СВЯТИЛИЩЕ – библейский курс

Библейское учение о святилище

“Йом Киппур” – ритуал Судного дня

Левит 16 главы

автор: Алексей Ягелло
22.06.2021
109

Среди цикла ежегодных праздников святилища День примирения, или День искупления (Йом-Хаккиппурим) выделялся особо, представляя собой сердце всех ритуалов святилища. В этот Судный день окончательно решалась проблема грехов всего народы, и святилище очищалось.

Праздник совершался в 10 день седьмого месяца (тишрей) по лунному календарю (Лев. 23:27-32), но предшествовал ему другой праздник, готовивший народ ко Дню примирения – Праздник труб, или Дни трепета (23:24-25), когда на протяжение 10 дней над станом Израильским разносились тревожные, торжественные звуки шофара (рога). Это трубили левиты. Люди прислушивались, люди задумывались. Люди готовились к самому главному и волнующему дню в году, решавшему их участь. Десять дней даны им для того, чтобы примириться с ближними, раскаяться во грехах, внимательно исследуя прожитый год.

Каждый звук трубы в юбилейный год возвещал Его [Иисуса Христа] имя. (ЖВ 211.5)

И вот, наконец, наступал День искупления. Весь народ собирался вокруг скинии. Из Святого выходил первосвященник. Он был одет не так, как обычно: на нем не было ни белоснежных одежд из блестящего виссона, ни ефода, ни нагрудника с драгоценными камнями. На нем простая, строгая льняная одежда для грязной работы. Ведь в этот день должно очистить Святилище от грехов народа и священников, накопившихся в нем за весь год.

Ни один смертный, кроме первосвященника, не должен был видеть внутреннее отделение святилища. Только раз в году первосвященник мог войти туда, и то после самого тщательного и торжественного приготовления. С трепетом он являлся пред лицо Божье, в то время как народ в благоговейном молчании ожидал его возвращения, вознося сердечные молитвы о Божественном благословении. Перед престолом благодати первосвященник совершал примирение за Израиля. И в облаке славы Бог встречался с ним. Если первосвященник задерживался там дольше обыкновенного, народ начинал бояться, как бы из-за их или его личных грехов слава Господня не убила его. (ХНП 31.2)

Рисунок 1. Структура Пятикнижия и книги Левит с центром в 16 главе - схема

Левит 16 глава

Не случайно описание этого события помещено в структурном центре книги Левит – в 16 главе – ибо День Искупления являлся самым главным ритуалом левитского служения. Чтобы лучше представить себе последовательность событий, имеет смысл рассмотреть структуру этой главы.

Как и всё Пятикнижие и вся книга Левит, 16 глава написана в виде хиазма:

Рисунок 2. Хиастическая структура 16 главы книги Левит

Понимание этой структуру позволяет нам не упустить важных деталей служения и их смысла.

Очевидно, что структурным центром главы, выражающим главную мысль, служат стихи 16-20а, а ключевое слово главы и все книги, главное слово всей Торы, выражающее концепцию искупления, совершавшегося в святилище, является слово, переведенное в Синодальном переводе как “очищение” (евр. “кафар” или “киппер”), а само название праздника, соответственно, “День очищения”.

Грех – три степени тяжести

Могут ли быть у греха степени тяжести? Разве не любой грех – беззаконие?

Русскому слову «грех» в еврейском языке соответствует, как минимум, 5 слов, каждый из которых имеет свое особое значение. Левитская система подразделяла грехи на 3 степени тяжести:

  • неумышленный,
  • умышленный и 
  • «грех, совершенный дерзкою рукою».

Несмотря на всю сложность и символизм, святилище на земле не являлось совершенным средством спасения: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4).

Только совершенная жертва Христа может избавить человека от любого греха. Только его служение как истинного Священника в небесном Святилище может сделать человека чистым (Евр. 9:8-11).

Всякий грех требует возмездия. Либо человек платит за него собственной кровью/жизнью, либо кто-то особый должен умереть вместо него. В ветхозаветном служении за многие грехи была предусмотрена заместительная жертва. Однако мы видим, что не за все! И грехи человека могли осквернить святилище.

Законное осквернение (загрязнение) святилища

Следует признать, что согласно Книги Левит 16 главы, грех и нечистота действительно достигали святилища. Каким-то образом грех передавался в святилище, что делало неизбежным ежегодный ритуал очищения и искупления. Какие грехи искупались (заглаживались) в День Искупления (yom hakkippurim)?

Во-первых, по всей главе делается постоянное ударение на то, что искупались все грехи Израиля:

Лев. 16:16,21 …и очистит святилище от нечистот [tumah] сынов Израилевых
и от преступлений [pesha] их, во всех грехах [hattath] их.
Так должен поступить он и со скиниею собрания,
находящеюся у них, среди нечистот их…
и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла,
и исповедает над ним все беззакония [avon] сынов Израилевых
и все преступления [pesha] их и все грехи [hattath] их,
и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню


Комбинация этих терминов для обозначения греха используется в Ветхом Завете, включая в себя и все другие концепции греха. Т.о. нет ограничения для искупления в этот день никакой из категорий греха, включая восстание или бунт против Владыки и даже преступления, совершенного вопреки известной воле Божьей (т.е. преднамеренного греха).

Во-вторых, слова «все грехи» относится именно ко грехам Израиля – в День Искупления Господь имеет дело только с грехами Своего народа, а грехов тех, кто был исключен (karath – букв. «отрезан») из Израиля или умер из-за своего греха, в этот торжественный день не очищались жертвенной кровью.

В-третьих, в День Искупления очищались святилище и жертвенник, а не народ.

Святилище очищалось “по причине” или “от” грехов и нечистот народа (Лев. 16:16).

Люди же получали преимущество от очищения жилища Божьего:

Лев. 16:30,33 …ибо в сей день очищают [kaphar = kipper al] вас, чтобы сделать вас чистыми [taher] от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; и очистит [kaphar = kipper al] Святое-святых и скинию собрания, и жертвенник очистит [kaphar = kipper al], и священников и весь народ общества очистит [kaphar = kipper al]


Выражение kipper al (“искупать от”) в этом случае следует понимать в относительном смысле: через очищение святилища очищение Израиля в глазах Господа доводилось до конца. Физические действия осуществлялись над святилищем и жертвенником – на них брызгалась кровь, в результате чего они становились чистыми. Над израильтянами же никаких действий непосредственно не выполнялось – они просто пользовались преимуществом выполнявшегося ритуала искупления.

В-четвертых, тот факт, что День Искупления праздновался только раз в году, предполагает, что в этот день искупались грехи, совершенные людьми на протяжении всего предыдущего года. Другими словами, ВСЕ грехи народа Божьего уже каким-то образом достигли святилища, и один раз в год они должны были быть удалены из этого места.

Мы уже знаем, что грехи всего народа передавались/переносились во святилище посредством ритуальных действий с кровью и плотью жертвенных животных. Важно помнить, что единственный грешник, который имел доступ в святилище – это КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК. Он мог приблизиться к Богу, ища прощения и зависимости от Его благодати. Но кающийся грешник не мог прийти в святилище один – его должно было сопровождать жертвенное животное. Именно грех кающегося грешника, исповеданный грех, делал необходимым очищение святилища раз в год.

Формула очищения

Очищение – основная цель центрального ритуала всей системы.

Но что в действительности означает это “очищение” (евр. “кафар” = “каппер” = “киппер”)?

Грех по своей сути – это нечто такое, на что Бог в Своей святости не может смотреть (см. Авв. 1:3), и поэтому грех надо закрыть/покрыть (и это относится не только к людям, но и к предметам – например, жертвеннику – Исх. 29:36). В ритуальном служении кровь принесенного в жертву животного закрывала собой грех (и потому служила средством “очищения”). При этом грешнику, который этой жертвой был закрыт от гнева Божьего и от наказания, внушалась мысль и об отвратительности греха, и о том, что через покаяние и веру он может восстановить расторгнутое его преступлением единение со святым Богом.

Используемый в книге Левит еврейский глагол “кафар”, помимо указанного, приобретает в Ветхом Завете такие значения как “очищать”, “заглаживать”, “смывать” (всё, что стоит на пути добрых отношений). Главная цель его – “восстановить единение (с Богом)”.

Формула очищения” (как ее называют богословы) находится в Лев. 16:16 – в самом сердце Торы: «И очистит святилище от 1) нечистот сынов Израиля, от их 2) восстаний и от 3) грехов их» (букв. перевод).

Рассматривая теорию переноса греха, мы выяснили, что всякий грех для своего окончательного уничтожения должен был быть перенесен во святилище. На протяжении всего года грехи израильского народа символически переносились во святилище, скапливаясь там. В День искупления первосвященник вносил кровь жертвы за грех в самую сердцевину святилища – во Святое Святых, кропя на крышку ковчега и перед ковчегом – самым священным предметом святилища.

Следует остановиться на значении слова «крышка» – так в Синодальном переводе названа верхняя часть ковчега; по-еврейски это звучит как «кафорет». Слово это очень трудно перевести на любой язык. Еще в Септуагинте это слово было переведено как «хиластерион», что означает «умилостивление», или «искупление». Мартин Лютер в своем переводе Библии на немецкий язык предложил вариант, которому следуют сегодня многие немецкие и английские переводы: «престол милости и благодати». Так что эту верхнюю часть ковчега завета можно назвать «местом умилостивления» или «местом искупления».

Внутри же ковчега находились скрижали святого и совершенного Закона Божьего, так что ковчег завета отражал две нераздельные гармоничные стороны характера Бога: 1) Его справедливость и 2) Его милость.

И День искупления наглядно иллюстрировал процесс уничтожения греха во всех его проявлениях!

Во-первых, «нечистоты» – по-еврейски «тамэ», конкретно говоря о ритуальных нечистотах – это первое, на что хочет обратить Господь внимание израильского народа. Все те мучительные страдания, за которые следовало приносить очистительные жертвы, все те случаи, когда человеку приходилось соприкасаться со смертью, сама смерть и болезни в этот день должны были быть уничтожены. Кровь козла, принесенного в жертву за весь народ, занесенная во Святое Святых, теперь изглаживала все эти проблемы. Как об этом пророчески писал Исаия (53:4): «Он понес наши болезни». Но этот день не просто напоминал израильтянам еще раз о заместительной жертве Иисуса Христа, взявшего на Себя наши болезни и смерть. Наблюдая за ритуалом, человек мог наглядно себе представить тот далекий решающий день, когда Искупитель мира придет и «восставит распадающуюся кожу» (Иов 19:16) и «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:21). Эта надежда согревала сердца израильтян, когда они, смиряя себя, готовились к Дню искупления.

Последнее выражение, «от грехов их», тоже имело важное значение. Не только от последствий греха избавлялся человек в этот день, но и от всех греховных наклонностей он должен был быть очищен.

Оба эти слова – «нечистоты» и «грехи» – говорят о важном смысле Дня искупления: день этот указывал на новое творение и физически (человек, избавленный от болезни и смерти, творится Богом заново), и духовно (человек, избавленный от греха, есть тоже «новое творение»).

Однако есть еще одно слово в этой «формуле очищения»: «от восстаний их». Еврейское слово «пеша», употребляемое здесь, обозначало осквернение святилища, открытое поношение имени Божьего и восстание против Него. Даже эти тяжкие грехи изглаживались в День искупления, но уже не посредством нового творения, а судом Божьим! Вот так выражает свое видение этой истины Иов: «Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд» (Иов. 19:29).

Типологическое исполнение Дня искупления простирается далеко за события на Голгофе!

Принимая участие в ритуале Дня искупления, израильтянин верой видел грядущий последний день, когда ЯХВЕ 1) сотворит все заново и 2) произведет последний эсхатологический суд над всяким нечестием!

Ритуал ЙОМ-КИППУР

Гордон Венхам в своем комментарии на книгу Левит представляет структуру 16 главы упрощенно:

  • Введение (ст. 1-2). В этой части Господь говорит о том, что данный ритуал должен совершаться только первосвященником один раз в год. Это единственный ритуал, при котором первосвященник мог входить во Святое Святых.
  • Обязанности священника (ст. 3-6). Здесь подробно описывается, как должен быть одет священник. Кроме того, прежде чем приступить к ритуалу, священник должен был принести за себя и за дом свой жертву за грех, а также всесожжение.
  • Краткое описание ритуала (ст. 7-10). В этой части дается обзор основного ритуала Дня искупления.
  • Подробное описание ритуала (ст. 11-28). Эта часть повторяет предыдущую по своей сути. Однако же в ней подробно описана каждая деталь ритуала.
  • Обязанности народа (ст. 29-34).

Ритуальная динамика выглядела так:

После совершения всесожжения, первосвященник входил в Святилище с тельцом, принесенным в жертву за его личный грех. Хотя вначале ритуал жертвы за грех священника ничем не отличается от обычного (Лев. 4), в День искупления эта жертва имела особое значение, и потому вместо того, чтобы кропить кровью перед завесой, отделяющей Святое и Святое Святых, первосвященник входил за завесу, становился перед ковчегом завета и кропил кровью тельца прямо «на крышку и перед крышкою ковчега» (Лев. 16:14). Так очищал он себя и дом свой прежде, чем приступить к самому главному.

Весь народ в тревоге и волнении ждал выхода первосвященника из Святого Святых. Ведь были случаи, когда Бог карал смертью недостойных, дерзнувших войти за завесу не в должном состоянии! Выйдет ли первосвященник живым и невредимым на этот раз? Примет ли Бог его жертву? Вздох облегчения проносится в толпе при виде первосвященника, выходящего из Святилища.

После этого к нему подводили двух козлов. Бросался жребий: один козел предназначался “для Господа”, а другой “для отпущения”. Козел для Господа приносился в жертву за грех всего народа. С его кровью первосвященник входил во Святое святых во второй раз, кропя кровью семь раз на крышку и перед крышкой ковчега. И вновь израильтяне замирали в трепетном ожидании: примет ли Бог жертву за грех всего народа? Медленно текли минуты…

Звон колокольчиков на одеждах священника слышится из Святого. Это значит, что он приступил ко второй части ритуала: кровью, ставшей средством освящения после соприкосновения с ковчегом Завета, он кропит на все предметы святилища, очищая их от грехов израильского народа, которые накапливались там в течение года.

Наконец, входная завеса приподнимается, и первосвященник выходит во двор скинии. Напряженное ожидание сменяется радостью и чувством благодарности Богу.

Последним очищался жертвенник.

После этого к первосвященнику подводили козла, предназначенного “для отпущения”, возложив на него руки, исповедовал все грехи народа, после чего козла отводили в пустыню, где он погибал.

Закончив ритуал, первосвященник совершал омовение, переодевался и выходил к народу, объявляя: «Вы чисты перед Богом. Все ваши грехи изглажены. Идите с миром!»

Закланный козел указывал на Христа как на жертву, а первосвященник олицетворял собой Христа как посредника. (ВБ 422.2)

Козел отпущения

Наблюдая за ритуалом, мы видим, что после очищения жертвенника кровью козла, принесенного в жертву за грех, первосвященник подходил к козлу отпущения. Каждый мог видеть, как он возлагал на него руки и исповедовал грехи всего народа, символически перенося их на козла, после чего козел должен был быть изгнан в пустыню.

Некоторые богословы ошибочно считают, что козел отпущения также бы символом Иисуса Христа, взявшего на Себя наши грехи. Однако это крайне ошибочное утверждение! И вот почему:

1. Экзегетический аргумент.

При выборе двух козлов бросался жребий. Один козел выбирался для Господа (евр. “лэ Яхве”), второй – для отпущения (евр. “лэ азазель”). Слово «азазель» встречается оно в Библии всего лишь несколько раз, и только в это главе. Септуагинта (перевод Ветхого Завет ан греческий язык) дает перевод этого слова как «отпущение». Но такой перевод не является правильным. Исследователь Мильгром обратил внимание на этимологию данного слова: «Самым подходящим объяснением является то, что “Азазель” – это имя демона». Эту точку зрения поддерживает Талмуд. Раввины переводили это слово как «ожесточившийся ангел» (Йома, 67 Б). В тому же, козел этот не приносился в жертву и не был никак специально убиваем, но отсылался в пустынное место; а в Библии пустыня – это обитель зла и демонов (Ис. 13:21, 34:14; Матф. 12:34; Луки 11:24). Мильгром добавляет: «Удаление зла в недоступное место, как метод его искоренения, хорошо известно в ближневосточной культуре».

2. Богословский аргумент

Насколько обосновано утверждать, что козел отпущения – символ Христа? Выражение “понести на себе грех” означает фактически признать себя виновным в совершении греха вместо кого-то. Тем самым, взять на себя ответственность и понести наказание. Христос это сделал, пролив Свою кровь на Голгофе.

Но справедливо ли утверждать, что если Он взял на Себя ответственность за мой грех, то теперь Он виновен в совершении его? Своей кровью оплативший грех убийцы, убивал ли Он когда-нибудь? Ни в коем случае! «Ибо не знавшего греха Он сделал жертвою за грех» (1Кор. 5:21). Подобно агнцу, невиновному ни в каком грехе, кровь которого возливалась к подножию жертвенника всесожжения, Иисус пролил невинную кровь на Голгофе. Но всякая пролитая невинно кровь требует возмездия. Так было с кровью Авеля, «взывавшей из земли»; то же самое видел в видении Иоанн-богослов, когда под жертвенником души убиенных требуют суда (Откр. 6:9). Так и кровь Иисуса Христа, пролитая за нас, нуждается в возмездии! Необходимо, чтобы был найден истинный виновник всего зла во Вселенной, и все грехи должны быть возложены на него. Это символически и происходило в День искупления. Священник в последнюю очередь очищал жертвенник – так получала свое оправдание кровь невинных агнцев, находящаяся под жертвенником. После этого никакого греха во Святилище не оставалось и никакой грех уже не мог быть перенесен туда. Все грехи возлагались на козла, представлявшего истинного виновника зла – сатану.

Прообразное служение примирения содержит в себе важные истины… Вся эта церемония совершалась с тем, чтобы внушить израильтянам истину о святости Господа, напомнить о Его отвращении ко греху. Они должны были понять, что всякое соприкосновение с грехом оскверняет человека… Вместо грешника в жертву приносилось животное, но кровь жертвы, однако, не смывала грех. Поэтому он переносился во святилище. Принесением крови грешник признавал авторитет Закона, исповедовал свою вину в нарушении его и выражал свое стремление получить прощение через веру в грядущего Спасителя; но все же он не вполне освобождался от осуждения Закона. В День искупления первосвященник, приняв жертву от общества, входил с кровью во Святое святых и кропил крышку ковчега прямо над скрижалями, чтобы таким путем удовлетворить требования Закона. Затем, будучи посредником, он возлагал грехи на себя и выносил их из святилища. Возложив руки на голову козла отпущения, он исповедовал над ним все эти грехи и таким путем символически перекладывал их с себя на козла. Козел уносил их прочь, и считалось, что они навсегда сняты с народа… (ВБ 420.1)

Козел отпущения символизировал сатану, породившего грех, на которого впоследствии будут возложены грехи всех искренне раскаявшихся людей… Когда Христос Своей Кровью удалит грехи Своего народа из небесного святилища, Он возложит их на сатану, который, по приговору небесного суда, должен будет понести окончательное наказание. Козла отпущения уводили в необитаемую пустыню, чтобы он никогда больше не возвратился в стан сынов Израилевых. Подобным же образом и сатана будет навеки изгнан от лица Божьего и от Его народа и перестанет существовать после уничтожения греха и грешников. (ВБ 422.2)

Дополнительные жертвы, приносимые в День искупления

День искупления не ограничивался ритуалом, совершаемым во Святом Святых. Хотя это был самый важный, центральный ритуал, но тем не менее в этот день необходимо было совершать еще 2 ритуала:

  • во-первых, приносилось особое всесожжение: 1 телец, 1 овен и 7 однолетних агнцев;
  • кроме того, приносилась жертва за грех, в дополнение к основному ритуалу (Лев. 29:11).

Эти жертвы имели огромное значение, ибо указывало на великое терпение Божие: покаяние и прощение греха возможны даже в самый последний момент, Бог ждет грешника до последнего возможного предела.

Но когда жертвенник очищен, и во Святилище уже нет греха, тогда никакой грех перенести туда уже невозможно. Первосвященник еще совершает определенные действия, но времени для покаяния уже нет.

Окончание ритуала

После возложения рук на козла отпущения первосвященник омывается на святом месте, надевает свою праздничную одежду из виссона и уже в этом торжественном облачении приносит всесожжение. Народ ликует. Все снова стали чисты перед лицом Божиим. Все старые грехи, болезни и переживания преданы забвению.

Противозаконное осквернение (загрязнение) “тамэ”

Согласно Торы, загрязнены, т.е. осквернены (евр. “тамэ”), могли быть:

  • человек (его тело и душа, т.е. плоть и кровь);
  • дом и находящиеся в нем вещи, как и весь стан (палаточный лагерь – т.е. населенный пункт);
  • земля;
  • святилище.

«Нечистоты» (евр. tumah) людей загрязняют (евр. tame) святилище:

Левит. 15:31 Так предохраняйте сынов Израилевых
от нечистоты [tumah] их,
чтоб они не умерли
в нечистоте [tumah] своей,
оскверняя [tame] жилище Мое,
которое среди них


Однако загрязнение святилища и загрязнение отдельного человека не является одновременным! Этот текст обращен к священникам, которые были ответственны за сохранение народа Израильского отделенным от их нечистот. Это осуществлялось через исполнение для людей очистительных ритуалов. Если эти ритуалы не выполнены, израильтянин к святилищу не приближался – в противном же случае он загрязнит святое жилище. Упомянутое в тексте осквернение святилища происходило в результате того, что человек приходил в святилище в состоянии нечистоты.

Грехом в данном случае был отказ от Божественного средства очищения, из-за чего прощение для грешника становилось невозможным, и поэтому он умирал.

Та же самая концепция представлена в тексте Числа 19:13,20. Святилище не осквернялось в момент прикосновения человека к трупу (мертвому телу), но только если он не воспользовался инструментом очищения, если не желает подвергнуться очищению с помощью тех средств, которые предлагает Бог. Оставаясь в состоянии нечистоты, он лишил себя преимущества приходить во святилище, т.к. если он придет, то осквернит его – и тогда результатом будет его смерть:

Числа 19:13,20 Всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего
и не очистивший [chata] себя, осквернит [tame] жилище Господа:
истребится [karath] человек тот из среды Израиля,
ибо он не окроплен очистительною водою [niddah mayim], он нечист [tame],
еще нечистота [tumah] его на нем.
Если же кто будет нечист [tame] и не очистит [chata] себя,
то истребится [karath] человек тот из среды народа,
ибо он осквернил [tame] святилище Господа;
очистительною водою [niddah mayim] он не окроплен, он нечист [tame]


Израильтянам был дан запрет приносить своих детей в жертву Молоху:

Левит 20:2-3 Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых
и из пришельцев [ger], живущих между 
Израильтянами,
даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти:
народ земли да побьет его камнями;
и Я обращу лице Мое на человека того
и истреблю [karath] его из народа его за то,
что он дал из детей своих Молоху,
чтоб [lemaan] осквернить [tame] святилище Мое
и обесчестить [chalal] святое имя Мое


Человек, оскверняющий святилище, бесчестит имя Божье. В семитском мышлении имя Божье – это Его характер (Исх. 34:5-7). Представляя характер Божий в искаженном свете, человек отвращает других от Бога, за что заслуживает смерти.

Более того, закон упоминает иностранца, живущего в Израиле – прозелита – как имеющего равный доступ к преимуществам системы жертвоприношения и равную ответственность за осквернение святилище, как и израильтянин. Человек, решившийся участвовать в этой мерзости, предавался смерти. Грехом было принесение ребенка в жертву, но результатом (предлог lemaan выражает результат) было осквернение (tame) святилища.

Но как происходило это осквернение святилища?

Оно же не могло быть ритуально осквернено языческими обрядами, проходившими в другом месте.

В отрывке Лев. 20:2-5 основной закон выражен в ст.2, а следующая часть отрывка рассматривает две возможные альтернативные ситуации, что потребует от Самого Бога наказать грешника:

  • Бог обратит Свое лицо против этого человека, и он будет исключен (karath) из среды народа, либо
  • Бог сам удалит (karath) этого человека из народа, если он не будет побит камнями из-за того, что люди безразличны или не в состоянии наказать грешника. Настолько серьезно это преступление!

Об осквернении святилища говорится только в том случае, когда никто не знает о грехе человека и он посещает святилище, оскверняя его. Только Бог знает, что сделал человек, и Он его накажет. Во втором случае ничего не сказано об осквернении святилища, так как грех, сделанный человеком, известен, и левиты могли запретить ему иметь доступ во святилище. Поэтому его грех не оскверняет святилище. Он сам осквернен (tame – Левит 18:21,30), отчужден от Господа – и если в таком состоянии нечистоты он получит доступ во святилище, то осквернит (tame) его:

Левит 18:21,30 Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь… Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться [tame] ими. Я Господь, Бог ваш


Это объяснение находит подтверждение в Книге Иезекииля:

Иезекииль 23:38-39 Еще вот что они делали Мне: оскверняли [tame] святилище Мое в тот же день, и нарушали [chalal] субботы Мои; потому что, когда они заколали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернять [chalal] его:
вот как поступали они в доме Моем!


Тот, кто принес своих детей в жертву Молоху, оскверняет святилище, если приходит в него в своей нечистоте – грех усугубляется приходом во святилище в состоянии нечистоты.

Этот же пророк упоминает, что святилище оскверняется мерзостями Израильтян:

Иезекииль 5:11 Посему, – живу Я, говорит Господь Бог, –
за то, что ты осквернил [tame] святилище Мое
всеми мерзостями [shiqquts] твоими
и всеми гнусностями [toebah] твоими,
Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя


Эти мерзости описаны в главе 8 – это было поклонение идолам на территории храма в Иерусалиме. Господь показал пророку идол Астарты, установленный в храме царем Манассией (4Цар. 21:7). Это грех решил судьбу народа, став последней каплей в чаше долготерпения Божьего, так как был опаснее всех грехов, совершавшихся народом ранее. Ведь ни один из предыдущих царей не покушался на свободу выбора человека; идол стоял на том месте, где совершалось заклание жертвы всесожжения и жертвы за грех (с северной стороны жертвенника), и всякий, совершавший жертвоприношение Богу, не мог обойти этого идола. Т.о. святилище становилось бесполезным и этим осквернялось.

То же самое обвинение было высказано Иеремией:

Иеремия 7:30 Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь;
поставили мерзости [shiqquts] свои в доме,
над которым наречено имя Мое,
чтобы осквернить [tame] его


Как результат, оба пророка предсказывают уничтожение народа:

Иеремия 7:32-34 За то вот, приходят дни, говорит Господь,
когда не будут более называть место сие
Тофетом и долиною сыновей Енномовых,
но долиною убийства, и в Тофете
будут хоронить по недостатку места.
И будут трупы народа сего пищею
птицам небесным и зверям земным,
и некому будет отгонять их.
И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима
голос торжества и голос веселия,
голос жениха и голос невесты;
потому что земля эта будет пустынею


Иезекииль 8:18 За то и Я стану действовать с яростью;
не пожалеет око Мое, и не помилую;
и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их


Это же пишет и летописец в конце 2-ой книги Паралипоменон – именно осквернение святилища мерзостями возбудило Божий гнев против Его народа:

2Пар 36:14 Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили,
подражая всем мерзостям [toebah] язычников,
и сквернили [tame] дом Господа,
который Он освятил [qadash] в Иерусалиме


Наказание, посланное Богом на Израиль через язычников, описывается как акт осквернения храма – кровью умерщвленных тел народа Божьего. И псалмопевец описывает, что именно произошло:

Иезекииль 9:6-7 …и начните от святилища Моего… оскверните [tame] дом,
и наполните дворы убитыми, и выйдите.
И вышли, и стали убивать в городе


Псалом 78:1-3 Боже! язычники пришли в наследие Твое,
осквернили [tame] святый храм Твой,
Иерусалим превратили в развалины;
трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным,
тела святых Твоих – зверям земным;
пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима,
и некому было похоронить их


Сами по себе язычники своим присутствием не осквернили (tame) святилище – оно было осквернено телами убитых израильтян – их кровью. Язычники могли только оскорбить (chalal) его:

Псалом 73:7 ...предали огню святилище Твое;
совсем осквернили [chalal] жилище имени Твоего


Итак, не всякий грех израильтян, переносимый в святилище, оскверняет его – это происходило только тогда, когда человек входил в него в состоянии нечистоты, или когда оно использовалось для поклонения идолам и ложным Богам.

СВЯТИЛИЩЕ ОСКВЕРНЯЛОСЬ, когда люди в открытом бунте против Бога нарушали завет, отвергали Божью Тору и при этом по-прежнему хотели наслаждаться благословениями Божьими.

Оскверняли святилище именно израильтяне, ведь именно они имели в него доступ – оскверняли своими делами и своей кровью. При этом ОСКВЕРНЕНИЕ, о котором идет речь в упомянутых текстах, УДАЛЯЛОСЬ (УСТРАНЯЛОСЬ) не ритуалом очищения, но уничтожением того, кто его осквернил.

Это же относилось и к ОСКВЕРНЕНИЮ ЗЕМЛИ. Земля может оскверняться половой распущенностью (Лев. 18:25,28), убийством (Числ. 35:33-34) и др. При этом не существовало ритуала для ее очищения! В случае убийства искупление (kipper) осуществлялось от имени земли уничтожением убийцы. Осквернение земли приводило к уничтожению Израиля (Лев. 18:28; 20:22), потому что Бог больше не мог пребывать в нем.

Т.о. ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА БЫЛА ПРЕДУСМОТРЕНА ЗА МНОГИЕ ГРЕХИ, НО НЕ ЗА ВСЕ! Самым тяжким грехом, который можно было всё же очистить, являлось неумышленное убийство; в этом случае смерти животного было недостаточно – только смерть первосвященника могла загладить этот грех, а до той поры человек прятался в городе-убежище (Числ. 35:22-28). За более тяжкие преступления заместительной жертвы не было предусмотрено – они классифицировались как осквернение святилища и не имели прощения.

В Библии описаны три основных случая, которые классифицировались как осквернение святилища:

  • Умышленное убийство – «пролитие крови невинной».
  • Участие израильтянина в языческих ритуалах и оргиях (Лев. 18 и Лев. 20).
  • Пренебрежение законом о ритуальной нечистоте (Лев. 15:31; Числ. 19:13,20).

На примере ритуальной нечистоты левитский закон глубоко раскрывает перед нами один важный аспект греха, квалифицируемого как осквернение святилища. В вопросах взаимоотношений Бога и человека инициатором является Господь: Он устанавливает завет, Он сообщает человеку Свою волю, в том числе и относительно очищения от греха. Это Его воля и Его замысел, чтобы человек, находящийся в состоянии ритуальной нечистоты какое-то время не ходил во святилище, и чтобы он принес определенные жертвы. Человек, доверяющий Богу и Его мудрости, должен покориться Ему.

Если же грешник решает идти своим путем спасения, он оскверняет святилище, даже несмотря на свои самые благие намерения.

Очищение от греха согласно воли Божией называется спасением по вере.

Попытки избавиться от греха своими собственными силами – это спасение по делам.

Библия связывает спасение по вере с необходимостью совершать строго определенный ритуал! Библейская вера – это не нечто созерцательное, и не особое состояние души. Древнееврейское слово «верить» (евр. “аман”) этимологически связано с другим глаголом – «йаман», который означает «идти направо» или «поступать правильно». Поступать правильно – значит поступать согласно воле Божьей. Спасается не тот, кто лишь внутренне расположен думать или знать что-то о Боге и Его святом Законе, но кто, доверяя Богу, исполняет Его волю. Кто же строит свою собственную религию и ищет путь к Богу по своему собственному усмотрению, оскверняет святилище, становясь тем самым не лучше убийцы, пролившего невинную кровь или идолопоклонника-извращенца.

Осквернить святилище можно было не только каким-то мерзким ритуалом или конкретными разрушениями, но и не заходя в него – действиями, 1) порочащими имя Божие или 2) создающими такие условия, когда человек не может воспользоваться своим правом выбора поклоняться Богу. Эти действия представляют угрозу для невинных людей, желающих своего спасения, поэтому Бог встает на их защиту, и потому всякий, осквернивший таким образом святилище, достоин смерти.

Ни один из этих отрывков не обсуждает вопрос очищения святилища, но все они о том, что человек или народ погибнет. Ни один отрывок нельзя использовать для подтверждения концепции святилища как своеобразного магнита, притягивающего к себе все грехи/нечистоту израильтян. Святилище предназначено для решения проблемы определенного вида греха – на условиях Бога!

Поскольку преднамеренные грехи иногда противопоставляются непреднамеренным, прошение которых обреталось посредством жертвоприношения, некоторые считают, что только непроизвольные и непреднамеренные грехи могли быть прошены, в то время как намеренные грехи не прощались (Числ. 15:27-31). Однако внимательное исследование законов о жертвоприношениях в Левит 5-6 обнаруживает, как мы уже видели, что не все преднамеренные грехи были непростительными. Степень тяжести или серьезности греха во многом определялась обстоятельствами. Чем ближе человек знал Бога, тем серьезнее была его ответственность за совершенный грех. Более того, чем ближе жил нераскаявшийся грешник к храму, тем большей для него была опасность осквернить святилище. Ко всему этому следует добавить границы Божьего терпения для каждого греха (1Цар. 3:14).

В нашем парадоксальном мире многие люди отрицают Бога, потому что рассуждают так: если Бог действительно существует, почему Он не вмешается, чтобы остановить бесчисленные преступления и войны на нашей планете, приносящие столько несчастий и бед человечеству? С другой стороны, многие люди также отрицают Бога и Его Слово, когда читают о том, как Бог вмешивался и поступал согласно закону о смертной казни, действовавшему во времена Ветхого Завета. Современные люди воспринимают Бога настолько идеализированного, что не позволяют Ему ничего делать для разрешения реальной проблемы греха и жизни. Но если мы позволим Самому Богу дать разъяснения, то в Своем Слове Он открывает Себя как Творец, имеющий поэтому право судить Свое творение. Он свят и не может обитать там, где присутствует грех. Либо люди будут очищены от греха, и Бог снизойдет, чтобы обитать среди них, либо та же слава, которая истребляет грех, истребит их вместе с их грехом.

По этой причине Бог учредил наказание смертью для всех тех, кто дерзко, вызывающе оскверняет Его святилище. И хотя Божество снизошло, чтобы обитать среди людей и милостиво нести их грехи, нам важно помнить, что «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23) и даже долготерпение Бога имеет границы!

Разрушение храма человеческой души

Интересная параллель может быть выведена и из следующих текстов, где прослеживается взаимосвязь между 1) описанием ритуала очищения от проказы и 2) состоянием народа Израильского, извратившего ритуал и самого находящегося в состоянии греховной нечистоты:

Левит 14:16,27 …и омочит священник правый перст [etsba] свой в елей, который на левой ладони [kaph] его, и покропит елеем с перста [etsba] своего семь раз пред лицем Господа… и елеем, который на левой ладони [kaph] его, покропит священник с правого перста [etsba] своего семь раз пред лицем Господним


Исаия 59:1-3 Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать,
и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать.
Но беззакония [avon] ваши произвели разделение между вами и Богом вашим,
и грехи [hattath] ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.
Ибо руки [kaph] ваши осквернены [gaal] кровью
и персты [etsba] ваши – беззаконием [avon]…


В этом тексте кровь выступает как символ беззакония и греха. Она подменяет елей, т.е. это извращение ритуала очищения. Аналогичное извращение происходит в ритуале принесения детей в жертву Молоху. В более прямом смысле – это пролитие невинной крови, убийство.

Т.о. народ оказывается в состоянии, когда очищение и искупление невозможны.

Апостол Павел раскрывает еще один аспект этого символизма: помимо земного святилища тело самого человека также является храмом, поэтому ВСЁ, ЧТО СКАЗАНО О ЗЕМНОМ ХРАМЕ, МОЖЕТ ИМЕТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ И К ТЕЛУ ЧЕЛОВЕКА: начиная от употребления крови в пищу вместо елея и других продуктов питания и заканчивая пренебрежением законами очищения, что лишает силы механизмы очищения организма и → неизбежно приводит к болезни и смерти.

1Коринфянам 3:16-17 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог:
ибо храм Божий свят; а этот храм – вы


Как поступит Бог с тем, кто оскверняет храм своего тела, созданный Им для обитания в нем Его имени?

Несмотря на законы о смертной казни, предписанные для крайних случаев, Бог повелевает нам уважать жизнь другого человека и нашу собственную жизнь (Исх. 20:13). Нарушители законов здоровья, данных Творцом, пожнут смерть. Злоупотребление алкогольными напитками, разрушающими мозг; курение, с его роковыми последствиями для легких и сердца; безнравственность, разрушающая духовное и физическое здоровье; недостаток физических упражнений, необходимых для поддержания в тонусе мышц, и т.п. — все это разрушает храм человеческого тела. Поскольку Бог желает обитать в нас посредством Духа Святого, Он уничтожит всех, оскверняющих этот храм Господень, так же как Он разрушил храм в Иерусалиме, когда Его народ осквернил его. Таков еще один урок святилища.

Главный урок Йом-Киппура

Книга Левит ясно показывает, что в культовой системе еврейского святилища происходил перенос греха/нечистоты. Этот "законный" перенос греха не должен смешиваться с "незаконным" осквернением святилища, когда израильтянин приходил к святилищу в состоянии нечистоты – в этих случаях грешник должен был умереть, для него не существовало возможности очищения, потому что он хотел воспользоваться благами служения в святилище и в то же время нарушал завет (не оставлял грех).

Однако исповеданные грехи израильтян в каком-то смысле “оскверняли” святилище. Такое “осквернение” было результатом переноса греха с грешника на святилище через жертву. Во святилище переносились грехи только того, кто смирял себя перед Господом, просил прощения и приносил жертву. Этот перенос греха не осквернял жертвенное животное. В процессе очищения Бог желал и мог поместить грех/нечистоту в само присутствие святого существа или объекта, и его святость не нарушалась. В конечном счете нечистота переносилась во святилище. Она “оскверняла” святилище в том смысле, что находилась во святилище.

Когда грех переносился в Божье жилище, это значило, что Яхве желал простить исповеданные грехи Его народа, чтобы продолжать жить среди него.

В День очищения совершалось окончательное очищение скверны, остающейся в святилище через ежедневный перенос греха. Становилось ясно и очевидно, что святость и грех/нечистота абсолютно несовместимы, что они происходят из совершенно разных источников, а потому должны быть устранены из жизни и из характера Божьего народа!

Грешник получает «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».

Его в Гефсимании и на Голгофе «Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру» – это произошло в прошлом. Когда грешник сегодня приходит в покаянии к Богу, исповедуя свой грех и выражая свою веру в совершенное Христом искупление, Бога демонстрирует «правду [праведность] Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божьего» (Рим. 3:24-26).

Вместе с тем, Суд, происходящий сегодня в Небесном святилище, призван защитить Божью репутацию и продемонстрировать, что сам грех в принципе никак не может быть оправдан, ему нет места в Божьей системе правления Вселенной. Он должен быть изобличен и уничтожен навсегда – а вместе с ним и его главный зачинщик, и все, не пожелавшие с грехом расстаться (Мф. 25:41).

Только таким образом, Бог одновременно предстает перед всей Вселенной как «1) праведный и 2) оправдывающий верующего в Иисуса» (Рим. 3:26).

Небесный Йом-Киппур

Что в реальности означает сужение Первосвященника во Святом святых Небесного святилища?

Основанием и столпом адвентистской веры является следующее место из Священного Писания: «На 2300 вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14). Эти слова были знакомы всем верующим в скорое пришествие Господа. Тысячи уст произносили это пророчество как символ своей веры. Они сознавали, что на предсказанных там событиях зиждились их лучшие надежды и ожидания. (ВБ 409.1)

На вопрос: что такое святилище? — Священное Писание отвечает весьма определенно и ясно… “Истинная скиния” на небе является святилищем Нового Завета. И так как пророчество Даниила (8:14) полностью исполнилось уже в новозаветное время, то святилище, о котором говорится в нем, должно быть святилищем Нового Завета. По окончании 2300 дней в 1844 году на земле уже давно не было святилища. Таким образом, пророчество “на 2300 вечеров и утр; и тогда святилище очистится”, без сомнения, указывает на небесное святилище. (ВБ 417.1)

Бог в Своей премудрости описал нам все детали этого земного служения с тем, чтобы мы, взирая на них, могли понять работу Иисуса в небесном святилище. (1ДД 160.2)

Служение священника в течение всего года в первом отделении святилища, «за завесой», отделяющей, подобно двери, Святое место от внешнего двора, олицетворяет собой то служение, к которому приступил Христос после вознесения на небо. Работа священника в ежедневном служении состояла в том, чтобы приносить Богу кровь жертвы за грех, а также и воскурять фимиам, который возносился вместе с молитвами Израиля. Так поступает и Христос, принесший Отцу Свою Кровь за грешников и представляя Ему вместе с драгоценным благоуханием Своей праведности молитвы кающихся верующих. Это служение Он совершал в первом отделении небесного святилища. (ВБ 420.3)

К небесному святилищу с верой обратились взоры учеников Христа, когда Он вознесся от них на небо. В нем сосредоточивалась вся их надежда, которая, как говорит Павел, «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек… И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 6:19-20; 9:12). (ВБ 421.1)

Когда в земном святилище, которое, как мы уже видели, было прообразом небесного, первосвященник в День искупления входил во Святое святых, служение в первом отделении святилища заканчивалось. Бог повелел: «Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его» (Лев. 16:17). Поэтому, когда Христос вошел в Святое святых, чтобы выполнить последнюю часть Своего искупительного служения, Он прекратил служение в первом отделении. Но когда служение окончилось в первом отделении, оно началось во втором. Когда первосвященник в прообразном служении выходил из первого отделения святилища в День искупления, он являлся пред Богом, чтобы представить Ему кровь жертвы за грех за весь Израиль, искренне раскаявшийся в своих грехах. Так и Христос закончил только часть Своего посреднического служения и приступил к другой части, все так же умоляя Отца вменить кающимся грешникам заслуги Его пролитой Крови. (ВБ 428.3)

В течение 18 столетий продолжалось священническое служение в первом отделении святилища. Кровь Христа ходатайствовала за кающегося грешника, примиряя его с Отцом, однако эти грехи по-прежнему оставались записанными в небесных книгах. Подобно тому как в прообразном служении в конце года совершалось очищение святилища, так и прежде завершения служения Христа по искуплению человечества нужно было очистить от грехов небесное святилище, удалив из него все грехи. Это и есть то служение, которое началось по окончании 2300 пророческих дней. В это время, согласно пророчеству Даниила, наш Первосвященник вошел во Святое святых, чтобы исполнить последнюю часть Своего торжественного служения – очистить святилище… Но чтобы определить, кто через покаяние и веру во Христа может получить право на спасение, необходимо изучить книги небесные. Поэтому очищение святилища включает исследование дел живых и мертвых – следственный суд. Он должен быть завершен до того времени, как явится Христос, чтобы искупить Свой народ, ибо когда Он придет, то воздаст «каждому по делам его» (Откр. 22:12). (ВБ 421.2)

В великий день последнего суда мертвые будут судимы «по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12). Затем заслугами искупительной крови Христа грехи всех искренно раскаявшихся грешников будут изглажены из небесных книг. Таким образом святилище очистится или освободится от записей грехов. В прообразном служении эта великая работа очищения или уничтожения грехов была представлена служением, совершавшимся в День примирения, то есть служением очищения земного святилища, которое заключалось в удалении грехов, осквернивших его. Это осуществлялось кровью жертвы за грех. (ПП 357.6)

Как при окончательном очищении грехи искренно раскаявшихся изгладятся из небесных книг, так что больше о них не будет вспомянуто и они не придут на память, так и в прообразном служении их отправляли в пустыню, и народ навсегда освобождался от них. (ПП 358.1)

Значит, очищение святилища – это следственный суд, который “удалит из него все грехи”, “записанные в небесных книгах” после “изучения” записанных в них “дел живых и мертвых”.

Подобно тому, как священник входил один раз в год во Святое-святых, чтобы очистить земное святилище, так и Иисус вошел по окончании 2300 вечеров и утр (Дан. 8:14) в 1844 году во Святое-святых небесного святилища, чтобы окончательно примирить с Богом всех тех, кто принимает Его как своего Посредника и таким образом очистит святилище. (1ДД 161.1)

Значит, очищение святилища – это “окончательно примирить с Богом всех тех, кто принимает Его как своего Посредника”? Что значит это примирение? Полное и окончательное устранение ложных представлений о Боге, не позволяющих довериться Ему безраздельно, чтобы Он совершил спасение!

Христос… в конце 2300 дней – в 1844 году вошел тогда во Святое святых небесного святилища, чтобы завершить дело искупления и подготовить все необходимое для Своего пришествия. (ВБ 422.1)

Мир окутывает тьма неправильного представления о Боге. Человек утратил познание Его ХАРАКТЕРА. Он неправильно понят и ошибочно истолкован… Последние лучи благодатного света, последняя весть милосердия, данная этому миру – это откровение Его характера любви. (НУХ 415.3)

Когда следственный суд будет закончен, когда дела последователей Христа всех столетий будут рассмотрены и решение по ним принято, только тогда окончится время испытания, и “дверь милости закроется” (ВБ 428.2)

Обязанности народа Божьего в Судный день

Практически всё в День примирения для искупления людей от греха совершал первосвященник, но всё же у людей были определенные, ясно выраженные обязанности, без выполнения которых они не могли получить благословение этого служения и погибали (Лев. 16:5,29-31; 23:26-32; Числ. 29:7-11):

  • участвовать в священном собрании;
  • представлять от своего имени жертву всесожжения и жертву за грех;
  • смирять свои души;
  • не делать никакого дела.

Те, кто верою следует за Иисусом в великой работе искупления, пользуются и плодами Его посреднического служения ради них; а отвергающие свет об этом служении, конечно, не получают от него пользы. Иудеи, отвергшие свет, данный им при Первом пришествии Христа, и отказавшиеся уверовать в Него как в Спасителя мира, не могли получить прощение через Него. Когда Иисус после вознесения вошел со Своей Кровью в небесное святилище, чтобы излить на Своих учеников благословения Своего посреднического служения, иудеи остались в полнейшем мраке, продолжая совершать бесполезные жертвоприношения. Служение прообразов и теней окончилось. Та дверь, через которую люди прежде находили доступ к Богу, закрылась. Иудеи отказались искать Его там, где только можно было найти Его, — в небесном святилище. Поэтому они не обрели никакого общения с Богом. Для них дверь захлопнулась. Они не признали Христа как Истинную Жертву и единственного Посредника пред Богом; следовательно, они и не могли воспользоваться плодами Его посреднического служения. (ВБ 430.2)

То положение, в котором оказались не уверовавшие евреи, является прекрасной иллюстрацией состояния тех беспечных и неверующих христиан, которые сознательно игнорируют служение нашего милосердного Первосвященника. В прообразном служении, когда первосвященник входил во Святое святых, всему Израилю предписывалось собраться вокруг святилища и самым торжественным образом смирить свои души перед Богом, чтобы таким путем получить прощение грехов и не быть отлученными от общества. Насколько же важнее нам в этот действительный День искупления понять 1) работу нашего Первосвященника, а также 2) свой личный долг. ()

Христос продолжает ходатайствовать за человека, и свет истины будет дан всем, кто ищет его. Хотя вначале это и не было понятно адвентистам, впоследствии все стало ясно благодаря Священному Писанию… (ВБ 431.2)

…верою следуя за Ним, они поняли также и смысл заключительной работы Церкви на земле. Они получили ясное и определенное понятие о первой и второй ангельской вести и теперь были подготовлены к тому, чтобы принять и возвестить миру торжественное предостережение третьего ангела, данное в 14-й главе Книги Откровение. (ВБ 431.3)

В то время как происходило служение очищения, каждый человек должен был смирить свое сердце. Любые обыденные занятия откладывались, и все израильтяне проводили этот день в торжественном смирении перед Богом, в молитве, посте и глубоком самоисследовании. (ВБ 419.3)

Пророк говорит: «Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3:2- 3). Те, кто будет жить на земле, когда окончится посредническое служение Христа в небесном святилище, должны будут находиться в присутствии Святого Бога без Заступника. Их одежды должны быть незапятнанными; их характер должен быть очищен от греха кровью кропления. При помощи 1) благодати Божьей и 2) собственных усилий они должны выйти победителями в борьбе со злом. В то время как происходит следственный суд на небесах, когда грехи кающихся грешников удаляются из святилища, среди народа Божьего на земле должна произойти особая работа очищения и оставления греха. Эта работа более ясно представлена в вестях 14-й главы Книги Откровение… Когда эта работа завершится, последователи Христа будут приготовлены к Его появлению. (ВБ 425.2)

Бог дал Своему народу работу, которую он обязан исполнить на земле.
• Весть третьего ангела нужно было распространить;
• умы верующих необходимо обратить к небесному святилищу, куда Христос вошел ради искупления Своего народа.
• Необходимо было осуществить реформу субботы, а нарушения Закона Божьего, соответственно, устранить [т.е. всесторонняя реформа жизни!].
Послание должно быть провозглашено громким голосом, чтобы все жители земли услышали предупреждение. Народ Божий обязан очистить свои души через покорность истине и приготовиться без порока предстать перед Ним в Его пришествие. (Ев 695.2)

Предмет (вопрос) святилища и следственного суда народ Божий должен понимать ясно. Всем надо отчетливо уяснить для себя положение [прим. – где именно, на какой позиции] и работу [прим. – чем конкретно занят] своего великого Первосвященника. В противном случае им будет невозможно ни приобрести [прим. – путем упражнения] такую веру, которая необходима в это время, ни занять положение [= завладеть позицией], которое Бог предназначил им занять… (ВБ 488.2)

Бог будет прибежищем для Своего народа, если они будут повиноваться Его слову, веря в простые евангельские истины, которые Христос провозглашал, когда был в этом мире. Нам нужно молиться как никогда прежде. Мы живем в великий день очищения, нам следует исповедать наши грехи и глубоко покаяться. Мы должны употребить в дело все наши способности, чтобы отделиться от нечестивых и неразумных людей(ЭДБ 336.4)

Когда жизнь Божьего народа очистится от нравственного и духовного осквернения, когда их глаза будут помазаны небесным елеем, тогда они увидят, что они – несчастные, жалкие, нищие, слепые и нагие. Они придут к источнику, открытому для Иуды и Иерусалима, и примут очищающую кровь Христа для их бедной, больной грехом души. Бог без промедления дарует благословения, которые Он приготовил для всех, кто любит Его и соблюдает Его заповеди. (ЭДБ 336.5)

Бог хотел обозначить четкую разницу между священным и несвященным. Кровь считалась священной, поскольку только благодаря пролитию Крови Сына Божьего могло совершиться искупление греха. Кровь также применялась и для очищения святилища от грехов народа, указывая тем самым на то, что только Кровь Христа имеет силу очистить от греха. (СДБ 225.5)

Те, кто жил во грехе, останутся грешниками навеки. Те, кто исповедал свои грехи Иисусу во святилище, стал Ему другом и возлюбил Его явление, будут иметь прошение, написанное против записи их грехов, и, «послушанием истине» очистивши свои души, они останутся чистыми и святыми навеки. (ПИХ 379.2)

О, если бы все могли увидеть нашего драгоценного Спасителя таким, каков Он на самом деле есть — Спасителем человечества. Пусть Его рука приподнимет завесу, скрывающую Его славу от наших глаз. Мы видим Его на Его высоком и святом месте. Что же мы видим там? Нашего Спасителя, но не в молчании и не в бездействии. Он окружен небесными существами, херувимами и серафимами, тьмами тем ангелов. (7БК 967.11)

Все небесные существа наиболее озабочены и наиболее заинтересованы единственным объектом во Вселенной — Божьей Церковью в порочном мире. Эти воинства состоят на службе у Князя Небес, превознося Агнца Божьего, Который взял на Себя грехи мира. Они трудятся для Христа, исполняя Его поручение, сотрудничая в спасении всех, кто взирает на Спасителя и верует в Него. Эти небесные существа спешат исполнить свою миссию, совершая для Христа то, что Ирод и Пилат обратили против Него. Они объединяются вместе, чтобы поддержать честь и славу Божью. Это священный союз великого и возвышенного единства цели, который призван явить силу и сострадание, и любовь, и славу распятого и воскресшего Спасителя. (7БК 968.1)

В своем служении эти небесные армии показывают, какой должна быть церковь Божья. Христос совершает в небесных дворах работу для них, рассылая Своих вестников по всей земле для поддержания каждого страждущего, обращающего взор к Нему за помощью, за духовной жизнью и знанием. (7БК 968.2)

Церковь Христа на земле окружена нравственной тьмой отступившего мира, попирающего закон Иеговы. Но их Избавитель, заплативший за их выкуп Своей собственной драгоценной кровью, сделал все необходимое, чтобы Его церковь преобразовалась, освещенная Светом мира, имеющая славу Еммануила. Яркие лучи Солнца Праведности, сияющие через Его церковь, соберут в Его стадо каждую потерявшуюся, заблудшую овцу, которая придет к Нему и найдет у Него убежище. Они найдут мир, свет и радость в Том, Кто является миром и праведностью навеки. (7БК 968.3)

Мы живем в великий день искупления [букв. “day of at-one-ment” = День примирения/воссоединения] – время, когда человек должен сокрушать свою душу, исповедать свои грехи, смирить своё сердце перед Богом и приготовиться к великому противостоянию [букв. “the great conflict” = большой конфликт]… (Lt37-1887.11)

Из Святого Святых, оттуда продолжается великое дело обучения [букв. “grand work of instruction”] . Ангелы Божьи общаются с людьми. Христос исполняет Свои обязанности [букв. “officiates”] во святилище. Мы же не следуем за Ним во святилище так, как должны бы следовать. Христос и ангелы трудятся В СЕРДЦАХ СЫНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. Церковь на небесах, объединившись с Церковью на земле, ведет здесь справедливую битву. Здесь, на земле, очищение души должно происходить в гармонии (букв. “in harmony with” т.е. синхронно, в унисон, в едином строе, согласованно, совпадая) c очищением Христом святилища на небесах. (Lt37-1887.19)

Instruction – это работа по обучению, передаче истинная идей и представлений, а также практических знаний по всем жизненным вопросам. Речь идёт об идеях и представлениях, живущих в сердце и формирующих в качестве "урожая" характер.

Officiates – действовать в качестве служащего в кабинете, вести дела канцелярии или общественного траста: в суде – это председательство главного судьи; у алтаря – исполнение обязанностей священниками; в спорте – судейство (арбитраж).

Harmony – это точная адаптация частей друг другу в единую систему; композиция, где части составляют единое целое; соответствие двух и более интервалов или звуков, приятное для слуха их сочетание, последовательность звуков в аккорде; согласие во взглядах, чувствах, мотивах, обычаях и интересах. Причиной гармонии служит соответствие (correspondence) или эквивалентность (равенство в силу полной аналогичности).

После вознесения Христа ученики собрались в одном месте, чтобы смиренно молиться Богу. И после десяти дней сердечных поисков и само-исследования был подготовлен путь для Святого Духа, чтобы войти в очищенные, освященные храмы души. Каждое сердце было наполнено Духом, как будто Бог хотел показать Своему народу, что это Его прерогатива – благословлять их самыми лучшими небесными благословениями… (RH, 10.06.1902, Art. A, par. 12)

Могущественная сила Святого Духа совершает полное преобразование в характере человека, делая его новым творением во Христе Иисусе. Если человек исполнен Духом, то чем более он проверяется и испытывается, тем более ясно доказывает, что является представителем Христа. Мир, пребывающий в его душе, заметен на его лице. Слова и действия передают любовь Спасителя. Исчезает борьба за высокое положение. Своё „я“ отвергнуто. Имя Иисуса [т.е. Его характер] написано на всём, о чём он говорит и что делает. (RH, 10.06.1902, Art. A, par. 14)

Мы можем говорить о благословениях Святого Духа, но если мы не приготовим себя к принятию их, тогда к чему наши дела? Прилагаем ли мы должные усилия к тому, чтобы стать людьми во Христе? Ищем ли мы Его полноты, непрестанно продвигаясь к поставленной перед нами цели – совершенству Его характера? Когда дети Божьи достигнут этой цели, они получат печать на свое чело. Исполненные Духом, они обретут совершенство во Христе, и тогда ангел, ведущий небесную запись, провозгласит: “Совершилось”. (RH, 10.06.1902, Art. A, par. 15)

1) Четыре ветра еще удерживаются, пока 2) чело слуг Божьих не будет отмечено печатью. Потом 3) земные власти продемонстрируют свою силу в последней великой битве. Время благодати заканчивается, и следует дорожить каждой его минутой. (7БК 968.10)

Что это за печать живого Бога, которой отмечается чело Его народа? Это тот знак, который могут прочесть ангелы, а не человеческое око, ибо ангел-губитель должен видеть эту печать искупления. Высший разум увидит знак Голгофского креста на усыновленных Господом детях. Грех нарушения закона Божьего прощен. Они облечены в брачные одежды и послушны и верны всем Божьим заповедям. (7БК 968.13)

Мы вот уже на протяжении многих лет абсолютно уверены, что учение которого мы придерживаемся сегодня, есть истина для нашего времени, и что мы приближаемся к окончательному суду. Мы готовимся встретить Того, Кто появится на облаках небесных в сопровождении святых ангелов, чтобы облечь верных и праведных в бессмертие. Он не будет очищать нас от наших грехов, удалять все изъяны из нашего характера или избавлять нас от наших немощей и несовершенного темперамента. Эта работа должна совершиться в нас до наступления рокового часа, если она совершится вообще. Когда Господь придет, святые останутся святыми. Те, кто сохранил свои тела и души в святости и чести, облекутся в бессмертие. Но неправедные, нечистые и скверные останутся такими на всю нескончаемую вечность. Ничто уже тогда не 1) избавит их от изъянов характера и не 2) сделает святыми. Плавильщик [Мал. 3:3] закончит к тому времени процесс очищения и удаления грехов и всякой скверны. Все это должно совершиться нынче же, в эти часы испытания. Именно сейчас [1869 г.] эта работа должна быть проделана для нас и в нас(2СЦ 354.3)

Именно здесь, на земле, эта работа должна быть произведена для нас, именно здесь наши души и тела необходимо приготовить к бессмертию. (2СЦ 355.1)

1) Вход Христа как нашего Первосвященника во Святое святых для очищения святилища, описанный в Книге Даниила (8:14),
2) приход Сына Человеческого к Ветхому днями, о котором мы читаем там же (7:13),
и 3) приход Господа в Свой храм, предсказанный Малахией (3:1-3),
– все это является описанием одного и того же события, которое изображено также
4) приходом жениха на брачный пир в притче Христа о десяти девах (Матфея 25). (ВБ 426.1)

И какую же работу нам необходимо осуществить здесь, на земле, прежде чем мы получим бессмертие? Нам нужно сохранить свои тела в святости, а души в чистоте, чтобы остаться незапятнанными среди всеобщего растления, окружающего нас в эти последние дни. И если эта работа должна быть когда-нибудь совершена, то нам нужно начать ее немедленно, сознательно и от всего сердцаЕсли мы имеем правильное представление о небесах, о силе свыше, то будем испытывать освящающее влияние Духа Божьего на наши сердца. (2СЦ 355.2)

Первая уступка искушению ["нечистоте", с которой мы соприкоснулись] — это грех, который мы совершаем, позволяя разуму поколебаться, и проявить непоследовательность в вере в Бога. Нечистый [т.е. источник "нечистоты", враг] всегда ищет случая представить Бога в ложном свете и привлечь разум к чему-то запретному. Он при всякой возможности будет обращать ваше внимание на то, что от мира сего. Он будет пытаться возбудить ваши чувства, разжечь ваши страсти [моральная нечистота – Рим. 1:24; Гал. 5:19-21; Кол 3:5], завлечь вас тем, что не послужит вам ко благу. Но только от вас (!) зависит, удержите ли вы свои эмоции и страсти под контролем, спокойно подчинив их рассудку и совести. Тогда сатана потеряет свою власть над вашим разумом. Труд, к которому Христос призывает нас, – это прогрессирующее покорение духовного зла в наших характерах.
Естественные наклонности нужно преодолеть1) Аппетит и страсти необходимо победить, а 2) воля должна полностью занять свое место на стороне Христа. (НВП 87.3)

Никто из нас никогда не получит печати Божьей, если в нашем характере найдется хотя бы одно пятно. Наша задача – исправить недостатки своего характера, очистить храм души от всякой скверны. Тогда поздний дождь сойдет на нас, подобно тому как ранний дождь сошел на учеников в день Пятидесятницы. (5СЦ 214.1)

Таким образом, обязанности народа Божьего в Йом-Киппур символизировали, что каждый человек, живущий сегодня, во время Небесного следственного суда, должен:

  • с верою обратить пристальное внимание на происходящее во Святом святых Небесного святилища, присоединиться к адвентистскому движению, которое единственное проповедует и делает – то есть стать частью “священного собрания” народа Божьего последнего времени;
  • исповедать и принять жертву Христа, принесенную им на Голгофе со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых мы подробно говорили;
  • тщательно проанализировать свою жизнь и привести ее в соответствие с требованиями Закона Божьего, приняв посланные в это время Богом реформы (реформа здоровья, реформа одежды, реформа образования, реформа всей жизни), изменив свой образ жизни и своё мышление в соответствии с теми особыми указаниями, данными через Слово Божье, а также через пророческие вести, посланные через Эллен Уайт;
  • посвятить всё свое время, силы и средства без остатка на дело Божье – дело проповедь вести третьего ангела через те способы и средства, которые Бог открыл Церкви через свою вестницу.

Влияние этих вестей углубляется и ширится, приводя в движение скрытые резервы тысяч сердец, способствуя открытию новых 1) УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, 2) ИЗДАТЕЛЬСТВ, 3) ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ; все это орудия Божьи, сотрудничающие в великой работе, представленной первым, вторым и третьим ангелами, летящими посредине неба, чтобы предупредить жителей мира, что ХРИСТОС ГРЯДЕТ ВО ВТОРОЙ РАЗ С СИЛОЙ И СЛАВОЙ ВЕЛИКОЙ. (2ИВ 117.3)

Рассматривая ритуал Дня примирения и его символическое значение, мы, однако, лишь вскользь затронули важный вопрос, не объяснив должным образом значение самый главный элемент ритуала:

КАК соприкосновение с крышкой ковчега обезвреживало грех и решало его проблему?

КАКОЙ СЕКРЕТ, содержащийся во Святом святых, осуществляет эту чудесную перемену?

КАК связаны между собою Божья милость и Божья справедливость в сердце Бога?

Этому и будет посвящен следующий урок.

9. Сердце Бога – секреты Святого святых

Левит 25-27; Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21

На главную страницу курса