СВЯТИЛИЩЕ – библейский курс

Библейское учение о святилище

Сердце Бога – секреты Святого святых

Левит 25-27; Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21

автор: Алексей Ягелло
27.06.2021
119

В таинственном благолепии Святого святых пребывала Его [Христа] слава [т.е. Святой Дух] (ЖВ 211.5)

После смерти Христа на кресте как жертвы за грех, церемониальный закон не мог иметь силы. Но, тем не менее, он обладал славой и был соединён с нравственным законом. Весь он нёс на себе печать Божественности и выражал святость, справедливость и праведность Бога. И, если служение устроения того, что должно было окончиться, имело такую славу, то насколько же более славной должна была быть реальность, когда явился Христос, наделяя всех верующих Своим животворящим, освящающим Духом?! Ревью энд Геральд, 22 апреля 1902 г.) (6БК 1095.2)

Экскурсия по Левит – кульминация!

Книга Левит проводит различие между постоянным присутствием Бога в Его народе, присутствием, которое должно регулировать весь их образ жизни, и Его видимым присутствием во славе, что было очевидно в особых случаях. В книге также проводится различие между его общим присутствием в лагере Израиля и его локальным присутствием над ковчегом в шатре собрания (о’hel mô’ēḏ, буквально «шатер встреч», «шатер свиданий», «приемная»). Именно из-за божественного присутствия в Святом святых первосвященнику разрешалось входить в него только один раз в год (в День искупления) после выполнения сложных ритуалов, описанных в главе 16. Именно из шатра собрания Бог говорил с Моисеем (Лев. 1:1), и именно над шатром Бог явился в облаке и огне, обозначая Его жилище в нем (Исх. 40:34-38).

Реальное и видимое присутствие Бога в скинии было самой основой, сердцем завета (Исх. 29:43-45). После того, как завет был нарушен изготовлением золотого тельца, Моисей умолял Бога возобновить Свой завет (33:15). Все человеческие усилия напрасны без Божественной помощи. То же самое говорится несколько раз в Лев. 26 – если израильтяне не подчиняются закону, Бог пойдет против них (33:21,24,28,41); но если они будут повиноваться, то могут ожидать получить высшее из всех Божьих благословений – Его личное присутствие (33:12), и все, что изначально было обещано в Синайском завете (Исх. 19:5-6), станет реальностью.

Итак, вместе с нашим гидом-Моисеем мы совершили экскурсию по двору скинии и по первому отделению святилища – Святому. Ознакомившись с ежедневным и ежегодным служением святилища, мы увидели, что самый главный секрет находится во Святом святых. Нечто, что совершает потрясающую перемену: соприкасаясь с жертвенной кровью, обращает грех и нечистоту человеческую в святость!

Но прежде, чем заглянуть во Святое святых, Моисей подводит нас ко второй завесе, отделяющей его от Святого (Исх. 25:17-22; 26:33). Это вторая история в книге Левит 24:10-33 – история о богохульстве. Она напоминает историю глав 8-10, но происходит не в скинии собрания, а в стане. В нем описывается молодой человек, сын матери-израильтянки и отца-египтянина, который похулили имя Яхве и был побит камнями как пришелец. Как и в 10 главе, это серьезное нарушение. Как и в Левит 16:29, история разъясняет, что эти законы одинаково применимы и к коренным жителям, и к пришельцам – эти два термина связывают данную часть с остальной книгой (17:15; 18:26; 19:34).

История 24:10-23 давно озадачивала читателей и исследователей Книги Левит, и данное объяснение включения ее в структуру Книги Левит в этом месте – первое логичное объяснение: это “вторая завеса”.

Однажды сын израильской женщины и египтянина — иноплеменник, вышедший вместе с Израилем из Египта, оставил отведенное для таких, как он, место, пришел в стан к израильтянам и заявил о своем праве разбить здесь свой шатер. Согласно Божественному установлению, запрещавшему потомкам египтян присоединяться к Израилю до третьего поколения, он не имел права делать этого. Между ним и каким-то израильтянином завязался спор, и дело было представлено на рассмотрение судей, которые разрешили спор не в пользу правонарушителя (ПП 407.4)

Страшно рассердившись за такой исход дела, он проклял судей и в порыве ненависти хулил имя Божье… Виновного взяли под стражу, ожидая, какова же будет воля Господа. Бог Сам объявил приговор, и, согласно Божественному повелению, хулитель был выведен за стан и побит камнями. Те, кто оказался свидетелем этого греха, положили свои руки на его голову, торжественно свидетельствуя тем самым, что преступник несет справедливое наказание. Затем они первыми бросили камни, и народ, стоявший вдали, присоединился к ним, дабы исполнить приговор… (ПП 407.5)

Есть люди, которые подвергают сомнению Божью любовь и Его справедливость, определившие столь суровое наказание за слова, сказанные в порыве гнева. Но и Божественная любовь, и справедливость требуют признать, что брань, порожденная злобой против Бога, является великим грехом. Возмездие, постигшее первого хулителя, должно было и других предупредить о том, что имя Божье должно произноситься с благоговением. Но если бы этот случай остался безнаказанным, то это развратило бы остальных и это пагубное влияние погубило бы немало жизней (ПП 408.2)

Иноплеменники, вышедшие вместе с израильтянами из Египта, являлись постоянным источником искушений и бед. Они заявляли о том, что отреклись от идолопоклонства и поклоняются истинному Богу, но ранее полученное ими воспитание и образование сформировало их привычки и характер, они были людьми, в большей или меньшей степени испорченными язычеством, и относились к Богу без благоговения. В большинстве случаев они первыми начинали роптать и своими языческими обычаями и недовольством против Бога будоражили [букв. “заквашивали”] весь стан (ПП 408.3)

Не случайно преступление, за которое богохульник заплатил своей жизнью, заключается в том, что он обесчестил имя Господа, против чего было предупреждение в конце 22 главы Левит. Нет ничего случайного в размещении здесь этой истории: за второй завесой находится престол Бога – место суда и справедливости, а иноплеменник полу-израильтянин–полу-египтянин восстал против решения суда!

Потому главы 25-27 будут посвящены Святому святых – последнему отделению святилища. Это обитель Самого Бога, обитающего со своим народом, место Его славы, покрытое облаком. И здесь читатель (будь ему разрешен вход) предстал бы перед теми удивительными существами, которые охраняют вход в рай: вот два херувима, а их расправленные и обращенные друг ко другу крылья покрывают пустой престол Божий, покрывающий ковчег, а внутри ковчега – скрижали свидетельства завета.

Пройдя вторую завесу, читатель оказывает как бы внутри Святого святых: Иерусалим – это центр мира, в центре Иерусалима – скиния, в центре скинии – ковчег завета.

Виртуальный паломник с книгой в руке знает, что он достиг этого места, потому что в главе 26 Господь Бог провозглашает Свой завет не менее восьми раз (26:9; 26:15; 26:25; 26:42 (три раза); 26:44; 26:66).

И еще одна литературная конструкция превращает главы 25 и 27 в массивную рамку, обрамление для выражения почтения тому, что содержится в главе 26.

В самом завершении Книги Левит автор не делает заявлений, не передаваемых языком – он продолжает говорить на языке аналогии. Чтобы узнать, что находится внутри ковчега завета, нужно прочитать 26 главу Левит – и вы не найдете ничуть не меньше чем выражение самого завета, строгой взаимности, честных дел и простой справедливости.

Левит 26:4–13 начинается с благословений, затем в стихах 26:14-39 звучат проклятия, а затем следует завершение – Господь поворачивается лицом и нежно заявляет, что никогда не забудет завет, который Он заключил с их предками (26:40-45).

Это формула договора; но всё, чего попросил Бог у Своего народа – так это чтобы они соблюдали законы!

Теперь у нас есть две рамки, два кадра; подобно двум центральным частям, они должны рассматриваться и читаться вместе:

  • первая рамка/кадр – главы 18 и 20 – представляет культовые запреты, данные в мрачном и карательном тоне;
  • вторая рамка/кадр – главы 25 и 27 – звучит в радостном тоне! Не пропустите эту весть!

В этой заключительной части мы видим, что книга Левит рассказывает в широком смысле о вещах, посвященных Господу: крови, священниках, земле и посвященных животных.

Господь замыслил, чтобы люди наблюдали не только месяцы, но и годы. Каждый седьмой год считался особым (Лев. 25:2-7). В этот год нельзя было ничего сеять, и Господь обещал обильные благословения на шестой год, когда люди могли сделать запасы сразу на два года вперед. По прошествии же семи таких семилетних периодов наступал Юбилейный год. Это было время, когда каждого раба следовало отпустить на свободу, а заимодавец должен был списать все долги должникам своим.

Представьте себе человека, который остался ни с чем. Неурожай или другие несчастья привели его семью на грань голода. Не имея средств, чтобы отдать долги, не имея пропитания, он вынужден продать все свое имущество и самого себя вместе с семьей в рабство. Однако Господь категорическим образом запрещал народу израильскому держать рабов пожизненно. И как бы тяжки ни были годы рабства, каждый из них приближал тот желанный день, когда раб вновь обретал свободу и возвращал потерянное имущество. Воистину, Юбилейный год был годом великой радости и особого духовного общения с Богом. Год этот служил как бы предвестником глобального эсхатологического освобождения, которое должен был принести на Землю Мессия. Недаром Иисус Христос, когда объявил Себя Спасителем мира, прочитал текст, записанный в главе 61 книги пророка Исайи. Каждый из нас, находящихся в тяжком рабстве на скованной грехом земле, может предвкушать счастье освобождения, которым одарит нас Господь в день Своего явления!

Цитируя Левит 26:3-6 в книге “Воспитание”, Эллен Уайт пишет об идее доверенного управления ресурсами в этом мире, а также о самом ценном в перспективе вечности – нашем характере:

Условия, на которых Бог поручил нам управлять в Его имении, обязывают нас не только перед Ним Самим, но и перед окружающими. Каждый человек обязан своей жизнью безграничной любви Искупителя. Наша пища, одежда, кров, тело, разум и душа — все искуплено Его кровью. Христос связал нас с нашими собратьями узами благодарения и служения. Он повелевает нам: «Любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40)… Все то, что делает нашу жизнь благословеннее других, возлагает на нас обязательство перед каждым человеком, которому мы можем помочь… Имущество, которым мы управляем, не наше, и никогда этот факт не следует упускать из виду. Мы всего лишь управляющие, и от выполнения наших обязанностей перед Богом и людьми зависит благоденствие наших близких, нас самих и наша судьба как в этой жизни, так и в жизни грядущей… В конце концов все оставляют этот мир. Единственное богатство, которое человек может собрать при жизни для вечности, — это самое ценное и на земле, и на небе сокровище, – его ХАРАКТЕР (Вос 139.2-141.2)

С того момента как мы вышли из двора и прошли через первую завесу святилища 19 и 26 главы доминируют над остальными благодаря заключению в текстовое обрамление. Обе эти главы затрагивают аспекты Божественного правосудия.

Даже зайдя настолько далеко, насколько вообще возможно для нас зайти во святилище и ожидая раскрытия тайны, мы не обнаруживаем никакого мистического секрета: до сих пор, как и всегда до этого, перед нами предстает Божья справедливость и Его верность заветам, которые он заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом!

Глава 26 – центр последнего раздела – в самом своем центре содержит проклятия завета (ср. Откр. 6):

Лев. 26:21-28 Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня,
то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши:
пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей,
истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши.
Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня,
то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши,
и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет;
если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву,
и преданы будете в руки врага;
хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас;
десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи
и будут отдавать хлеб ваш весом;
вы будете есть и не будете сыты.
Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,
то и Я в ярости пойду против вас
и накажу вас всемеро за грехи ваши...


Вместе с тем, в главе 26 содержится очень важная мысль, на которую ссылается апостол Павел! Во 2-ом послании Коринфянам 6:16 он цитирует Лев. 26:11-12:

2Кор. 6:16 Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог:
вселюсь в них и буду ходить в них;
и буду их Богом, и они будут Моим народом


Это цитирование – единственный пример конкретного применения главы 26 Левит в Новом Завете!

Цитируя, Павел отрывок перефразировал, сделав акцент на концепции идентификации с Богом (Лев. 26:12a), и упущение в его цитате Лев. 26:11б служит ключом к его намерению, замыслу.

Определение принадлежности к Богу – это центральная задача следственного суда. Применение в Откровении проклятий завета из Левит 26 главы говорит о наказании тем, кто претендует на то, чтобы быть Его народом, но таковым в реальности не оказывается – это наказание отступившей христианской церкви – власти “малого рога” (см. Дан. 7-8).

Пройдя по святилищу и познакомившись с его устройством и принципами, читатель получает ключ к применению всего этого в своей жизни – он сам, его тело являются точно таким святилищем, подобным по структуре (анатомии) и функции (физиологии) святилищу – по той же модели:

От вечности Божий замысел состоял в том, чтобы КАЖДОЕ СОТВОРЕННОЕ СУЩЕСТВО — от светлого святого серафима до человека — БЫЛО ХРАМОМ, ОБИТЕЛЬЮ ТВОРЦА. (ЖВ 161.1)

Бог замыслил всю вечность иметь с нами самые близкие отношения (Откр. 7:15; 21:3)!

Закон Божий

Верой они [адвентисты] последовали за своим Первосвященником из Святого во Святое святых и увидели, как Он совершает служение перед ковчегом Божьим, ходатайствуя за грешников Своей Кровью. Внутри этого священного ковчега находится Закон Отца — тот самый Закон, который был провозглашен Господом среди раскатов грома на горе Синай и который Он начертал Своим перстом на каменных скрижалях. Ни одна заповедь не была отменена в нем, ни одна буква, ни одна черта не была изменена. Когда Бог давал Моисею копию Своего Закона [a copy of His law], великий оригинал [the great original] хранился во Святом святых небесного святилища… (ИС 379.3)

Закон Божий в небесном святилище является грандиозным подлинником, точнейшая копия [an unerring transcript] которого была начертана на каменных скрижалях и записана Моисеем в Пятикнижии. Те, кто понял всю важность этого вопроса, убедились, таким образом, в незыблемости и святости Божьего закона… (ВБ 434.1)

Всякому было понятно, что если земное святилище являлось прообразом [a figure or pattern of] небесного, то Закон, хранившийся в ковчеге завета на земле, представлял собой точную копию [an exact transcript] Закона, находящегося в ковчеге завета на небе… (ХНП 112.1)

Закон Божий существовал задолго до сотворения человека. Он управлял ангелами. Сатана пал, потому что нарушил принципы Божьего правления. После сотворения Адама и Евы Бог открыл им Свой Закон. И хотя Он не был тогда написан, Бог раскрыл людям его суть. После того, как Адам согрешил, из Закона Божьего ничего не было изъято. Принципы Десяти Заповедей существовали до грехопадения и соответствовали условиям непадшего мира.
Эти принципы были более подробно сформулированы после грехопадения и выражены на языке, доступном падшим существам. Это было необходимо, ибо вследствие вселенской трагедии ум человека был ослаблен (ХНП 20.4-20.5)

Божий идеал для Его детей превыше всего того, чего может достичь самая смелая человеческая мысль. Он воспроизвел Свой характер в Своем святом Законе (СдЦ 78.3)

Бог требует от Своих детей совершенства, эталон [the standard] которого Он определил в Своем Законе, запечатлев в нем [His law is a transcript] Свой Собственный характер. Этот безошибочный стандарт [infinite standard] был явлен всем, чтобы не могло быть никакой ошибки относительно тех качеств, которыми будут обладать люди в Его Царстве. Жизнь Христа на земле была совершенным выражением [a perfect expression] Закона Божьего. Поэтому когда те, кто называют себя детьми Божьими, будут подобны Христу в характере, они будут послушны и Божьим заповедям. Только тогда Господь сможет сделать их членами небесной семьи. Одетые в славные облачения Христовой праведности, они получат место на брачном пире Царя. Они по праву присоединятся к сонму омытых кровью (НУХ 315.1)

Десять заповедей – структура и смысл

Десять заповедей – это единственный документ, лично составленный и написанный Самим Богом и Им Самим лично переданный людям. В любом документе есть две важные составляющие, помогающие его понять – это 1) само содержание текста, а также 2) его структура.

И структура текста может рассказать нам о замысле автора отнюдь не меньше, чем его содержание.

Десятисловие – это самый удивительный документ, выражающий гениальную мысль Самого Бога, превосходящую наше ограниченное разумение (Пс. 91:6; Ис. 55:8-9), и потому составлен он подобно многослойному пирогу, где несколько слоев-структур как бы наложены друг на друга, образуя гармоничное целое. Этот способ составления текста позволяет закодировать в нём в разы и даже на порядки больше информации, чем просто перечисление или повествование.

Изучая структуру текста слой за слоем, мы будем всё лучше и лучше его понимать – каждый слой содержит новое значение, новый смысл, обогащая наше понимание текста.

Каков первый слой? Какая структура Десятисловия – наиболее очевидна в первую очередь?

4 – 6

Первое, что бросается в глаза – это то, что Десять заповедей делятся на две большие категории – часть заповедей говорит об отношениях человека с Богом, а вторая – об отношениях с другими людьми.

Традиционно Десять заповедей делятся на первые 4, выражающие любовь к Богу (I-IV заповеди), и остальные 6, выражающие любовь к ближнему, особенно к родителям и к супругам (V-X заповеди). Именно такое деление увидела Эллен Уайт в видении небесного святилища:

Во Святом святых я увидела ковчег, крышка и стенки которого были сделаны из чистейшего золота. По обеим сторонам крышки находились прекрасные херувимы с распростертыми крыльями. Лики их были обращены друг ко другу, а взгляд устремлен долу. Между ангелами стояла золотая кадильница. Над ковчегом, там, где находились ангелы, ярко сиял свет славы, которая была подобна престолу, на котором восседает Бог. У ковчега стоял Иисус, и когда к Нему восходили молитвы святых, курение начинало дымиться, и Он возносил их вместе с дымом курения Своему Отцу.
Внутри ковчега находились золотая чаша, наполненная манной, расцветший жезл Аарона и каменные скрижали, сложенные наподобие книги. Иисус раскрыл их, и я увидела Десять Заповедей, начертанных Божьим перстом. На одной скрижали было четыре заповеди, на другой – шесть (РП 32.3)

В другом месте она поясняет:

Первые 4 из 10 заповедей содержатся в одной главной заповеди: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем”, а последние 6 – в другой заповеди: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Обе эти заповеди являются выражением закона любви (ЖВ 607.2)

Все Десять Заповедей сконцентрированы в этих двух. Одна включает в себя первые четыре заповеди, открывающие долг человека по отношению к своему Творцу. В другую входят следующие шесть заповедей, показывающих долг человека перед его ближними. На этих двух основных заповедях утверждается весь закон и пророки. Это две больших руки, поддерживающие все Десять Заповедей — первые четыре и последующие шесть. Их надо строго соблюдать (2СЦ 42.2)

Фарисеи превозносили первые четыре заповеди, указывающие на обязательства человека перед своим Творцом, и считали их более важными, чем остальные шесть, в которых определены обязанности человека по отношению к ближним. Поэтому жизнь их была далека от истинного благочестия (ЖВ 606.4)

Люди, которые не открывают своего сердца и не реагируют на страдания ближних, не будут обращать внимания и на Божьи требования, изложенные в первых четырех заповедях Десятисловия. Их сердцем и чувствами владеют идолы; Бог же не царствует в нем и Его не почитают должным образом (3СЦ 524.1)

С другой стороны,

мы не сможем соблюдать Заповеди Божьи, если не отдадим всю свою любовь без остатка нашему Творцу и Искупителю. Нельзя соблюсти последние шесть Заповедей, если мы не соблюдаем первые четыре. Когда мы наладим тесные отношения с Иисусом, Он наделит нас Своей любовью, и эта любовь будет выражаться в добрых делах, в нежном сострадании к людям (ОВС 295.2)

3 – 1 – 6

Исследователи обратили внимание, что в тексте Десятисловия имеется три позитивных высказывания, которые делят весь текст на три раздела:

  • “Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской…” – и далее следуют I-III заповеди.
  • “Помни день субботний, чтобы святить его…” – и далее следует IV заповедь.
  • “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни…” – и далее идут V-X заповеди.

Причем IV заповедь, составляющая центральный раздел – самая длинная (55 из 172 слов – это 32%). Это единственная заповедь, которая говорит о святости и о благословении, явно указывая на вертикальные отношения (с Богом) и связывая ее с первыми 3 заповедями. А поскольку требования относительно субботы расширяются на всех членов семьи и даже гостей, затрагивая горизонтальные отношения (с ближними), это связывает ее с последними 6 заповедями Десятисловия (в 2 раза больше, чем в первом разделе, но короче). Это также единственная заповедь, прямо говорящая о том, что человек должен позаботиться и о себе самом – то есть она имеет личностное измерение. Это делает ее уникальной среди остальных 9 заповедей. IV заповедь представляет собой своеобразную поворотную точку или шарнир, связывающую любовь к Богу и любовь к ближнему воедино; это литературный и богословский стержень Закона Божьего.

Визуально эту литературную структуру можно представить так:

Рисунок 1. Десять заповедей – структура (3+1+6)

Печать закона

IV заповедь, в свою очередь, имеет симметричную хиастическую структуру:

Рисунок 2. IV заповедь - структура в виде хиазма

Центральная часть заповеди (ее сердце) подчеркивает прекращение работы в седьмой день, и это требование распространяется на семь категорий людей, находящихся в доме (т.е. всех).

Заповедь о субботе образует своего рода “храм во времени” – уникальное явление в религии: отношения человек и Бога строятся не в плоскости географии, не зависят от местоположения и не требуют величественных храмов и соборов – встреча происходит во времени.

Потому IV заповедь по праву претендует на то, чтобы быть сердцем Закона, его печатью:

…Четыре первые заповеди сияли ярче шести остальных. Но четвертая заповедь, заповедь о субботе, превосходила сиянием их всех, ибо суббота была отделена для почитания и прославления святого Божьего имени. Сияние славы окружало заповедь о субботе. Я увидела, что заповедь о субботе не была пригвождена ко кресту. Если бы это было так, то та же участь постигла бы и остальные девять заповедей, и мы могли бы безбоязненно их нарушать. Я увидела, что Бог не изменял субботу, ибо Сам он неизменен. Но это сделал папа римский, перенеся ее с седьмого дня на первый; ибо ему было предречено “изменить праздничные времена и закон” (РП 32.3)

Печать Закона Божьего – это четвертая заповедь. Только в ней, в отличие от остальных девяти заповедей, сообщается нам имя и титул Законодателя. Эта заповедь утверждает: Господь – Творец неба и земли, из чего вытекают требование почитать Господа и поклоняться Ему превыше всех других. Нигде более в Десятисловии не указывается, чьей властью дан Закон. Когда папская власть изменила субботу, печать с закона была снята. Ученики Иисуса призваны к тому, чтобы восстановить законное положение четвертой заповеди, возвысив ее как памятный день Творца и знак Его власти ()

Суббота станет великим испытанием верности, потому что она является главным вопросом истины, который подвергается нападкам. Когда наступит решающий час, тогда между теми, кто служит Богу, и теми, кто не служит Ему, будет сделано четкое разграничение. В то время как соблюдение лжесубботы по государственному закону и вопреки четвертой заповеди будет открытой клятвой верности богоборческой власти, соблюдение истинной субботы в знак повиновения Закону Божьему будет свидетельством верности Творцу. Люди, принявшие знак покорности земным властям, получат начертание зверя, а те, кто избрал знамение верности Божественной власти, получат печать Божью (ВБ 605.2)

Изменение в соблюдении субботы является печатью, или начертанием власти Католической церкви. Люди, которые, осознавая требования четвертой заповеди, в то же время выбирают соблюдение лжесубботы вместо истинной, отдают тем самым почести той силе, которая лжесубботу установила. Начертание зверя – это папская суббота, принятая миром вместо дня, установленного Богом. Пока никто еще не принял начертание зверя. Время испытания еще не пришло. В каждой церкви есть истинные христиане, не исключая и католиков. Никто не осужден, пока не обрел света относительно соблюдения четвертой заповеди. Но когда выйдет указ, насаждающий поддельную субботу, и громкий клич третьего ангела предостережет людей от поклонения зверю и его образу, тогда будет проведена четкая граница между ложью и истиной, и продолжающие преступать заповеди примут начертание зверя (Ев 234.1-2)

5 – 5

Одновременно с этим, весь текст Десятисловие также имеет хиастическую структуру, разделяясь на 2 группы ровно по 5 заповедей! И оба деления – “4-6” и “5-5” – имеют место в тексте Закона Божия.

Если внимательно присмотреть к V заповеди, то очевидно, что эта заповедь имеет смешанный характер – она одновременно затрагивает и отношения с Богом, и отношения с родителями.

Почему? Потому что и Бог, и родители для человека – это те, кто дарит ему жизнь. Поэтому

Сам Бог… предопределил, чтобы в первые годы жизни детей родители были для них вместо Бога. И тот, кто отрицает законный авторитет своих родителей, отвергает авторитет Божий (ПП 308.2)

И Бог, и родители – это фигуры, наделенные авторитетом, и потому они выступает как эквиваленты. Поэтому V заповедь также относится к заповедям об отношениях человека с Богом!

Не случайно, в каждой из первых 5 заповедей (I, II, III, IV и V) содержатся слова “Господь Бог твой” (евр. “Яхве Эло’эха”). Это сразу выделяет их по сравнению с остальными 5 заповедями (VI, VII, VIII, IX и X). Причем первые 5 заповедей достаточно большие по объему, тогда как остальные 5 – гораздо меньше, и каждая из них начинается с частицы “не”.

Текст первых 5 заповедей имеет четко хиастическую структуру с центром в III заповеди:

  • слово “земля” встречается во всех, кроме центрально III заповеди;
  • если в I заповеди Бог выводит Свой народ из земли рабства, то в V он обещает ввести его в новую землю – землю обетованную;
  • во II и в IV заповеди слово земля стоит в целом перечне объектов, которым при сотворении Бог Сам дал названия (Быт. 1:8,10), а они включают в себя остальные объекты сотворенного мира: “что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли” и “небо и землю, море и все, что в них”;
  • причем II и IV заповеди особо выделяются своим большим размером – они значительно длиннее остальных, а каждая из них имеет внутреннюю сложную и упорядоченную структуру; в обоих заповедях (и только в них) несколько раз повторяется слово “творить” (евр. “асах”) – сказано, что Бог творит (тварный мир – милость к сотворенным существам) и чего не должен творить/делать человек (кумиров и изображений для поклонения – работы в день субботний); и если во II заповеди речь идет о форме поклонения, то в IV – о времени поклонения;
  • каждая из первых 5 заповедей содержит пояснительное утверждение, а в 3 центральны заповедях (II, III и IV) использовано слово “ибо” (= “потому что”), указывая на причинно-следственную связь между описываемыми явлениями.

Расположенная в центре III заповедь сама тоже написана в хиастической структуре: она состоит из 3 частей, причем первая и последняя части повторяют друг друга: “(не) произносить имя Господа Бога напрасно”; а центральная часть III заповеди выражает самую главную мысль Десятисловного Закона: Бог желает “оставить без наказания” (евр. “нака”) Своих детей – но что-то может этому помешать!

Слово “нака” значит “освободить (от наказания)”, “снять (ответственность и вину)” т.е. “помиловать”. В сердце Бога живет неизменное желание – найти способ спасти грешника. Вновь и вновь повторяется эта мысль на страницах Библии: «Но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2Цар. 14:14). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17; 12:47). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:12-13). «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим. 1:15). «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11), «пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук. 9:56). «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).

Определение принадлежности к Богу – это, как мы уже выяснили, центральная задача следственного суда, и это же – центр основного хиазма Десятисловия (III заповедь).

Подобно III заповеди, VIII заповедь – это смысловой центр последних 5 заповедей; именно на эти две заповеди как выражение всего закона ссылается Бог, демонстрируя суд над нечестием (см. Зах. 5:1-4).

10 → 5

Следующий структурный слой Десятисловия заключается в том, что каждая из первых 5 заповедей имеет четкое смысловое соответствие с аналогичной по порядку заповедью из второй половины. Они передают один и тот же главный принцип, выраженный по-разному: “не делай другому того, чего не делаешь себе” (негативная форма) и “возлюби ближнего твоего, как самого себя” (позитивная форма).

Фактически, 10 заповедей представляют всего 5 фундаментальных принципов Божественного правления и праведной жизни в любви, каждый из которых выражен в плоскости отношений с нашим Богом-Творцом (сфера вертикальных взаимоотношений) и в плоскости отношений с нашими ближними, созданными по Его образ и подобию (сфера горизонтальных взаимоотношений)!

И когда мы сравниваем первые 5 и последние 5 заповедей друг с другом, пытаясь увидеть, какие принципы их связывают друг с другом, это поможет нам глубже понять каждую из заповедей:

Рисунок 3. Десять заповедей - СТРУКТУРА (10 → 5)

10/5 → 1

Следующий уровень понимания Десятисловия – как эти 5 принципов, взаимосвязаны друг с другом.

Фактически, первые 4 принципа говорят о том, как НЕ НАРУШАТЬ/НЕ ВТОРГАТЬСЯ в жизнь другого: его тело, его сокровенные отношения, его имущество и его репутацию. Всё это составляет, по сути, всю нашу жизнь. Принцип №5 показывает, что правильно относиться к жизни другого возможно только тогда, когда я приму самого себя, свою самоидентификацию и целостность личности.

И все эти принципы сводятся к одному: УВАЖЕНИЕ!

Если я не уважаю Бога, то буду использовать религию для достижения своих целей. Если я не буду уважать Вас, то буду просто манипулировать Вами и использовать Вас ради достижения своих целей.

Уважение к Богу (“страх Господень”) и к ближнему (“благочестие”) и составляет сущность ЛЮБВИ.

Именно эта почтительность и составляет сущность подлинной религии: покорность Богу служит основой счастливых взаимоотношений с ближними, а последние свидетельствуют о покорности Богу.

Подлинная религия – это активное подчинение человеческой жизни и воли Богу, личностное и активное выражение покорности (суть того, чем религия должна быть), а не религиозная система или организационная структура; это “вручение себя Всевышнему” – это глубокое ДОВЕРИЕ (т.е. ВЕРА) БОГУ; это образ жизни, в котором всё подчинено и руководимо Богом – Его священной волей, выраженной в Его ОТКРОВЕНИИ (Законе Божьем и Священном Писании).

Вместе с добровольным подчинением Единому Богу и пониманием, что Бог – это Создатель всего живого и неживого, и Он властвует над нами, приходит безопасность: подчиняясь воле Бога, человек ощущает врожденное чувство безопасности и умиротворенности, а с подчинением и пониманием приходит мир – истинный, ощутимый глубокий и вечный МИР.

Когда приходит осознание, что человек создан для поклонения Бога, тогда человеческая жизнь воспринимается как единое целое, и каждая ее составляющая – всё в моей жизни до самых мелочей – каждая сторона жизни расценивается как акт поклонения – от сна и умывания до молитвы и работы, а потому руководство Божье затрагивает все аспекты нашей жизни.

Это означает комплексный подход к здоровью: тот, кто искренне подчиняется Богу, благодарен за бесчисленные блага в его жизни и желает благодарить и восхвалять Бога за Его щедрость, доброту и милосердие. Наше тело и разум были доверены нам Богом, и мы несем за них ответственность. Как религиозная жизнь неотделима от светской, так и физическое, психическое и духовное здоровье не могу быть разделены; это составляющие абсолютно здорового человека.

Такая любовь не может существовать в одиночку – она выражается во взаимоотношениях (“мы”). Мы созданы для отношений! И эти взаимоотношения неизбежно преображают нас в образ другого. Вот почему всё в устройстве и ритуалах святилища говорит о правильных взаимоотношениях и их восстановлении. Таким образом, при внимательном рассмотрении Закон Божий предстает перед нами как удивительное и гармоничное выражение принципов Божьей любви!

Каково предназначение ЗАКОНА?

Десятословный Закон следуем рассматривать не столько с позиции запретов, сколько с точки зрения милосердия. Его запреты служат верной гарантией счастья в послушании. Принятый во Христе, он производит в нас чистоту характера, которая будет доставлять нам радовать всю вечность. Для повинующегося Закону он служит защитной стеной. Мы видим в нем благость Бога, Который, открывая людям непреложные принципы праведности, стремится оградить их от всякого зла, являющегося следствием преступления. (1ИВ 235.1)

Мы НЕ ДОЛЖНЫ рассматривать/воспринимать Бога как ожидающего, чтобы наказать грешника за его грех. Грешник сам навлекает на себя/доставляет себе наказание. Его собственные действия порождают цепь обстоятельств, приводящую к безусловным/непременным результатам. Каждый акт нарушения Закона обращается против грешника, производит в нем изменение характера, так что в следующий раз ему уже легче совершить преступление. Выбирая грех, люди отделяют себя от Бога, отрезают себя от источника благословений [т.е. разрывают круг благодеяний – см. ЖВ 21.2], и безусловным/непременным результатом является разрушение/погибель и смерть (1ИВ 235.2)

Закон есть выражение Божьих мыслей/представлений. Когда мы обретаем его во Христе, он становится нашей мыслью/представлением. Он поднимает нас над властью естественных желаний и наклонностей, над искушениями, ведущими ко греху. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165) (1ИВ 235.3)

В неправедности же нет мира; нечестивый находится в состоянии войны с Богом [т.к. воспринимает Его как врага, видит в Нём угрозу]. Тот же, кто обретает праведность Закона во Христе, пребывает в согласии с небесами. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). (Письмо 96, 1896 г.) (1ИВ 235.4)

Милость и справедливость Бога

Одна из фундаментальных задач плана спасения – продемонстрировать всей вселенной глубокое единство и гармонию принципов справедливости и милости, их непротиворечивость как ключевой жизнеутверждающий принцип существования Божественной вселенной. С Библейской точки зрения, Божий характер следует рассматривать как уравновешенный баланс между аккуратной справедливостью и безграничной милостью, в совокупности и составляющих любовь.

И каждое из этих двух свойств – благодать и истина, милость и справедливость – является гармоничным выражением Его характера любви. Они настолько близки, что их почти невозможно различить, и Он проявляет Свою милость вместе со справедливостью, зная, что те, кто примут Его милость, будут искать гармонию с праведными принципами, по которым Он правит всей жизнью.

Хотя Божья любовь содержит множество прекрасных качеств, она состоит из 2 основных принципов: совершенной справедливости и совершенной милости, между которыми в действительности не существует никакого трения или противоречия, никакого раздвоения или конфликта; они не отменяют друг друга, и они невозможны друг без друга, РАВНОМЕРНО СОСУЩЕСТВУЯ в сердце Бога!

С безошибочной аккуратностью и неизменной стойкостью Творец правит Своей вселенной в СОВЕРШЕННОЙ ГАРМОНИИ с вечными принципами любви, которые свойственны Его характеру: ПОЛНОЕ СОЧЕТАНИЕ Его справедливости и милости.

Бог соблюдает важную ГАРМОНИЮ, которая должна существовать между справедливостью и милосердием, в то время как Он делает всё возможное для спасения согрешившего человечества: праведность Божьего характера требует, чтобы Он поддерживал истину и справедливостью Своего вечного ЗАКОНА; милость Божьего характера побуждает Его рано желать СПАСЕНИЯ тех, кто восстал против Его закона. Бог любит ГРЕШНИКОВ и одновременно ненавидит ГРЕХ, потому что тот приносит страдание грешникам, которых Он любит!

Если бы Бог отложил справедливые требования Своего закона [только МИЛОСТЬ] – грех был бы оправдан, и его уже никогда невозможно было бы победить, его влияние распространило бы страдание и разрушение по всей вселенной. Если бы Бог поддерживал Свой закон, не оказывая милости [только СПРАВЕДЛИВОСТЬ] – ни один грешник не смог бы спастись.

Пр. 16:6 Милосердием и правдою очищается грех,
и СТРАХ ГОСПОДЕНЬ отводит от зла


Только путём смешения милости и истины грех может быть очищен из человеческого сердца. Одна лишь милость производит либеральное неуважение к Богу. Одно лишь правосудие производит либо страх, либо восстание против Бога. Но их одновременное сочетание даёт правильные отношения с Богом – истинный СТРАХ ГОСПОДЕНЬ: когда мы видим ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ БАЛАНС милости и справедливости, прощения и закона, благодати и истины в Его характере, лишь только тогда мы охотно оставляем грех и принимаем Его закон с верным посвящением; когда мы видим и верим в ту ЛЮБОВЬ, что Господь имеет по отношению к нам, грех теряет свою хватку над нашими сердцами, мы влюбляемся в Него и переходим от состояния восстания против правления Бога к полной преданности Его престолу.

Те, кто примут Его милость, будут искать гармонии с праведными принципами, по которым Он правит всей ЖИЗНЬЮ – таков чарующий, преобразующий эффект Божественной БЛАГОДАТИ, когда человек распознает её и верит в неё: Бог полностью знает нас и всё же Он полностью любит нас – это спасительная суть нашего исцеления, поцелуй Его благодати! ТАКАЯ ЛЮБОВЬ пробуждает от безразличия, наполняет надеждой, придаёт внутреннюю храбрость и восстанавливает самоуважение, необходимое для того, чтобы отвернуться от греха и жить, преодолевая его силу.

План спасения, представивший СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ЛЮБОВЬ Божию, предусмотрел гарантию против отступничества в непавших мирах и в такой же мере среди тех, которые были искуплены кровью Агнца. Наша единственная надежда заключается в совершенном доверии Его крови, которая может спасти исключительно всех, которые чрез Него придут к Богу. Смерть Христа на Голгофском кресте – наша единственная надежда в этом мире, и она будет нашей темой в мире грядущем. О, мы не вполне осознаём ценность искупления! Если мы осознаем её, мы будем больше рассуждать о ней. Дар Божий в Его возлюбленном Сыне был выражением непостижимой любви. Это было всё, что Бог был в силах сделать, чтобы 1) сохранить репутацию Своего закона и при всём этом 2) спасти нарушителя закона.
Почему же человек не должен изучать тему ИСКУПЛЕНИЯ? Это величайшая тема, которая может привлечь человеческий ум. Если люди будут созерцать любовь Христа, проявленную на кресте, их вера будет увеличиваться, чтобы присвоить заслуги Его пролитой крови, и они будут очищены и спасены от греха. (Знамения времени, 30 декабря 1899 г.) (5БК 1132.10)

Что такое ИСКУПЛЕНИЕ?

...Искупление – это процесс приготовления к жизни на небе. Эта подготовка означает познание Христа. Она означает освобождение от помыслов, привычек и обычаев, приобретенных в школе князя тьмы. Человек должен быть свободен от всего, что противоречит воле Божьей. (ЖВ 330.2)

Подобие Божье было искажено грехом и почти изглажено. Человек физически ослабел, стал умственно деградировать, духовное видение угасло. Он теперь был подвержен смерти. Но Бог не оставил род человеческий без надежды. Безграничной любовью и милостью был разработан план спасения падшего человека и дарована жизнь с испытательным сроком. Только искупление могло вернуть человеку образ его Творца, возвратить к совершенству, в котором он был сотворён, содействовать развитию его тела, ума и души так, чтобы первоначальный замысел его сотворения мог быть осуществлен. Вот цель воспитания, вот великая цель жизни. (Вос 15.2)

Любовь как основа творения и искупления является движущей силой правильного воспитания… Любовь к Нему, безграничная, всепоглощающая, пронизывающая всю нашу сущность и разумение и очаровывающая сердце, является непременным условием наилучшего развития всех наших способностей. Это значит, что во всём: в теле, в разуме и в душе – восстановится Божий образ. (Вос 16.1)

...Закон любви призывает к развитию тела, ума и души для служения Богу и нашим ближним. И это служение, делая нас благословением для других, приносит величайшее благословение нам самим… Через бескорыстное служение мы обретаем наивысшее совершенствование каждой способности. Всё полнее и полнее мы становимся причастниками Божественной природы. Мы пригодны для неба, потому что мы приняли небо в наши сердца. (Вос 16.2)

Дело искупления ведет к тому, что человеку трудно даже представить. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9). Грешник, привлеченный силою Христа, приближаясь к вознесенному кресту и склоняясь перед ним, становится новым творением. Ему дается новое сердце. Он становится новым творением в Иисусе Христе. Святость не требует более ничего. Бог Сам является «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26). «А кого Он... оправдал... тех и прославил» (Рим. 8:30). Столь же огромными, как и пережитый позор и падение через грех, и даже несравненно большими будут слава и возвышение через искупительную любовь. Людям, стремящимся соответствовать Божественному образу, уготовано небесное сокровище – преимущество силы, которая поставит их выше самих ангелов, не испытавших падения. (НУХ 162.4)

Более совершенное понимание истины возможно лишь тогда, когда сердце будет смягчено и покорено Духом Христовым. Сердце должно быть очищено от тщеславия и гордости и освобождено от всего, что владеет им. В нем должен воцариться Христос. Мирская наука слишком ограниченна, чтобы постичь искупление. План искупления настолько глубок, что философия не может объяснить его. Он останется тайной, в которую не может проникнуть даже самый совершенный ум. Наука спасения не может быть объяснена, но ее можно познать на опыте. Только тот, кто понимает собственную греховность, может оценить любовь Спасителя. (ЖВ 494.4)

Искупление – это часть самой Божественной природы. Восстанавливать, а не разрушать – это исключительная привилегия Бога. Смерть была уготована Сыну Божьему еще прежде основания мира. Существование греха необъяснимо, поэтому ни один человек не знает, каков Бог, пока он не увидит себя в свете, отраженном от Голгофского креста, и в сокрушении души не возненавидит себя как грешника. Когда, сознавая свою великую нужду, он взывает к Спасителю, прощающему грех, тогда ему открывается Бог милостивый, полный сострадания, прощения, любви, терпеливый и долготерпеливый. (СП 264.2)

10. Святилище в книгах Даниила и Откровение. Заключение

Книги Даниила и Откровение

На главную страницу курса