненными и с чуждым огнем), так и тела ваши и души (т.е. кровь и мышление/личность) не должны оскверняться; вы – храм живущего в вас Бога (так подытожил это Павел в 1Кор. 3:16; 6:19-20).

Надав и Авиуд никогда не совершили бы этого рокового греха, если бы не опьянели от выпитого незадолго до этого вина. Они понимали: чтобы явиться в святилище, где проявляет себя Божественное присутствие, им следует приготовиться особенно тщательно и торжественно; но невоздержание сделало братьев недостойными святого призвания. Мысли их путались, а нравственное восприятие настолько притупилось, что они не видели разницы между священным и обыденным. (Воз 92.2)

Описание первого видения о реформе здоровья, данного Эллен Уайт в 1863 г., она начинает со слов:

Со времени грехопадения в Едеме человеческий род постепенно вырождается. Уродства, слабоумие, всякого рода болезни, невыносимые страдания все более и более тяжким грузом давят на каждое последующее поколение. И, однако же, в подавляющем своем большинстве люди пребывают в полном неведении относительно истинных причин происходящего. Они не считают себя в значительной мере виновными в создавшемся положении дел. Обычно они обвиняют в своих страданиях: 1) горькую судьбу и рассматривают 2) Бога как инициатора их несчастья. Но в основе всех этих страданий, в большей или меньшей степени, лежит невоздержанность/неумеренность [англ. intemperance]. (2ИВ 411.1)


Невоздержанность лежит в основе большей части жизненных невзгод… Когда мы говорим о воздержании, то не ограничиваемся только употреблением спиртных напитков, но придаем ему более широкое значение, включая пагубное потворство всевозможным страстям и аппетиту. (CG 394.1)


Главная весть очевидна: христианин – это святой храм Божий, в котором пребывает Святой Дух, и осквернять его нельзя. Как осквернение угрожает изгнать ЯХВЕ из его обители из среды Израиля, так и осквернение тела/крови нечистым грозит лишить человека Божьего присутствия, а потому нужно бдительно охранять его от всякой скверны. Далее эта мысль очень ясно передана в главе 26, которую Павел цитирует во 2Кор. 6:16 и подытоживает во 2Кор. 7:1. Отсюда прямо следует весть о здоровье – весть о том, как содержать тело-храм Бога в святости, отдельно от всякой скверны плоти, как место обитания святых и возвышенных мыслей, свободное от всякой скверны духа (мыслей, чувств, эмоций).

Святое и обычное, чистое и нечистое

Будьте святы, ибо Я свят” (Лев. 11:44-45; 19:2; 20:26) – это можно назвать девизом Книги Левит, ее лейтмотивом. Слова “святой”, “чистый”, “нечистый” и родственные им – в числе самых распространенных в книге слов, хотя их точное значение трудноуловимо.

В контексте случившегося с Надавом и Авиудом, наш “гид” – Моисей – предупреждает нас о последствиях легкомысленного отношения к святому месту и принимает решение, прежде чем позволить нам заглянуть за завесу, провести нас по второй половине двора – по его южной стороне, разъяснив смысл указания, полученного священниками в связи с этим трагическим происшествием: «проводить различие [0914 בדל badal] между святым [06944 קדשׁ qodesh] и обычным [02455 חל chol] и между нечистым [02931 טמא tame’] и чистым [02889 טהר tahor]» (Лев. 10:10). Давайте же проводить и объяснять!

Главы 11-15 описывают различие между чистым и нечистым, священным и несвященным, которое было нарушено в главе 10 (10:10; ср. 11:46-47; 13:59; 14:54-57; 15:31-33). Фраза “и сказал Господь Моисею и Аарону” используется в Книге Левит только в этом разделе (11:1; 13:1; 14:33; 15:1). И подобно 1-7 главам, они завершаются кратким суммирующим изложением (15:32-33).

Само слово “отделять” [0914 בדל badal] используется в Ветхом Завете:

• при творении:

  • в первый день – свет от тьмы (Быт. 1:4),
  • на второй – воду над твердью от воды под твердью (1:7),

• также повелено отделять:

  • чистых животных от нечистых (и вообще пригодное к употреблению от непригодного – Лев. 10:10; 11:43-47),
  • и верных Богу от неверных (в брачном союзеЕздр. 9:1; Неем. 13:3),

завеса [06532 פרכת poreketh] “отделяла [0914 בדל badal] Святое от Святого святых” (Исх. 26:31-33,36-37).

Упомянутые три объекта (кровь, вода и свет/огонь) были средствами очищения в святилище!

В этом стихе делается двойной контраст между «святым» и «обычным», с одной стороны, и «чистым» и «нечистым» – с другой. Следовательно, «святое» – это противоположность «обычному», а «чистое» – противоположность «нечистому».

В древнееврейском мышлении все было чистым или нечистым, святым или обычным.

Святой (евр. “кодеш”) означает “полная отдача (в ответ на внутреннее побуждение), посвящение, отделение для особой цели/предназначения” – это сакральное.

Несвятой (евр. “хол”) значит “обычный, обыденный, лишенный целостности, начатый, разорванный” – это профанное.

Чистый (евр. “тахор”) значит “с его поверхности счищено загрязнение”.

Нечистый (евр. “таме”) значит “замазанный (снаружи)”.

«Общее» (ḥōl) = обратное «святому» (qāḏôsh); так же как «мирское» (ḥillēl) = обратное «освященному» (qiḏḏēsh).

Всё, что не свято, является обычным (общим).

“Обычное”, в свою очередь, делится на две группы: чистое и нечистое (т.е. включает оба понятия).

Глава 11 Левит делит царство животных на две группы: чистые и нечистые. Точно так же главы 12-15 подробно описывают, какие болезни делают человека нечистым, а какие оставляют его чистым.

Чистое не-святое/общее становится святым, когда оно освящается/отделяется [06942 קדשׁ qadash].

Но нечистое освящено быть не может! Нечистое вначале должно быть очищено [02891 טהר taher].

Чистое может стать нечистым, если оно осквернено/загрязнено [02931 טמה tamah].

Наконец, святое может быть осквернено/лишено целостности [02455 חל chol], став обычным, и даже осквернено/загрязнено [02931 טמה tamah], став загрязненным и, следовательно, нечистым.

Рисунок 1. Святое и несвятое - взаимосвязь (схема)

Рисунок 2. Чистое и нечистое - взаимосвязь (схема)

Из связи этих понятий следует, что

  • категория “обычного” находится между двумя крайними позициями: святостью и нечистотой;
  • чистота – это промежуточное состояние между святостью и нечистотой; это нормальное состояние большинства предметов и людей.

Освящение [06942 קדשׁ qadash] может поднять статус чистого до святого, тогда как осквернение/загрязнение [02931 טמה tamah] превращает чистое в нечистое.

Рисунок 3. Чистое и нечистое, святое и несвятое - взаимосвязь (схема)

Нечистое и святое – это два состояния, которые никогда не должны вступать в контакт друг с другом. Например, если нечистый человек ест часть жертвенного животного, он будет “отрезан” (Лев. 7:20-21; 22:3 – в синодальном переводе – “истребится”). Святые люди, такие как священники или назареи, не должны загрязнять себя, контактируя с трупами, которые нечисты по определению (Лев. 21:1-4,11-12; Числ. 6:6-8). Если назарей случайно дотронется до трупа, ему нужно принести различные жертвы, чтобы очиститься от нечистоты, и начать свой период освящения заново (Числ. 6:9-12).

Эти и многие другие примеры показывают, что нечистота может передаваться посредством физического контакта с рядом нечистых предметов (Лев. 11:39-40; 14:36; 15:4-5 и т.д.). Точно так же некоторые святые предметы делают святым всё, с чем соприкасаются (Исх. 29:37; 30:29; Лев. 6:11,20).

Но чистота не передается другим объектам! Следовательно, чистота – это базовое состояние; тогда как святость и нечистота – это крайние состояния относительно чистоты, две противоположности.

Основное значение понятия чистота – это отсутствие загрязнения, непорочность. Например, для покрытия ковчега и других предметов святилища использовалось “чистое” золото, то есть “без примесей” (Исх. 25:11,17). Обычно “чистота” означала отсутствие загрязнения и достигалась благодаря частому использованию воды для омытия нечистых людей и предметов (Лев. 11:25,28; 14:8-9, и т.д.). В качестве альтернативного средства очищения упоминается огонь (Числ. 31:23).

Но чистота – это больше чем отсутствие примесей и грязи; оно близко к значению нашего понятия “нормы”, “нормального”. Например, при многих диагностических тестах, проводившихся для людей с кожными заболеваниями, делалось заключение: “он чист” (Лев. 13:13,17,39). Как очевидно из этих текстов, такое заключение не означало, что обследуемый человек не предъявляет никаких жалоб, но просто устанавливалось, что эти жалобы не имеют существенного значения и беспокоиться не о чем. Как выразился бы современный врач: “это вариант нормы”. Аналогично, чистыми были те животные, которые имели стандартные признаки, присущие их классу, – то есть они были нормальными. Рыбы с чешуей и плавниками были чисты, но те, у кого их не было, – нечисты (11:9-11).

Идея соответствия норме лежит и в основе текста Лев. 21:17-23, согласно которому никакому священнику, имеющему физические недостатки или уродства, не позволялось служить у жертвенника. Конечно, они не считались нечистыми, но и соответствующими норме назвать их было нельзя. Понятие соответствия норме имело далеко идущие последствия для богословия книги Левит.

Святость характеризует самого Бога и всё, что ему принадлежит: “Будьте святы, потому что Я свят” (11:44-45; 19:2; 20:26). Имя Божье, выражающее Его характер, также свято (20:3; 22:2,32), и потому оно оскверняется, позорится, лишается святости посредством идолопоклонства, ложной клятвы и ряда других грехов (18:21; 19:12; 20:3; 21:6; 22:2). Бог демонстрирует Свою святость в суде над грехом (Лев. 10:3; Числ. 20:13). НО кроме этих указаний, других объяснений, что такое святость Божья – нет. Святость присуща самому характеру Бога.

Всё, что отдается Богу, становится святым. Например, плоды посаженного недавно дереве нельзя было есть в течение 3 лет; на четвертый год его плоды “должны быть посвящены для празднеств Господних” (19:24); только на пятый год хозяин может отведать их сам. Подобным образом, доля священника от жертвоприношений свята. Скиния и ее принадлежности – святы (Исх. 40:9; 29:36; 30:29). Также как и суббота и другие религиозные праздники (Лев. 23).

Посвященный служению Богу человек – свят. Особенно святы в этом смысле священники (Исх. 29:1; 39:30; Лев. 21:6). Левиты также были полностью посвящены Господу вместо всех первенцев Израиля, которые были освящены. Посвящение означало отделение себя от нечистоты (Числ. 6:6-8). В более широком смысле, Израильский народ был избран среди прочих народов для служения Бог и потому – свят (Исх. 19:5-6; Лев. 20:26).

Нечистота возникает в результате естественных причин (например, болезни) или действий человека (например, грех), но святость невозможно приобрести только посредством ритуальных действий или нравственного поведения. Книга Левит подчеркивает, что в освящении есть два аспекта: Божественный акт и действия человека. Бог освящает, и человек также освящает.

По-настоящему святыми могут стать только те люди, которых Бог призвал стать святыми: “кого изберет Господь, тот и будет свят” (Числ. 16:7). Роль Бога в освящении выражена частым повторением слов: “Я Господь, освящающий вас” (Лев. 20:8; 21:8,15,23; 22:9,16,32). Иногда роль Бога в освящении и роль человека упомянуты вместе: “Вы должны святить его … ибо Я Господь, освящающий вас” (Лев. 21:8). Еще один пример – в четвертой заповеди: “Помни день субботний, чтобы святить его … Господь освятил его” (Исх. 20:8,11). Но как правило в Книге Левит основной акцент делается на ту часть, которую в процессе освящения выполняет человек, и что следует делать, чтобы сделать что-то святым.

В некоторых случаях, таких как пожертвование имущества или животных для скинии, не предусмотрено никаких специальных ритуалов (Лев. 27), хотя в других – дары сопровождались жертвой (Числ. 7). В более важных случаях, связанных с жертвенником, священниками и скинией, освящение выражалось в помазании святых объектов маслом и совершении различных жертвоприношений (Исх. 29:1-36; 40:9; ср. Лев. 8-9). Когда целый народ готовился стать святым через завет на Синае, они должны были очистить себя от нечистоты (Исх. 19:10-15), принести жертву и дать обещание соблюдать закон (Исх. 24:3-8). Соблюдение закона в действительности было одной из важнейших обязанностей народа Израиля, если он хочет продемонстрировать святость (Лев. 19:2-3; 20:7-8; Числ. 15:39-40).

Неповиноваться Богу – это богохульство, достойное смерти (Исх. 31:14; Числ. 20:12).

Святость и чистота как категории порядка

Мэри Дуглас (M. Douglas) попыталась открыть глубокие основополагающие принципы, которые объединяют концепции святости и чистоты. По ее утверждению, святое означает нечто большее, чем отделенное для богослужения – она обозначает целостность, полноту, завершенность. В своей классической работе “Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу” она утверждает: “Грязь – это по сути беспорядок… Если мы сторонимся грязного, то это не из-за малодушия, страха или священного ужаса… Грязь восстает против порядка. Устранение ее – это не негативное действие, а позитивное стремление организовать окружающий мир… Борясь с грязью, оклеивая комнаты обоями, украшая и обустраивая их, мы руководствуемся не желанием избежать болезни, мы позитивно перестраиваем свою среду, приводя ее в согласие с представлениями о ней. В нашем избегании грязного нет ничего от страха, ничего неразумного: это созидательное движение, попытка увязать форму и функцию, обеспечить единство опыта. Если таким образом обстоят дела с тем, как мы разделяем, приводим в порядок, чистим, то и очищение, и профилактику в первобытных обществах мы должны интерпретировать в том же ключе… ритуалы, связанные с чистым и нечистым, создают единство опыта. Они являются позитивной составляющей процесса религиозного примирения…”

Эту идею можно распространить на скинию и все ее ритуалы – не только на ритуалы чистоты и нечистоты, но и на весь ритуал. Центральная характеристика мировоззрения Пятикнижия – вера в то, что мировой порядок – это порядок творения, установлен ЯХВЕ. – Бог привел мир в порядок, и этот порядка творения – в основе ритуального порядка; творение и культ нераздельны, они динамически взаимосвязаны между собой, и такое их сочетание – это стремление навести порядок в человеческом бытие. В истории сотворения Быт. 1:1-2:4а четко выражена забота о порядке – это процесс, в котором Бог вызывает к существованию или конструирует определенный порядок сотворенного мира через отделение/разделение его элементов и установления между ними определенных соотношений. И этот порядок творения противопоставлен постоянно существующей угрозе хаоса. Порядок достигается через отделение и классификацию базовых элементов творения, через их разграничение, т.е. установление границ для поддержания порядка – эти границы должны быть признаны и поддерживаться. Если границы не соблюдаются, путаются, тогда порядок нарушается, и на смену приходит хаос. Ритуалы и идеи загрязнения выступают как защитные категории, необходимые для подержания порядка – физического и культурного, так как культурные паттерны служат моделями реальности.

Понимание этого дает важный ключ к пониманию библейской концепции всего существования человечества: установленный порядок творения, в котором существование человека обретает определенные очертания, существует лишь постольку, поскольку признаются и соблюдаются четкие линии разграничения между различными концептуальными категориями.

В Писании два наиболее важных вопроса, связанных с порядком, – это грех и осквернение.

И по их причине возникает необходимость предложить средство, с помощью которого порядок творения можно поддерживать/сохранять, а при необходимости и восстанавливать. И Бог предложил в качестве такого средства ритуалы святилища – они символизировали механизмы и средства восстановления порядка, нарушенного присутствием в мире греха. Сама передача указаний и фактическая постройка скинии литературно и концептуально связаны с историй сотворения мира – Бог создал и установил ритуальный/культовый порядок скинии точно так же, как Он вызвал к существованию и установил космический порядок. Правильно структурированный ритуальный порядок святилища отражает космический миропорядок (Исх. 29:43-46).

Центральным элементов этой теологической концепции служит идея о том, что Бог создает и устанавливает порядок мироздания посредством Своего Слова (как в Быт. 1:1-2:4а, так и в Исх. 25-31). Поскольку скиния граничит с Израильским станом (находится в его центре), ритуал святилища представлен в контексте социальной организации 12 колен Израиля – это упорядоченная обстановка с определенными границами, в которых должны жить люди. Израильское общество – это установленный порядок, в котором центральный элемента – ЯХВЕ, живущий посреди народа в святом храме, и который включает конкретные предписания о том, как люди должны жить, чтобы поддерживать порядок творения, установленный в момент передачи ЯХВЕ законов через Моисея.

Своим Словом Бог создал общественный строй Израиля, и три отдельных порядка – космический, социальный и культовый – были взаимосвязаны, интерактивны и неотделимы друг от друга, так что ритуалы святилища и Израильское общество связаны со Словом, впервые произнесенным при творении. Скиния (религия) в центре Израильского стана, служит отражением социального порядка, который, в свою очередь, отражает порядок мироздания.

Космологический порядок отражает систему идентификации, социальный порядок отражает системы значений/смыслов и ценностей, тогда как ритуальный порядок отражает систему практик/обычаев. Каждый из них построен на принципе учреждения порядка через разделение/установление границ (см. Быт. 1:1-2:4а и Лев. 10:10). Разграничение это проводится в трех областях – пространстве, времени и статусе. Например, в пространстве Святое святых отделяется от всех остальных областей, во времени суббота отделена от всех остальных дней, а статус священника выделен выше всех остальных статусов.

Порядку творения – космическому, общественному и ритуальному – угрожает грех людей и нечистота, которая возникает вследствие этого греха и оскверняет святилище. Грех общества создавал угрозу сохранению присутствия ЯХВЕ среди народа и опасность, что ЯХВЕ может быть изгнан из их среды – случись это, под угрозой оказались бы безопасность и благополучие общества, так как именно обитание ЯХВЕ в святилище обеспечивало обществу безопасность и благополучие. Смешение категорий – осквернение святого места или стана – вызывает разрушение порядка, и этот коллапс порядка, выражающийся в смешении категорий, изгоняет ЯХВЕ – Он покинет скинию (образ беспорядка и хаоса).

Порядок, начало которому было положено во время странствования в пустыне, продолжался в земле обетованной при обстоятельствах, благоприятных для формирования правильных привычек. Людям не рекомендовалось тесниться в больших городах, но было предусмотрено, чтобы каждая семья владела своим собственным наделом земли, гарантировавшим всем израильтянам дарящие здоровье благословения естественной, неизвращенной жизни. (СИ 280.3)

Что такое святость?

Святость – это целостность для Бога. Когда душа подчиняется (сдается, уступает) Богу, её воля и даже мысли представлены в подчинение воле Христа. Любовь Иисуса наполняет душу и постоянно течет чистым освежающим потоком, чтобы радовать сердца других (Рукопись 33, 1911). (6БК 1076.2)

Святость – это дар от Бога через Христа. Принимающие Спасителя становятся сынами Божьими. Это Его духовные дети, вновь рожденные, обновленные в праведности и истинной святости. Их разум преображён. Очищенным взором они созерцают вечные реалии. Они приняты в семью Божью, и они стали преобразованы по Его образу, изменённые Его Духом от славы в славу. От хранения большей любви к себе, они стали хранить высшую любовь к Богу и Христу… (6БК 1117.13)

Принятие Христа личным Спасителем и следование Его примеру самоотречения – вот в чём секрет святости. (6БК 1117.14)

Если человека охватывает духовный экстаз в необычных ситуациях, то это еще не значит, что он христианин. Святость — это не чувственная экзальтация; это полное подчинение воли Богу; быть святым — значит жить всяким словом, исходящим из уст Божьих; это значит творить волю нашего Небесного Отца; это значит доверять Богу в испытаниях, во тьме и свете; это значит ходить верой, а не видением; это значит полагаться на Бога с твердой уверенностью и покоиться в Его любви. (ДА 51.2)

Нам предоставляется замечательная возможность уподобиться Христу в послушании всем принципам Закона Божьего. Однако сами по себе мы совершенно бессильны достичь такого состояния. Все, что есть доброго в людях, приходит к ним через Христа. Святость, которую, согласно Божьему Слову, мы должны обрести, прежде чем получим спасение, – это результат действия Божественной благодати, когда мы подчиняемся в покорности дисциплинирующему и сдерживающему влиянию Духа истины. (ППИ 53.2)

Преобразование человеческой неправедности в святость — это непрерывный процесс. Изо дня в день Бог трудится над освящением человека, и он должен сотрудничать с Господом, настойчиво развивая в себе добрые качества, принимая «благодать на благодать». Если верующий начнет восходить по лестнице христианских добродетелей [прим. – 1Петр. 1:3-8], Бог будет умножать в нем всякое доброе дарование. Наш Спаситель всегда слышит молитву раскаявшегося сердца и отвечает на нее. Благодать и мир умножаются для Его верных детей. Он с радостью дарует благословения, в которых те нуждаются, чтобы бороться с пороками, осаждающими их душу. (ДА 532.2)

Святость — это отражение Его народом ярких лучей Его славы. (Письмо 153, 1902). (3ИВ 203.2)

Божье повеление гласит: “Будьте святы, потому что Я свят”. Святость – это отражение Божьей славы. Но чтобы отражать эту славу, мы должны сотрудничать с Богом. Сердце и разум должны быть свободны от всего, что ведет ко злу. Слово Божье следует читать и изучать с искренним желанием черпать из него духовную силу… Наше освящение — это Божья цель во всем, что Он посылает нам. Он избрал нас от вечности, чтобы мы были святы. Христос провозглашает: “Воля Божия есть освящение ваше”. Приведены ли ваши желания, наклонности и воля в соответствие с Божественной волей? (ОХ 37.5)

Душа, которая обращается к Богу через Священное Писание, молится о получении света и открывает двери своего сердца Спасителю… Тот, кто ищет истину как скрытое сокровище, найдет ее в Божественном средстве общения с человеком — в Его Слове… Слово Божье облагородит разум, оно освятит человека, сделает его способным сотрудничать с Божественными силами. Высокий стандарт святого Закона Божьего будет очень много значить для него, как мерило всей его практической жизни. Это и есть святость по Божественным меркам… Слово – это дух и жизнь, и если оно входит в повседневную жизнь, то оно обновляет всю природу человека. Любовь Спасителя покоряет его сердце, и оно смягчается в порыве нежности и раскаяния. (МС 124.1)

Святость – это полная преданность Богу, это полное подчинение сердца и жизни законам Неба. (ЖВ 555.6)

Что такое святость? Делать всё, направив взгляд только лишь на славу Божью. (MMis October 1, 1893, par. 6)

Истинная святость – это полная отдача на служение Богу. Это непременное условие подлинно христианской жизни. Христос ожидает полного посвящения и безраздельного служения. Он нуждается в наших преданных Ему сердцах, умах, душах и силах. Не следует лелеять свое «я». Тот, кто живет для себя, не может называться христианином. (НУХ 48.4)

Святость – это согласие с Богом. Грех исказил и почти уничтожил образ Бога в человеке; дело Евангелия – восстановить то, что было потеряно, и в этой работе мы должны сотрудничать с Божественными силами. И как нам прийти в согласие с Богом, как нам уподобиться Ему, если мы не познаем Его? Христос пришел в мир именно для того, чтобы открыть нам это знание. (5СЦ 743.1)

Святость – это постоянное согласие с Богом (Ревью энд Геральд, 16 мая 1907 г.). (ВНО 33.4)

На кресте Христос Спаситель совершил искупление за падшое человечество. Святость – это плод этой жертвы, и Христос желает излить этот дар на нас. Он желает сделать нас причастниками Его естества. Он желает спасти тех, которые грехом отделили себя от Бога. Он призывает их избрать Его служение, отдать себя полностью под Его руководство, научиться от Него исполнять Божью волю. (ВПС 95.4)

Что такое чистота?

Чистота и порядок — обязанности христианина… (ХВБГ 68.3)

Иисус объяснил множеству народа, а впоследствии более подробно и Своим ученикам, что человека оскверняют его помыслы, а не что-то внешнее. Чистота и нечистота — это свойства самой души. Человека оскверняет не пренебрежение формальными обрядами, а нарушение Закона Божьего: злые дела, слова и мысли. (ЖВ 397.4)

Сатана трудится над нашим воображением, так что результатом оказывается нечистота вместо чистоты (Письмо 103, 1894 г.). (СИО 109.3)

Правдивость и чистота — это свойства характера Божьего, и тот кто приобретает их, будет обладать и непобедимой силой действия. — Ревью энд Геральд, 10 марта 1903 г. (ВМ 35.1)

Мозг – это орган и орудие сознания, он контролирует все тело. Чтобы прочие части организма были здоровы, здоровым должен быть мозг. А для того чтобы мозг был здоров, должна быть чистой кровь. Если чистота крови поддерживается правильными привычками в еде и питье, мозг будет получать надлежащее питание. (МС 291.2)

Порядок – это основной закон небес, и Господь желает, чтобы Его народ в своих домах давал представление о порядке и гармонии, которые наполняют небесные обители. Истина никогда не поставит свои изящные ноги там, где нечисто. Истина не делает мужчин и женщин грубыми, неотесанными и неопрятными. Она поднимает всех, ее принимающих, до высокого уровня. Под влиянием Христа продолжается работа постоянного очищения(1РХЛ 177.1)

Тот, Кто особым образом заботился, чтобы израильтяне вырабатывали привычки чистоплотности, не одобрит любую нечистоту в домах Его народа в настоящее время. Бог смотрит с неудовольствием на нечистоту всякого рода. Как мы можем пригласить Его в наш дом, если там не будет опрятно и чисто? (Ревью энд Геральд, 10 июня 1902 г.; Советы по здоровому образу жизни, c. [101]) (1РХЛ 177.2)

…не положение формирует человека. Чистота характера и дух Христов делает его благодарным, бескорыстным, нелицеприятным и нелицемерным – именно это ценно перед Богом. (СП 356.2)

Никто, нарушая Божий Закон, не может прославить Бога в своем теле так, как Он этого требует. Если тело нарушает седьмую заповедь, это происходит по велению разума. Если разум нечист, тело естественно будет совершать нечистые поступки. Чистота не может присутствовать в душе того, кто подвергает свое тело нечистым поступкам. Если тело служит похоти, разум не может оставаться посвященным Богу. Чтобы сохранить освященный разум, тело необходимо хранить в святости и чести. Только тогда разум будет служить Закону Божьему и охотно подчиняться всем его требованиям… (СИО 100.1)

Знать, что представляет собой чистота ума, души и тела — это важная часть образования. (ВНО 195.2)

Чистота сердца ведет к чистоте жизни. (ППИ 364.3)

Что вредно коже, то вредно и душе, и оно уничтожает веселое и спокойное настроение духа. (ХВБГ 89.1)

Даже у самых маленьких детей есть чувство гармонии, понятие о соответствии вещей; и как же им можно привить потребность в чистоте и аккуратности, когда они каждый день видят неряшливую одежду и неубранные комнаты? Порядок и чистота — это закон неба; и, чтобы соответствовать этим Божьим требованиям, мы обязаны выглядеть опрятно и привлекательно. (ССС 102.5)

Всякая истина должна приниматься как жизнь Иисуса. Истина очищает нас от всякой нечистоты и готовит душу к присутствию Христа. Христос созидается внутри… (Рукопись 103, 1902 г.) (7БК 957.10)

Нечистота

Нечистота – противоположность чистоты. Всё, что не было чистым (ṭāhôr), являлось нечистым (ṭāmē’). НО в отличие от чистоты, нечистота заразна и несовместима со святостью. Вещи могут быть нечистыми со своей природе (например, некоторые животные, Лев. 11) – это можно назвать перманентной нечистотой, или напротив – чисты по сути своей, но временно ставшими нечистыми. Временная нечистота может возникать при контакте с трупами, при родах, заболеваниях, истечениях из тела (Лев. 11-15), и вследствие различных грехов, включая противозаконные половые отношения (Лев. 18) и убийство (Числ. 35:33). Каждое из этих различных видов нечистоты рассматривалось как ненормальное или, по меньшей мере, не совсем обычное. Чем больше отклонение от нормы, тем больше степень нечистоты и тем труднее очиститься.

Перманентную нечистоту невозможно изменить, и она не заразна, поэтому для ее исправления не предписано никаких обрядов. Нечистые животные не передают свою нечистоту другим: их просто нельзя есть.

Как ни парадоксально, но временная нечистота воспринималась более серьезно. Некоторые виды нечистоты заразны и могут передавать другим (например, Лев. 15:19-24). Все виды временной нечистоты требуют очищения. Те, кто не проходит соответствующую процедуру “обеззараживания”, подвергают опасности и себя, и всё общество (Числ. 19:13,20).

При разной степени нечистоты нужны разные ритуалы очищения. Например, небольшая нечистота, возникшая в результате супружеских взаимоотношений, требует, чтобы супружеская пара вымылась и дождалась вечера, чтобы очиститься от нечистоты. Менструальные выделения ведут к нечистоте на протяжение 7 дней. Но неестественные выделения из половых органов приводят к состоянию нечистоты, которая длится в течение 7 дней после прекращения выделений и требует омовения и принесения жертвы для очищения человека (Лев. 15). Исцелившийся от кожного заболевания также должен вымыться, подождать 7 дней и принести жертву (Лев. 14).

Некоторые хронические кожные заболевания вызывают нечистоту, и поэтому страдающие ими изгонялись из лагеря на всё время своей болезни (13:45-46). Причина этого – не просто и не только в гигиене, но в богословии: нечистый и святой не должны встречаться (7:20-21; 22:3). Стан Израильский был свят, а в центре его стояла скиния, место самого святого Божественного присутствия (Числ. 5:2-3). Пренебрежение этими правилами чистоты загрязняло (оскверняло) скинию и приводило к смерти преступника (Числ. 19:13,20)! Церемония Дня искупления была предназначена помимо прочего для того, чтобы очистить скинию от нечистоты, которую она в себе копила из-за небрежности людей в очищении самих себя (Лев. 15:31; 16:16,19). Такая настойчивость в очищении от всякой нечистоты соответствует идее, что Израиль, стан и особенно скиния – святы. Контакт нечистоты со святостью губителен, пагубен. Они совершенно различны с точки зрения теории, и потому должны четко разделяться на практике, чтобы не подпасть Божественному осуждению.

Еврейское слово "таме", которое переводится как "нечистый" невозможно сегодня перевести ни на один язык. Мы можем видеть назначение этого слова, но подобного нет в мировой практике. Главное назначение слова таме – это указание состояния, в котором человек не может войти в храм для принесения жертвы. К сожалению, существует мнение, что ритуальная нечистота не имеет никакого отношения ни к вопросам морали, ни к вопросам гигиены и санитарного закона.

Однако вестница Божья дает ясно объяснение, каково было предназначение этих указаний: они основаны на принципах гигиены и санитарии, ведь воздействуя на тело, нечистое может негативно влиять на наш мозг, а значит и на нашу духовную жизнь:

Были предписаны тщательная чистота и строгий порядок в лагере и его окрестностях. Санитарные правила строго соблюдались. Каждому человеку, который был нечист по какой-либо причине, было запрещено заходить в лагерь. Эти меры были необходимы для сохранения здоровья такого большого числа людей; и необходимо было также поддерживать совершенный порядок и чистоту, чтобы Израиль мог наслаждаться присутствием святого Бога. Так Он заявил… (ПП 375.3)

Рацион, предназначенный для человека от начала, не включал в себя пищу животного происхождения. И до самого потопа, уничтожившего всю зелень на земле, человек не имел разрешения есть мясо. (СИ 311.1)

Дав человеку пищу для жизни в Едеме, Господь показал, что является наилучшим питанием; избирая пищу для Израиля, Он учил тому же. Бог вывел израильтян из Египта и начал их так воспитывать, чтобы они могли стать Его достоянием. Через них Он желал благословить и научить весь мир. Он обеспечил евреев пищей, наиболее отвечающей этой цели, дав им не мясо, а манну, «хлеб небесный». И только из-за недовольства и ропота по поводу оставленных в Египте котлов с мясом им была дарована животная пища, и то лишь на короткое время. Ее употребление принесло болезни и смерть тысячам израильтянам. Однако ограничения, вплоть до полного исключения из рациона мясной пищи, никогда не принимались народом с охотой, они оставались причиной недовольства и ропота, явного или скрытого, и не стали постоянными. (СИ 311.2)

Когда израильтяне поселились в Ханаане, им было разрешено употреблять животную пищу, но с серьезными ограничениями, которые должны были облегчить вредные последствия. Бог запретил свинину, так же как и мясо других животных, птиц и рыб, объявленных нечистыми. Можно было употреблять лишь мясо разрешенных в пищу животных, но строго воспрещалось есть их жир и кровь. (СИ 311.3)

В пищу годились только здоровые животные. Ни одно животное, растерзанное зверем, умершее своей смертью или из которого не полностью вытекла кровь, нельзя было употреблять в пищу. (СИ 312.1)

Отступив от Божьего плана, определявшего рацион питания, израильтяне многое потеряли. Они желали мясной пищи, и они пожали последствия ее употребления. Они не достигли Божьего идеала характера и не исполнили Его намерение. Господь «исполнил прошение их, но послал язву на души их» (Пс. 105:15). Израильтяне ценили земное больше духовного, потому и не исполнили Божьего намерениядать им священное превосходство. (СИ 312.2)

Свинина, будучи одним из самых распространенных продуктов питания, является вместе с тем одним из наиболее вредных. Бог запретил евреям есть свиное мясо вовсе не для того, чтобы показать Свою власть, а потому, что оно совершенно непригодно для употребления в пищу. Евреи непременно заболели бы золотухой, а в жарком климате у них могла развиться проказа и другие страшные болезни. Влияние свинины на организм в жарком климате гораздо опаснее, нежели в прохладном. Однако Бог ни при каких обстоятельствах не предназначал свиней для употребления в пищу. В то же время язычники употребляли и употребляют свинину в пищу… Свинина больше, чем все другие виды мяса, портит кровь. Увлекающиеся ее употреблением не могут быть здоровыми людьми… (2ИВ 417.3)

Свинина оказывает вредное воздействие не только на тело. Она притупляет тончайшие свойства ума и души. Не может быть здоровым мясо животного, естественной средой обитания которого является грязь и которое поедает любые отходы. Мясо свиньи состоит из того, что она ест. Если люди едят свиное мясо, их плоть и кровь будут осквернены нечистотами, которыми питается свинья (2ИВ 417.4)

“Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10:31)… Может ли кто-либо… позволить себе отравлять жизнедающий поток, текущий по их артериям, потаканием аппетиту? Будут ли они пренебрегать светом и предостережениями, которые дал им Господь? Физическое здоровье можно рассматривать как самую насущную необходимость для возрастания в благодати и приобретения уравновешенного характера. Если не проявлять должной заботы о питании, это скажется на формировании характера честного, добродетельного человека. Работа мозга и нервов целиком зависит от состояния желудка. Нездоровая пища и питье обусловливают неправильное мышление и поступки людей… (Пит 404.3)

Если мы, со своей стороны, отдалимся от всего того, что тянет вниз и делает нас тем, чем мы не имеем права быть, тогда нам будет дана сила возрастать во Христе, Который является нашим живым Главой, и обрести спасение Божье. (Пит 405.1)

Различие между чистой и нечистой пищей не было просто обрядовым и произвольным постановлением, оно основывалось на принципах санитарии. Соблюдение этого разграничения в значительной степени являлось источником чудесной жизнеспособности, которая на протяжении тысячелетий отличала еврейский народ. Воздержание включает в себя больше, нежели только запрещение спиртных напитков. Употребление возбуждающей и неудобоваримой пищи часто наносит здоровью не меньший ущерб и во многих случаях является первоначальной причиной пьянства. Истинное воздержание учит нас полностью отказываться от всего вредного и разумно употреблять полезное. Только немногие понимают, какое большое влияние оказывают на их здоровье, характер, на способность приносить пользу в этом мире и на их участь в вечности привычки в еде. Аппетит всегда должен подчиняться нравственному и умственному контролю. Тело должно быть слугой разума, а не разум – тела (ПП 562.1)

Бог определил многие вещи как нечистые, чтобы среди прочего, защитить Своё народ от реальных угроз для их здоровья, включая чистое и нечистое мясо, всё, найденное мертвым, включая источники воды и землю, соприкасавшуюся с трупом, а также людей, больных заразными заболеваниями или имеющих непроизвольные выделения из организма (Лев. 5:2; 11; 13; 15). Он даже призвал к мытью рук, тела одежды и других предметов, загрязненных выделениями (Лев. 15). Бог не предоставил научный оснований для Своих заповедей, а просто установил принципы, руководствуясь которыми, устанавливались санитарная практика, защищавшая их от болезней. Бог дал “что”, улучшающие здоровье действия, без научного обоснования “почему”. (UEGW 186.4)

Множество продуктов, свободно употребляемых в пищу язычниками, жившими вокруг израильтян, было запрещено для них. Это вовсе не произвольное разграничение. Запрещенное в пищу было вредно для здоровья. И тот факт, что запрещенное было объявлено нечистым, учил, что потребление вредной пищи оказывает оскверняющее действие.
Все, наносящее вред организму, постепенно разлагает и душу.
Человек, употребляющий нечистое, делается непригодным для общения с Богом, непригодным для святого и возвышенного служения. (СИ 280.2)

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ

Современному человеку трудно понять смысл очистительных жертв. Эти жертвы приносились после родов; приносить очистительную жертву должен был прокаженный после исцеления. «Нечистым» назывался человек, имеющий «истечение из тела», то есть какую-то гнойную рану. «Нечистой» считалась женщина во время менструации или страдающая кровотечением. Люди, находящиеся в таких состояниях, изолировались от общества на разные сроки.

Книга Левит с 12 по 15 и книга Числа 19 главы дают подробные предписания, каким образом и в каких обстоятельствах должны были совершаться очистительные жертвы.

К примеру, женщина после родов изолировалась на 60 или 33 дня, в зависимости от пола ребенка. После менструального цикла, или прекращения кровотечения женщина оставалась «нечистой» еще неделю. Прокаженный должен был покинуть пределы стана. Все люди, находящиеся в состоянии «нечистоты», не имели доступа в скинию собрания. После окончания срока «нечистоты» люди должны были приносить очистительные жертвы.

Многие очистительные жертвы состояли из жертвы всесожжения и жертвы за грех. (Лев. 12:6, 15:14-15,29-30). В чем же вина этих людей? За какой грех должны они были приносить свои жертвы? По какой причине они лишались возможности приходить в скинию?

Чтобы понять это, нужно сравнить указания, данные для жертвы за грех и жертвы очистительной. После окончания ритуала жертвы за грех читаем: «Итак, очистит [kaphar = kipper al’] его священник от греха [hattath], который он совершил и прощено будет ему» (Лев. 4:35). Об очистительной жертве написано: «И очистит [kaphar = kipper al’] ее священник от истечения нечистоты [tumah] ее» (Лев. 15:30). Сравнивая эти две формулировки, видим, что вторая ничего не говорит о прощении или о грехе.

Что можно прощать страдающему человеку? Конечно же, ничего! Состояние «нечистоты», в котором находится человек из-за своей болезни, Библия грехом не считает – это “ритуальная нечистота”, которая подразделялась на 6 степеней тяжести, для каждой – различные очистительные жертвы:

Степень Вид нечистоты Срок нечистоты Очистительный ритуал
1
(тяжкая)
Проказа (Лев. 13-14) Прокаженный удалялся из стана, он должен был регулярно показываться священнику. Только священник мог объявить его чистым. Очищение происходило на восьмой день после исцеления. В первый день приносил две горлицы. Одна закалывалась и ее кровью кропили на исцеленного. Другую птицу погружали в кровь первой и отпускали. На восьмой день приносил двух овнов, однолетнюю овцу, елей и хлебное приношение.
Один овен приносился в жертву повинности, другой во всесожжение. Овца приносилась в жертву за грех.
Елей кропился в скинии пред Господом,
а потом вместе с кровью жертвы повинности наносился на край правого уха,
на большие пальцы правой руки и ноги.
2 После родов (Лев. 12) В зависимости от пола ребенка женщина была нечиста 33 или 60 дней. Жертва за грех и всесожжение
3 Кровотечение у женщины (Лев. 15:25-30)
Гнойная рана (Лев. 15:1-15)
Восемь дней после исцеления Жертва за грех и всесожжение
4 Прикосновение к мертвому телу (Числ. 19) Семь дней Пепел «рыжей» телицы
5 Менструация (Лев. 15:19-24) Семь дней Нет
6 Прикосновение к имеющему нечистоту (Лев. 15:11,21,27)
Поллюция у мужчины (Лев. 15:16-17)
Половой акт (Лев. 15:18)
До вечера Омыться водой.

Законы очищения (Лев. 12-15) отличаются от закона о чистой и нечистой пище (Лев. 11):

  • слово «скверный» в 11 главе (евр. “шекец”) и «нечистый» в 12-15 главах (евр. “тамэ”) имеют совершенно разный смысл в еврейском языке;
  • не сказано, что если кто-то съест мясо нечистого животного, то будет нечист какое-то время;
  • нет очистительных жертв для человека, съевшего мясо нечистого животного.
    Он согрешает, нарушая повеления Божие и нуждается в покаянии.

В случае ритуальной нечистоты, ее невозможно избежать. За больной женщиной, страдающей кровотечением, необходимо ухаживать. Ее постель нужно стирать, посуду, из которой она ест, необходимо мыть. Библейское повеление не говорить о том, что нельзя касаться постели больного – написано: «и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои, и омыться водою, и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера» (Лев. 15:21-22).

Библия повелевает прикоснувшемуся вымыть одежды и не появляться в храме до времени вечерней жертвы. Эти повеления не являются наказанием, их просто необходимо выполнять.

Преступивший же закон и съевший нечистое, согрешает пред Богом.

В таком случае, в чем же значение очистительных жертв? Тут мы сталкиваемся с символом проклятия, которое пришло на землю в результате греха Адама и Евы, с проблемой последствий греха человека.

Все предыдущие жертвы, рассматриваемые нами, приносились за грехи моральные (“шекец”), преднамеренные или непреднамеренные. Но кроме конкретных моральных грехов “шекец” человек греховен по самой своей природе от рождения “тамэ”. Свою испорченную, подверженную болезни и смерти греховную природу мы получаем по наследству. Мы не несем ответственности (“шекец”) за этот первородный грех, но страдаем (“тамэ”) от него. Даже такие физиологические процессы как роды, болезненность которых считается естественной, стали таковыми лишь после грехопадения. Проказа, гнойные раны, смерть являются видимыми признаками проклятия, сказанного Адаму (Быт. 3:17-19).

Так же и Еве сказал Бог: «...умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…» (3:16) Даже половой акт и излияние семени несут на себе последствия этого проклятия. Псалмопевец заметил: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Несмотря на то, что Бог сохранил свое повеление плодиться и размножаться, женщина не может родить на свет праведника. Проклятие греха поразило человека даже на уровне генов.

Бог обещает избавить нас и от этих страданий в день Своего пришествия. Повелев Своему народу приносить очистительные жертвы, Бог тем самым в символах прообразного служения давал надежду людям на будущее спасение от их греховной природы, на будущее очищение от всякой нечистоты.

Участие в этом ритуале очистительных жертв было тяжелым испытанием для людей. Во все дни болезни человек не имел права приходить на богослужение. И хотя из-за этого он не считался проклятым, однако нес на себе последствия греха: болезнь, смерть и «скорбь при беременности». Жертвы, приносимые по очищению от нечистоты, были теми же, что и приносимые в других случаях: жертва всесожжения, хлебная жертва, жертва за грех, жертва повинности, – все, кроме мирной жертвы.

Принесение жертвы за грех ни в коем случае не указывало на тот факт, что больной человек в чем-то согрешил. С точки зрения ритуальной динамики нам уже известно, что с помощью ритуала жертвы за грех или жертвы повинности грех человека заносился во святое храма. Бог не стал давать какой-то новый ритуал, но он использовал ритуал жертвы за грех для того, чтобы показать, что ритуальная нечистота также должна быть занесена во святилище. Человеку, очистившемуся от нечистоты своей, было понятно, что все они имеют заместительный характер. Избавлением от болезни человек обязан Агнцу, умершему вместо него.

Исцеляя больных, Иисус брал на Себя их немощи и болезни (Мф.8:14-17; Ис. 53:4-7).

Только Христос мог понести немощи всей человеческой семьи. "Во всех их немощах Он изнемогал". В Его собственной плоти никогда не было болезни, но Он понес болезни других. Когда страдающее человечество (человеческая природа) давило на Него, Тот, Кто обладал прекрасным здоровьем, был как прокаженный вместе с ними. (3ИВ 133.1)

Бог хотел воспитать в людях через очистительные жертвы веру в Грядущего Агнца, который в будущем избавит их от смерти и болезни. Для нас, христиан, это также еще не исполнилось. И хотя Христос, истинный Агнец, уже принес Себя в жертву, а потому мы свободны от закона ритуальной нечистоты и связанных с ним обрядов, но мы все еще смотрим вперед, ожидая исполнения обетования:

1Кор. 15:51-53 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие


Жертвы очистительные указывают на Христа, как на наше прославление, Который при Своем Втором пришествии наше тленное, подверженное болезням тело сделает совершенным. Символика очистительных жертв простиралась в истории далеко за пределы Голгофы ко Второму пришествию.