СВЯТИЛИЩЕ – библейский курс

Библейское учение о святилище

Праздники Господни – история плана искупления.

Левит 23

автор: Алексей Ягелло
20.06.2021
80

В начале Господь сотворил время: «Был вечер, и было утро – день один», – читаем мы в первой главе Книги Бытия. Сотворив в четвертый день светила, Господь предназначает их, в первую очередь, для отделения дня от ночи и для “знамений, времен, и дней, и годов” (Быт. 1:14). Время было очень важным фактором в жизни израильского народа. В прошлом уроке мы рассмотрели ежедневный циркадный ритм служения во святилище, отражающий непрестанную заботу Бога и Своем творении. Вместе со священником мы зашли во Святое, где он возложил хлебы предложения, поправил светильник, заправив его маслом, и совершил служение ходатайства за народ пред завесой, воскуряя фимиам.

Экскурсия во Святом (Левит 18-24)

Взглянем на структурную схему книги Левит: теперь перед нами открывается Святое отделение святилища – совсем маленькое место с ограниченным доступом, которому в повествовании посвящено всего 7 глав, главы с 18 по 24.

Когда читатель проходит через завесу, где рассказывалось о наказании сыновей Аарона (глава 10), первое, что предстает перед ним после, за завесой – это еще более мелкий сегмент, состоящий из трио – глав 18, 19 и 20 – о поклонении и праведности. Эти три главы описывают святость народа, каждая открывается фразой “объяви сынам Израилевым и скажи им” (18:2; 19:2; 20:2).

Главы 18 и 20 стоят бок о бок, и повторяют друг друга, подобно песенному хору или процессии воспевая одни и те же анафемы против злых дел, совершаемых в религиях Египта и Ханаана, и таким образом обрамляя ключевой центр – главу 19: подобно тому, как в главе 18 вначале говорится о сексуальной святости, а затем дается предупреждение о идолопоклонстве Молоху, в главе 20 сначала идет предупреждение об идолопоклонстве Молоху, а затем сказано о сексуальной святости. Главы как бы перекликаются с обрядом, описанный во Второзаконие 27:11-14, где двенадцать колен разделены на две группы: шесть из них становятся на горе Геризим, чтобы благословлять народ, а остальные шесть – на горе Гевал для проклятия – здесь перечисляется 12 проклятий (Втор. 27:15-26), причем нет явного порядка – сексуальные грехи перемешан с законами, запрещающими брать взятки, перемещать межевые знаки и вводить в заблуждение слепых. В следующей 28 главе Второзакония дается еще один список благословений (28:1-14) в форме обетований плодородия и процветания при условии соблюдения заповедей в сопровождении длинного перечня ужасных бедствий (28:15-68), которые постигнут их в противном случае – проклятия и благословения представляют собой стандартную формулу для клятв завета при заключении договора.

Главы 18 и 20 Левит повторяют формулу Второзакония с интересными отличиями:

Во-первых, во Второзаконии проклятия свободно выводятся из Декалога; спектр запретов очень широк и разнообразен, тогда как в Книги Левит в двойном обрамлении глав 18 и 20 они сосредоточены на сексуальных преступлениях и идолопоклонстве (духовной “измене”). Автор поместил все сексуальные запреты во внешние главы, создающие рамку для 19 главы прямо посредине на почетном месте, а уже в нее поместил все законы о праведных делах – это очень сильный акцент на описании праведности.

Во-вторых, писатель предваряет трилогию 18-20 глав общим запретом не следовать законам Египта и Ханаана – т.е. связывает их именно с религиозным культом. Анафемы – не есть законы о повседневных делах, они не предназначались для проведения добрачного консультирования и ничего не говорят о наследстве, разводе и правопреемстве – контекст неизбежно культовый, а осквернение земли – серьезная ситуация, возникающая в результате идолопоклонства. Так как в ханаанских культах были мужчины и женщины-проститутки, инцест легко ассоциируется с религией египетских фараонов, а упоминания о чужеземных обрядах с элементами сексуальных отношений с животными встречаются в прилегающих к Ханаану регионах – спаривание с жеребцом было частью ведических обрядов, а использование менструальной крови ассоциировалось с договором с нечистыми духами.

Таинства Господа явно контрастируют с таинствами богов Египта и Ханаана. Композиционная схема Книги Левит весьма сознательно и преднамеренно ставит законы праведных дел в центр, а сексуальные грехи – на периферию. Главы 18 и 20 не находятся на переднем плане, скорее они похожи на две массивные колонны по обе стороны от святыни, или похожи на арку авансцены. По обе стороны от центра законы против инцеста, содомии и зоофилии подкреплены дважды повторяющимися предупреждениями о том, что земля извергнет людей, если они последуют этим культам.

Повторяющееся упоминание Египта в заключительной части подчеркивает главу 19 как одну из самых важных в Книге – расположение в центре, посреди святилища, показывает, что эта глава о справедливости и правосудии является самым центром религии, и потому помещена в центре святилища, являясь одним из центров книги Левит (ср. Быт. 19:25; Ис. 28:17). Обрамление главы 19 упоминаниями об этих неназидательных сексуальных отклонениях в 18 и 20 главах создает эффект, подчеркивающий расположенную в центре концепцию свободы, праведности и справедливости. Эти главы противопоставляют чистый и благородный характер иудейского Бога-ЯХВЕ и чувственные обычаи весьма странных лжебогов.

Глава 18 называет грехи, а глава 20 называет наказания, причем грехи сгруппированы в соответствии с наказаниями. Находясь между такими волнующими анафемами, глава 19 могла бы показаться скучной, и ее было бы легко не заметить, потому что она рассматривает и расширяет ряд законов, которые в Книге Левит уже были даны. Но тщательно продуманное обрамление предполагает, что глава 19 – это важнейшая глава о значении праведности. Данные уже ранее законы остались бы загадочными и противоречивыми, если бы 19 глава не объединила их. И на определенном этапе различные законы здесь они подытоживаются правилом: “возлюби ближнего своего как самого себя” (Лев. 19:18). Именно на эту главу сослался Иисус Христос, отвечая на вопрос о важнейшей заповеди в законе (Мф. 22:36-40).

Более того, глава 19 не завершена – она иллюстрирует риторический принцип отсроченного завершения, находя свою заключительную половину лишь в главе 26 в конце Книги – и лишь там всё станет на свои места.

Трио 18-20 глав также написано в хиастической структуре:
1A: Лев. 18:1-5 – Запрещено поступать по установлениям Египта и Ханаана;
1B: Лев. 18:6-19:2 – Запрещены мерзости + Израиль должен быть свято, ибо ЯХВЕ свят:
–> a) Лев. 18:6-23 – Запретные отношения;
–> b) Лев. 18:24-30 – Израиль не должен делать мерзости + земля свергнет с себя своих обитателей;
–> c) Лев. 19:1-2 – Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бога ваш;
1C: Лев. 19:3a – Каждый из вас должен почитать свою мать и отца;
1D: Лев. 19:3b – Каждый из вас должен соблюдать Господни субботы;
1E: Лев. 19:4 – Идолопоклонство запрещено;
1F: Лев. 19:5-14 – Нарушение законов Господа запрещено + Израиль должен бояться своего Бога;
1G: Лев. 19:15 – Судить несправедливо запрещено;
1H: Лев. 19:16-18Израиль будет любить ближнего своего как самого себя;
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОСЬ: Лев. 19:19-32 – Законы Господа, которые Израиль должен соблюдать;
2H: Лев. 19:33-34Израиль не будет плохо обходиться с чужеземцами,
но будет любить их как самих себя;

2G: Лев. 19:35-36 – Несправедливость на суде запрещены;
2F: Лев. 19:37 – Израиль должен соблюдать все законы и постановления Господа;
2E: Лев. 20:1-6 – Наказание за идолопоклонство (Молох + медиумы + вызывающие духов);
2D: Лев. 20:7-8 – Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш;
2C: Лев. 20:9 – Каждый из вас, кто злословит отца или мать, должен быть предан смерти;
2B: Лев. 20:10-26 – Наказание за мерзкие отношения + Израиль должен быть свято, ибо ЯХВЕ свят;
–> a) Лев. 20:10-21 – Наказание за запретные отношения;
–> b) Лев. 20:22-25 – Израиль должен соблюдать уставы Господа + земля не свергнет их с себя;
–> c) Лев. 20:26 – Будьте предо мною святы, ибо Я свят Господь;
2A: Лев. 20:27 – Волхвы + вызыватели мертвых должны быть преданы смерти.

Далее, главы 21-22 описывают святость священников, к которым было обращено указание проводить различие между чистым и нечистым, священным и не-священным (10:10). Новый подраздел открывается фразой: “И сказал [0559 אמר ‘amar] Господь Моисею” (21:1) – вместо обычного “сказал [01696 דבר dabar]”.

Две короткие главы 21 и 22, образующие собственное небольшое кольцо, обучают первосвященника правилам брака, обязанностям священников на похоронах, перед их семьями и физическому состоянию ритуальной чистоты. Совершенно очевидно, что законы чистоты для священников гораздо более строгие, чем для других людей, а их нарушения наказываются более серьезно.

Раздел служит подходящим местом для описания календарных праздников, которые должно отмечать со всесожжением: поэтому далее глава 23 рассказывает о священных праздниках (евр. “моэд”) ЯХВЕ. Если в начале в главах 1-7 рассказывается о приношениях, совершаемых по инициативе людей, то в главе 23 говорится о приношениях, назначенных самим Богом для Его “суббот”, и совершать эти обряды – задача не простых людей, а священников.

Кроме того, глава 23 размещена также в центре своеобразного хиазма всего раздела:

  • отрывок 24:1-9 (B) расположен напротив глав 21-22 (B') и фокусируется на священниках,
  • а отрывок 24:10-23 (A), подобно главам 18-20 (A'), фокусируется на простых людях.

Глава 23 (X) становится центральной (в хиазме A-B-X-B'-A') – в ней присутствуют и священники, и народ.

Отрывок 24:1-9 затрагивает уставы святилища, связанные с повседневным служением “тамид”, которые мы уже рассмотрели, а отрывом 24:10-23 содержит вторую историю книги Левит, которую мы рассмотрим перед тем, как войти во Святое святых. Сейчас же уделим внимание праздникам Господним.

Суббота

Суббота вводит цикл ежегодных праздников, которые описываются в 23 главе Левит: «шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев.23:3).

Суббота была первым праздником, который установил Бог и который предписывалось справлять человеку (Быт. 2:1-3). Это был также единственный день, который Бог освятил перед тем, как дал Десять заповедей на Синае (Исх.16:23), и единственный день, который не зависит о времен года, движения астрономических тел или каких-то исторических событий.

В этот день в святилище совершалось особое богослужение, приносилась двойная жертва. Но самое важное служение совершал священник во Святом: именно в этот день менялись “хлебы предложения”. Наличие “хлебов предложения”, в отличие от традиционного языческого культа “кормления божества”, показывало, что Господь Бог не нуждается в человеческой пище: Бог конкретным образом повелевает съедать этот хлеб священникам. Повелев менять “хлебы предложения” по субботам, Бог тем самым связывал этот ритуал с днем, который указывал на Него, как на Творца. Хлеб является каждодневной пищей человека. “Хлебы предложения” (по-еврейски, “хлебы, положенные перед лицом”) указывали на Бога, который дает насущный хлеб. Он, Творец всего сущего, повелевает земле производить его. В молитве, которой учил Иисус Христос, также звучат эти слова: “хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Сегодня мы не должны забывать, что Бог, сотворивший небо и землю, творит нам и наш насущный хлеб.

Субботы связана не только с творением (Исх. 20), но и с искуплением (Втор. 5), а потому как “День Господень” она ассоциируется с другим “Днем Господним” – особым вмешательством Бога в ход земной истории, который именно так называется у древних еврейских пророков: “Йом ЯХВЕ” (Ис.13:9-13; Иез.30:1-5; Иоил.2:1-11; Ам. 5:18-20; Соф.1:14-18) – это день суда и день Его пришествия в конце времени.

Новомесячья

Год у израильтян состоял, так же как и у нас, из 12 месяцев (3Цар. 4:7). Календарный месяц длился 29,5 дней. Таким образом, израильский год из 12 месяцев был на 10 дней короче астрономического года. И древние израильтяне знали и об этом, поэтому каждые 3 года они добавлялся дополнительный месяц, устранявший несоответствие с астрономическим календарем. Господь позаботился о том, чтобы израильтяне, не имея современных астрономических приборов, могли прийти к таким точным расчетам: Он создал Луну, и именно поэтому израильский календарь называется “лунным” – месяц равнялся периоду вращения Луны вокруг Земли. Вот почему новомесячье было для них важным праздником. Не существовало другого способа определить смену месяца, кроме как по появлению новой Луны.

В приближении новолуния многие израильтяне ложились спать позже, наблюдая за тем, как появится Луна. Во времена Христа о начале нового месяца сообщал специальный совет, состоящий из трех человек, включая первосвященника. Они собирались в храме для того, чтобы выслушать свидетелей, которые приходили и заявляли, что видели новый месяц. Синедрион устраивал специальный обед для того, чтобы привлечь как можно больше свидетелей. Когда наступление новолуния было окончательно подтверждено, в темном ночном небе над Елеонской горой вспыхивал факел, свет которого был виден далеко вокруг, и особые наблюдатели, стоящие на других холмах, в свою очередь, тоже зажигали факелы. И так своеобразная факельная эстафета оповещала весь Израиль о наступлении нового месяца – радостного праздника.

Израильтяне считали своей святой обязанностью жить по Богом определенному времени, потому точное наблюдение нового месяца было весьма важно: Пасха праздновалась четвертого нисана, через 50 дней после этого праздновалась Пятидесятница; Праздник труб и День искупления праздновались в первый и десятый день седьмого месяца – в 23 главе эти дни месяца указаны совершенно определенно. И чтобы не пропустить эти важные праздники, всегда нужно было точно определить первый день месяца.

Новомесячье было радостным временем (Пс. 80:2-5), когда люди собирались на пир (1Цар. 20). Но центральным событием новомесячья являлось жертвоприношение – в этот день приносилась особая жертва всесожжения (Числ. 28:11-14). Кроме всесожжения, приносилась жертва за грех всего народа. Эти жертвоприношения четко связывали в сознании людей Бога-Творца времени – с заместительной жертвой. Без жертвоприношений празднование новомесячий было Богу неугодно, ибо «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:2).

Кроме того, Бог повелел ветхозаветным людям наблюдать время не только ради праздников, которые должны были праздноваться “каждый во время свое”, но и чтобы они могли определять годы, оставшиеся до пришествия Мессии!

Рисунок 1. Еврейский календарь ежегодных праздников и сельского хозяйства

Цикл ежегодных праздников

Ежегодные ритуальные праздники 23 главы делились на 2 группы: весенние и осенние.

Три из них были паломническими праздниками – во время них следовало совершать паломничество в Иерусалим и приносить жертву в храме – это Пасха (Песах), Пятидесятница (Шавуот) и Кущи (Суккот).

Три раза в год весь Израиль собирался на поклонение Богу в святилище (Исх. 23:14-16). Некоторое время эти собрания происходили в Силоме, но впоследствии центром национального служения стал Иерусалим, и сюда в дни торжественных праздников стекались все колена народа израильского. (ПП 537.1)

Народ окружали дикие воинственные племена, которые только и ждали, чтобы захватить израильские земли, однако три раза в год все способные к войне мужчины и кто только мог путешествовать, покидали свои дома и отправлялись на место поклонения в центральную часть страны. Что могло помешать их врагам напасть на оставшиеся без защиты дома и предать их огню и мечу? Что могло защитить Израиля от втор-жения захватчиков, которые превратили бы их в пленников? Бог обещал быть защитой Своего народа. «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8). В то время как Израиль отправлялся на богослужение, Божественная сила укрощала его врагов. Божье обетование гласило: «Ибо Я прогоню народы от лица твоего, и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году» (Исх. 34:24). (ПП 537.2)

Эти ежегодные собрания воодушевляли сердца молодых и старых на служение Богу, а общение людей из разных концов страны способствовало укреплению их любви к Богу и к ближнему. Было бы хорошо, чтобы народ Божий и сейчас отмечал этот праздник — радостное воспоминание о благословениях Божьих, дарованных ему. Подобно тому как израильский народ праздновал освобождение, совершенное Богом для их отцов, и Его чудесную защиту во время странствования из Египта, так и мы должны с благодарностью вспоминать различные пути, какими Он направлял нас, чтобы вывести из мира, из мрака греха в Свой чудный свет истины и милосердия. (ПП 540.6)

Тем, кто жил далеко от святилища, приходилось больше месяца тратить на посещение ежегодных праздников. Этот пример посвященности Богу подчеркивает важность религиозного поклонения и необходимость подчинения наших эгоистичных земных интересов всему духовному и вечному. Мы многое теряем, когда пренебрегаем возможностью собраться вместе, чтобы укрепить и ободрить друг друга в служении Богу. В этом случае истины Его Слова теряют для нас свою ясность и значение. Святое влияние Духа Божьего не освещает наши сердца, и мы начинаем ослабевать духом. В своем христианском общении мы многое теряем из-за отсутствия сочувствия друг к другу. Кто замыкается в самом себе, не исполнит того, что Бог намеревается сделать с его помощью. Мы дети одного Отца, и наше счастье зависит друг от друга. На нас возложены обязанности по отношению к Богу и к человечеству. Правильное развитие свойственных природе человека потребностей жить в обществе рождает сочувствие к нашим братьям и делает нас счастливыми, когда мы стараемся осчастливить других. (ПП 541.1)

Эллен Уайт подробно описывает историческое исполнение праздника Пасхи и Праздника возношения первого плода в книге “Желание веков”, Праздника жатвы (Пятидесятницы) – в книге “Деяния апостолов”, а Праздника труб, Йом-Киппур и Кущи – в книге “Великая борьба”.

Пасха (Песах)

Первым из этих празднеств была Пасха, праздник опресноков, выпадающий на авив, первый месяц иудейского года, соответствующий концу марта и началу апреля. К этому времени зимние холода проходили, поздние дожди оканчивались, и природа радовалась свежести и прелести весны. Холмы и долины покрывались зеленой травой, а на полях повсюду пестрели полевые цветы. Луна, достигавшая в эти дни полноты, делала вечера особенно прелестными. (ПП 537.3)

Со всех сторон держали свой путь к Иерусалиму путешественники. Пастухи, покинувшие свои стада, чабаны с горных пастбищ, рыбаки с берегов Галилейского моря, земледельцы с полей, сыны пророков из священных школ — все направлялись к тому месту, где обитала слава Божья. Они делали небольшие переходы, ибо многие шли пешком. На протяжении всего пути к путешествующим присоединялись новые группы, и по мере приближения к святому городу их становилось все больше и больше. (ПП 538.2)

Красота окружающей природы пробуждала в сердцах израильтян радость и признательность к Подателю всех благ. Идя по дороге, люди напевали древние еврейские гимны, превознося славу и величие Иеговы под звуки сигнальной трубы, в сопровождении кимвалов. (ПП 538.3)

Все дома в Иерусалиме открывались для путников, и комнаты приготовлялись для бесплатного ночлега, но этого оказывалось недостаточным для такого множества народа, поэтому на всех свободных местах по всему городу и на окружавших его холмах разбивались палатки. (ПП 539.4)

Праздник Пасхи был установлен во время Исхода израильтян из Египетского рабства – это день освобождения – день, когда из жалких рабов Бог начал создавать особый, избранный на высокое служение народ. Этот исход не был результатом восстания рабов, свергших иго поработителей; он не был даже их собственным, глубоко осознанным выбором. Бог по Своему изволению взял и вывел из рабства народ, который Он Сам избрал. И с самого начала Он стал открывать этому народу истину о Себе; истину, почти забытую и утраченную жившими в рабстве людьми.

В ту решающую, страшную ночь перед Исходом они не спали. Им было не до сна. Они получили особое повеление от Бога, перед силой и властью Которого трепетал фараон и весь Египет, относительно ритуала, который они должны были совершить в ночь накануне выхода (Исх. 12:1-11).

Основные элементы пасхального ритуала:

  • Принести в жертву агнца
    • заколоть
    • помазать косяки дверей
  • Есть агнца
    • по семействам
    • с пресным хлебом и с горькими травами
    • есть с поспешностью
    • костей не сокрушать

Когда повеление и подробные указания были получены, каждая семья должна была решить для себя, исполнять ли его. Но вот решение принято, и глава семейства, заколов агнца, мажет его кровью косяки дверей. Он, его жена и дети понимают, что эта кровь – избавление от смерти. Они знают, что в эту ночь ангел смерти пройдет по Египту и поразит каждый дом, каждого первенца. Только кровь агнца может спасти их семью, их дом, их сына. Так пообещал Бог: всякий, у кого кровь на косяках дверей, будет спасен от смерти. Вместо первенца умирает агнец. Это заместительная жертва, и каждый израильтянин мог убедиться в ее действенности. Каждый должен был принять решение повиноваться Божьему повелению и узнать на собственном опыте, что смерть агнца дает им жизнь.

Помазав косяки дверей кровью агнца, семья должна была затем испечь и съесть его. Пища – это то, что становится частью тебя, организм живет за счет пищи, она – его строительный материал. Так что агнец – это не только заместительная жертва, спасающая от смерти, но его плоть, вкушаемая людьми, становится частью их плоти. Жертва эта давала не только спасение и жизнь, но и строила и формировала. В древности даже в языческих культах, в том числе и египетских, вкусить нечто ритуальное, принесенное в жертву божеству – значило приобщиться к божеству. Этого удостаивались лишь избранные жрецы. Бог же повелевает Своему народу: есть агнца должна каждая семья, каждый член семьи, весь народ. И все израильтяне понимали, что, вкушая жертвенного агнца, они приобщаются к Богу, и Он входит в них, становясь частью их самих.

Бог повелевает им есть агнца по семействам – для семейства, состоящего в среднем из 10-15 человек, агнец – это совсем не много. А если семейство малочисленно, Бог велит им объединиться с соседями. Главное не насытиться, главное – участвовать. Здесь еще один урок: никто не спасается в одиночку, вы должны быть вместе, объединиться – не просто спасенный человек, но спасенный народ.

Агнца было велено есть с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:8; Числ. 9:11) – это были вполне конкретные растения, они известны: эндивий (Cichorium endivia), цикорий (Cichorium intybus), щавель (Rumex), одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale), кресс водяной (Nasturtium officinale).

В отличие от горьких ядовитых трав, служащих символов неискупленного греха, символом проклятия (Втор. 29:18-21; 4Цар. 4:39-41; Пр. 5:4; Ис. 5:20; Плач 3:19; Ин. 10:10; Откр. 8:11) и изображая горькие качества характера, такие как зависть и сварливость, резкость и суровость, сребролюбие (Иак. 3:13-14; Евр. 12:15; 1Тим. 6:10), пасхальные горькие травы не были ядовитыми. Их горечь показывала, что в ритуале главное – не удовольствие от трапезы; она была призвана служить важным символом: горькие травы символизируют горечь страданий Христа, причиненных грехом нашему Спасителю, они символизировали крайнюю греховность греха. Спаситель вместо нас принес заместительную жертву, чтобы нам не пришлось самим умирать от своего греха. И нам совсем не нужно повторять опыт Его пустыни, Гефсимании и Голгофы – в этом благая весть для грешника!

Бог от самого начала замыслил открыть Своему народу истину как о личном, так и о всеобщем, глобальном спасении. Ритуал пасхального жертвоприношения по повелению Божьему совершался на протяжении многих веков, вплоть до смерти Агнца Божьего на кресте. Через этот ритуал, смотря в будущее, они ожидали Святого Агнца, который Своею смертью подарит им жизнь вечную.

Агнца нужно было есть с поспешностью, препоясанным, с посохом в руке, то есть быть собранными и готовыми спешно отправиться в какой-то дальний путь. В ту ночь Исхода они спешили выйти из рабства, они в буквальном смысле отправлялись в дальнее странствие в неизвестную обещанную Богом землю. Впоследствии же этот ритуал говорил им о странствии в Вечный Ханаан, о Небесном грядущем Царствии.

И в самом ритуале был очень значимый в этом смысле момент: они не должны были сокрушать костей пасхального Агнца. Сокрушить, сломать кости – означало для обречь вечной гибели, проклятию. Несокрушенные кости говорили о будущем воскресении. Повеление не сокрушать кости агнца, есть его, не разрезая на части – весьма странное, ведь это непривычное и неудобное занятие. Господь показывал тем самым, что агнец, убитый вместо израильских первенцев, имеет надежду на воскресение, указывая на будущее воскресение Агнца Божьего, что и исполнилось на третий день по смерти Иисуса Христа.

Удивительно, как много глубочайших истин открыл Бог вчерашним рабам; и в какой зримой, доступной их пониманию форме говорил Он о сокровенной тайне искупления. Рассматривая эти древние ритуалы сегодня, мы не перестаем открывать для себя все новые грани дивного Божьего откровения.

Сегодня мы знаем, что «Пасха наша – Христос, распятый за нас» (1Кор. 5:7) весной 31 г. н.э.

Когда Спаситель отдал жизнь на Голгофе, Пасха утратила свое значение, но была учреждена Вечеря Господня как память о том же событии, прообразом которого являлась Пасха. (ПП 539.5)

Праздник возношения снопа

Ритуал замены хлебов предложения, совершаемый каждую субботу, подводит нас к циклу из трех весенних праздников, связанных с урожаем. И открывал этот цикл Праздник вознесения первого снопа (Левит 23:9-14), который праздновали на третий день после Пасхи.

После Пасхи следовал праздник опресноков, длившийся семь дней. Первый и седьмой день были днями священных собраний, когда запрещался любой рабский труд. Во второй день праздника пред лицо Божье приносились первые плоды нового урожая. В Палестине среди хлебных злаков самым первым до начала праздника созревал ячмень. Перед алтарем Божьим священник потрясал снопом ячменя, как бы свидетельствуя о том, что все принадлежит Богу. Только после совершения этой церемонии можно было приступать к сбору урожая. (ПП 539.6)

Церемония начиналась вечером. Люди выходили на свои ячменные поля и сжинали первый сноп. До утра его держали в корзине, и на следующий день из каждого селения отправлялась группа паломников, чтобы принести свой первый сноп священнику. Талмуд повествует о том, что священник выходил на окраину города, чтобы встретить странников, и шел вместе с ними к храму. Вместе они проходили по улицам города, декламируя отрывок из Второзакония 26:5,8-10.

В храме священник брал сноп, поднимал его высоко над головой, покачивая им из стороны в сторону во всех направлениях. Это действие символически подтверждало силу Бога, Творца неба и земли, благословляющего всякий урожай. Только с этого момента люди могли начинать сбор урожая.

Служение в скинии придавало огромное значение принесению пред лицо Господа первых плодов. Все на земле – от новорожденного младенца до ягненка – было приносимо и посвящаемо Господу. Посвящение первых плодов освящало весь урожай. На этот праздник приносилась особая жертва Господу во всесожжение, что тем самым снова указывало на грядущего Мессию, которому человечество обязано урожаем первых плодов.

Новый Завет, продолжая издревле знакомую израильтянам терминологию, иллюстрирует множество духовных уроков. Например, хорошо известный перечень качеств “плода духа”, произрастающих в сердце посвященного христианина (Гал. 5:22-23; Еф. 5:9).

Но самый яркий, самый значительный пример “первого плода” – это, конечно же, Иисус Христос, ставший “первенцем из мертвых” – в 31 году н.э. праздник вознесения снопа, по провидению Божьему, совпал с самым знаменательным событием в истории: воскресением Иисуса Христа из мертвых.

Подобно снопу потрясания, который был первыми спелыми колосьями, собранными перед жатвой, Христос является первым среди бессмертной жатвы искупленных, которые при воскресении праведных будут собраны в житницу Божью… (ВБ 399.2)

И как прообраз снопа потрясания наш Господь воскрес из мертвых в третий день, как «первенец из умерших», как начаток всех воскресших праведников, чьи «уничиженные тела» изменятся «сообразно славному телу Его» (Фил. 3:20-21). (ВБ 399.3)

Пятидесятница (Шавуот)

Через пятьдесят дней после Потрясания снопа наступал один из самых радостных праздников в годовом цикле древнего Израиля – Пятидесятница. Это также был один из тех трех особых дней, когда Господь призывал весь израильский народ прийти и явиться в храме Господнем пред лице Божие (Исх. 23:14-16). Собиралось множество народа; и стар, и мал спешили в Иерусалим, чтобы отпраздновать сразу два события, совершавшиеся в этот день.

Спустя пятьдесят дней после приношения первых плодов наступала Пятидесятница, называвшаяся также праздником жатвы и праздником седьмиц. В знак благодарности за хлеб пред лицо Божье приносились два хлеба из кислого теста. Праздник Пятидесятницы длился только один день, который посвящался религиозному служению. (ПП 540.1)

Во-первых, это был праздник урожая – “праздник жатвы первых плодов” (Исх. 16:21): в этот день заканчивался сбор зерновых. Народу было предписано ни в коем случае не есть плодов нового урожая до тех пор, пока не произойдет его посвящение на празднике Пятидесятницы (Лев. 23:14).

Как и в остальные праздники, центром всего ритуального служения было жертвоприношение (Лев. 23:16-20). Особой, отличительной особенностью этого жертвоприношения было принесение пред Господом двух квасных хлебов. Эти хлебы не сжигались на жертвеннике, как “приношение хлебное”. Выпеченные из муки нового урожая, они возносились пред Господом, подобно снопу потрясания. Этот ритуал и являлся знаком посвящения нового урожая. После этого все собранное зерно можно было употреблять в пищу. Исследователь Эдерсхейм, говоря о значении принесения пред Господом квасных хлебов, подчеркивает разницу между потрясанием снопа и этим праздником: “Если пасхальный агнец, хлебное приношение и первый сноп представляли смерть и воскресение Иисуса Христа, Который не совершая греха, дает силу победить грех, то квасной хлеб Пятидесятницы представляет ответ Израиля на благословение спасения”.

Интересно заметить в этой связи, как последующие исторические события совпали с циклом праздников. Если воскресение Иисуса Христа вместе с умершими праведниками на третий день после Пасхи дало новый импульс и новое понимание плана спасения апостолам, то уже через 7 седьмиц (50 дней) этот первый “сжатый сноп” превратился в богатый урожай, когда Дух Святой сошел на учеников Иисуса, и 3 тысячи человек приняли весть Евангелия.

Праздник Пятидесятницы имеет еще одно важное значение. Книга Исход 19:1 сообщает, что народ израильский достиг подножья горы Синай в первый день третьего месяца. Мы знаем, что само событие Исхода произошло в пятнадцатый день первого месяца. Таким образом, прошло 45 дней с того момента, когда Бог вывел Свой народ из Египта. На третий день после того, как они расположились станом у горы Синай, Моисей поднялся на гору, где и получил от Бога 10 заповедей. Поэтому в иудейской традиции Пятидесятница считается годовщиной получения Закона. Раввин Эхель Эккштейн, говоря о празднике Пятидесятницы, подчеркивает: “Отсчитывая 49 дней между Пейсахом (Пасхой) и Шавуотом (Пятидесятницей), тем самым связывая их, еврей заявляет, что человек не получает полную свободу через физическое освобождение. Исход из Египта является неполным без духовного освобождения”.

Современные исследователи подчеркивают еще один интересный факт. Год спустя после получения Закона произошло посвящение скинии (Числ. 7-8 гл.). В это время израильский народ двинулся от горы Синай в землю обетованную. Одновременно с этим было завершено строительство скинии и началось служение в ней. Эти факты будут иметь огромнейшее типологическое значение.

Со времен второго храма (храм Зоровавеля) в синагогах всегда стоял переводчик и переводил тем, кто говорил на арамейском языке (в т.ч. галилиянам), Слово Божье, чего не было во времена первого храма (Соломона). В таком переводе нуждались и представители других диаспор (иноязычных).

Переводом занимались образованные люди “перушим” = фарисеи (интеллигенция того времени). В день Пятидесятницы иудеи со всего мира шли в Иерусалим, чтобы услышать из уст священников в храме Божьем повествование о великих делах Божьих, о даровании Торы и услышать торжественное чтение Десяти Заповедей, сопровождаемое переводом на их родные языки (это самое главное, что должны знать все евреи, независимо от того, где они живут) (Деян. 2:5).

В день Пятидесятницы на иностранные языки переводились Слова Торы, слова Десятисловного Божьего Закона и повествование о великих делах Божьих; это не некий прилив особых чувств, проявляющийся в молитвах, популярных сегодня в некоторых кругах – нет, это конкретные Слова Божьи! Пятидесятница – это праздник Закона Божьего, а не неких внутренних чувствований и ощущений.

Цифра 50 очень важна! Расстояние между центрами двух квадратов двора скинии было 50 локтей, т.е. 50 спокойных шагов. Так вначале Бог делает 50 шагов и приходит в центр греха, умирая на Голгофе. И затем через 50 дней Он приступает к торжественному служению во Святом Небесного святилища.

Согласно книге Деяния 2:1, при наступлении дня Пятидесятницы апостолы были единодушно вместе, когда на них сошёл Святой Дух – это день рождения христианской церкви. Прежде Бог пребывал Славою Своей на ковчеге, но в день Пятидесятницы Дух Святой почил Славою Своей на апостолах, дав им способность перевести Слово Божье на языки мира – именно это дало мощный толчок распространению Евангелия по всей земле, как это заповедовал Иисус пред Своим вознесением (Мф. 24:14).

Во время земной жизни Иисуса, до Его отвержения и распятия иудеями, когда исполнились слова «Се, оставляется Вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38) и Иерусалимскому храму остались лишь ожидать “близкого уничтожения” (Евр. 8:13; 9:8; Дан. 9:26-27), этого еще не произошло, “ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен”, но после Его воскресения, вознесения и вступления в должность Первосвященника Дух Святой был излит (Еф. 4:8), и Его получают все, кто поверил, такие люди становятся живым святилищем, из которого течет река воды жизни (Ин. 7:37-39; 4:14; ср. Откр. 22:1; Иез. 47:1-12; Ис. 58:11); не из живота, а изнутри (т.е. из сердца) (см. Пр. 18:4).

В главах 4 и 5 Книга Откровение повествуется о том, как Иоанн был приглашен в небесное святилище. Там он увидел Бога, восседающего на престоле, подле которого находились четыре херувима и двадцать четыре старца, воскресших вместе со Христом. Затем он увидел Всевышнего Судью, держащего в руке книжный свиток, запечатанный семью печатями, и не было достойного открыть и снять печати с него. Спустя некоторое время Иоанн видит: «Вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5:6). Это не простой агнец, принесенный в жертву. Он наделен Духом Святым, и, более того, о Нем говорят, что Он — «лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5). Старцы держат в руках чаши с фимиамом, который должен возлагаться на золотой жертвенник благовонных курении, и делать это могут только помазанные священники (см. 2Пар. 26:19). Христос смертью Своей соделал их священниками и стал их Первосвященником. Служение в небесном святилище было открыто. Богословы называют видение глав 4 и 5 книги Откровение инаугурацией святилища.

Точно так же, как на вторую Пятидесятницу после исхода было открыто служение в скинии собрания, на пятидесятый день после исполнения Праздника снопов (воскресения Иисуса) было открыто служение в небесном святилище. Неотъемлемой частью инаугурационной церемонии являлось помазание первосвященника. Об этом событии пророчествовал псалмопевец, а об исполнении пророчества писал апостол Павел (Пс. 44:8; Евр. 1:9). Елей стекал по бороде и даже по краям одежды первосвященника (Пс. 132:2). Но Христос был помазан не обычным елеем. Он, Единственный, был помазан Святым Духом. Многие исполнялись Духа Святого, о некоторых сказано, что Дух Святой почил на них. Но помазан Им только Христос. Именно поэтому Его имя таково. “Христос” – по-гречески, “Машиах” – по-еврейски, означает Помазанник (см. Ис. 61:1). В тот великий день Пятидесятницы, когда Иисус был помазан Первосвященником в небесном храме, Дух Святой как драгоценный елей стек с краев Его риз, снизошел на землю в виде огненных языков и почил на учениках Христа.

Так праздник Пятидесятницы нашел свое антитипическое исполнение: на небе было открыто служение во святилище, а на земле образовалась первая Церковь.

Какое благословение для нас заключается в том, чтобы видеть в Иисусе исполнение типологии святилища Ветхого Завета, а также принять обещанную силу, чтобы самим стать «храмом Святого Духа»!

Писание уверяет нас: благодаря обещанной Христом силе мы можем стать живой жертвой (Рим. 12:1), светом (Мф. 5:14; Откр. 1:20), наши молитвы могут быть подобны фимиаму (Откр. 5:8; 8:3), а наши праведные дела сравнимы с чистым виссоном (Откр. 19:8) и т.д.

Праздник Кущей (Суккот)

Этот праздник по своему размаху превосходил все остальное, ибо продолжался целую неделю, и такого количества всесожжении не было ни на одном из праздников (Числ. 29:12-34).

Сверх постоянного всесожжения, совершавшегося утром и вечером, за все дни во всесожжение приносилось 84 тельца, 98 агнцев и 14 овнов. По сравнению со всесожжениями других праздничных дней количество овнов и агнцев на каждый день праздника кущей было в два раза больше обычного. Количество тельцов было просто неимоверным. Все говорит о том, что праздник кушей был праздником над праздниками. Он был посвящен последнему осеннему урожаю винограда.

Праздник кущей, или собирания, являлся символом признания Божьей щедрости, благодаря которой плодоносили сады, оливковые рощи и виноградники. Это был завершающий праздник в честь собранного урожая. Земля отдала свои обильные плоды, урожай собран в житницы, фрукты, масло и вино уложены на хранение. Первые плоды уже были принесены, а теперь народ шел с благодарственными дарами, чтобы поклониться Богу, Который так щедро благословил их. (ПП 540.2)

Этот праздник должен был быть особенно радостным. Он наступал сразу после великого Дня очищения, когда народ получал заверение того, что его беззакония больше не будут вспоминаемы. Примиренные с Богом, люди являлись пред лицо Господа, чтобы признать Его благость и прославить Его милосердие. Полевые работы окончились, а новые еще не начались, и свободный от забот народ мог спокойно посвятить свое время святым, радостным часам. Хотя только отцам и сыновьям было велено посещать такие праздники, но люди, насколько это было возможно, приходили целыми семьями и приглашали в свои гостеприимные палатки левитов, странников, рабов и бедных. (ПП 540.3)

О самом необычном ритуале Праздника кушей повествует Левит 23:39-42.

Не прошло и недели после завершения Йом-Киппура, а пост уже сменялся праздничным весельем. Люди повсюду строили кущи (шалаши). В каждой куще все шесть дней был накрыт праздничный стол. По традиции крыша шалаша делалась таким образом, чтоб сквозь нее можно было видеть небо. Днем солнце, ночью – луну и звезды. Так израильский народ с радостью вспоминал свое 40-летнее пребывание в пустыне. Несмотря на все лишения и неудобства кочевой жизни, это было особое время для народа: Бог непосредственно пребывал с евреями – днем столп облачный, а ночью – огненный сопровождал их, не отлучаясь ни на минуту.

В первый день происходило священное собрание, и к семи дням праздника прибавлялся еще восьмой день, который праздновался таким же образом. (ПП 540.5)

Праздник кущей имел не только памятное, но и прообразное значение. Он указывал и на прошлые скитания в пустыне и как праздник жатвы, празднуемый в честь собирания всех плодов земли, на тот великий день последнего сбора, когда Господин жатвы вышлет Своих жнецов, чтобы связать плевелы в связки для огня, а пшеницу положить в житницу. В тот час все нечестивые будут истреблены. Окажется, что «как бы их не было» (Авдия 16). И вся Вселенная объединится в радостном прославлении Бога. Иоанн говорит: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откровение 5:13). (ПП 541.2)

Таким образом, Праздник кущей символизирует победное избавление народа Божьего после последней жатву при Втором пришествии Иисуса Христа. Христос соберет в Свои закрома всех, кто решил последовать за Ним. Так Он обещал, еще пребывая на земле (Ин. 10:16), а остальные погибнут навеки.

И вслед за этим спасенные увидят город Новый Иерусалим – свою новую вечную родину (Откр. 21-22). Новый Иерусалим станет великой кушей, в которой Бог обитает со всеми людьми одновременно и постоянно: не 40 лет, как это было в пустыне, а всю вечность. Не в разных шалашах, а в одном огромном городе – «двенадцать тысяч стадий» по длине, ширине и высоте – там уместятся все спасенные, и тогда Христос соберет всех на великую «брачную вечерю Агнца» (Откр. 19:9).

Они радовались при мысли о том, что получили прощение и приняты Богом благодаря служению в великий День примирения и очищения, который предшествовал этому празднику. Но когда искупленные Господом, навсегда освобожденные от рабства проклятия, под которым «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22), будут собраны в небесном Ханаане, тогда они будут радоваться радостью неизреченной и преславной. Великая работа примирения, совершаемая Христом для людей, окончится, и их грехи изгладятся навсегда. (ПП 542.1)

Следующий урок будет посвящен двум оставшимся праздникам – Праздник труб и Йом-Киппур.

8. “Йом Киппур” – ритуал Судного дня

Левит 16 главы

На главную страницу курса