ЖИВОЕ СВЯТИЛИЩЕ – курс физиологии человека

ФИЗИОЛОГИЯ организма человека как храма Духа Божьего (в контексте библейского учения о святилище)

АНАТОМИЯ Храма, или строим Святилище вместе

Технология построения библейского Святилища

автор: Алексей Ягелло
30.11.2020
1339

Зачастую при знакомстве с Библией у читателя возникает вопрос: зачем десятки глав в ней и бесчисленные ссылки на них в других местах Библии посвящены техническим деталям постройки скинии и храма? Ведь их уже давным-давно не существует на свете. И мы перелистываем эти скучные страницы, силясь найти в них хоть что-то полезное для своей реальной жизни и недоумевая, с какой целью Всевышний поместил такой огромный массив бесполезных для нас данных в Священное Писание? Неужели лишь для того, чтобы лежать мертвым грузом как прошлая история, представляя интерес лишь для отдельных праздно любопытствующих? Это было бы более чем странно.

Но к счастью это – не так! Что, если эта информация в действительно имеет к нам отношение? А что, если помимо важного духовного значения этих символических сооружений, они могут ещё и раскрыть нам принципы и тайны нашего собственного организма? Мы уже выяснили, что наши тела – это также храм Бога, а Божий храм всегда строится по одной и той же модели. И всё, что в Библии написано о святилище, может оказаться полезным для понимания устройства и работы нашего организма. Под таким ракурсом данная информация внезапно начинает играть новыми красками, приобретая глубокий смысл и вполне практическую значимость для каждого человека.

В этом уроке мы будем строить Божий храм. Нам предстоит разобраться в том, как он устроен, и извлечь принципы, которые помогут нам понять устройство живого человеческого тела.

Понятие святости

Построить священное сооружение означает правильно организовать священное пространство. Поэтому прежде всего нам нужно определить само понятие СВЯТОСТЬ.

Древнееврейское слово קֹדֶשׁ “кодеш”, переводимое как "святость", производное от קָדַשׁ “кадаш”, "быть святым". Буквально это означает, что нечто (человек, предмет, территория или даже время) отделяется от всего остального и получает особое предназначение, а потому не может использоваться для иных целей.

Противоположностью "святого" было "обычное" (חֹל “холь”), т.е. то, что находится в заурядном употреблении и не выделено особо.

В основе термина лежит трёхбуквенный корень ק-ד-ש (коф-далет-шин), но изначально место буквы ק (коф) занимала буква ח (хет).

Согласно Ancient Hebrew Lexicon, каждая буква имела своё значение:

  • ח (хет) = стена, отсюда снаружи, разделять, половина;
  • ד (далет) = дверь, отсюда войти, двигаться, висеть;
  • ש (шин) = два передних зуба, отсюда острый, нажимать, есть, два, снова.

Последовательность этих трёх согласных передавала очень конкретное послание:

“Стена c дверью (далет) разделяет (хет) двоих (шин), находящихся по разные ее стороны. Когда кто-то проходит стену через дверь (далет), две части (шин) соединяются вместе”.

Святость не означает глухую и непреодолимую стену. В неё есть дверь, т.е. чётко определенный способ, как попасть с территории "обычного" на территорию "священного." Это ограждённая территория, доступ к которой строго регламентирован.

Мы уже выяснили, что термин קֹדֶשׁ “кодеш” также обозначал священную территорию и священное сооружение – "СВЯТИЛИЩЕ", как и производный от него термин מִקְדָּשׁ, “микдаш”. Святилище было местом, принадлежащим Богу, и его святость была обусловлена святостью Самого Бога:

Лев. 21:8 ...ибо свят Я Господь, освящающий вас.


Божественная святость, имеет два различных измерения:

  • Бог свят, потому что Он Творец мироздания и Сам не принадлежит тварному миру, не является Его частью. А потому Бога нельзя никоим образом приравнивать ни к чему из того, что Он создал в этом мире. Мы много говорили об этой характеристике трансцендентности Бога в предыдущих уроках.
  • Бог свят, потому что Он не имеет ничего общего с грехом, злом и любыми проявлениями разложения и смерти. Он "благой" (Мф. 19:17) и "непричастный злу" (Евр. 7:26), никогда не является автором зла и не несет за него ответственности.

Ис. 40:25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?
говорит Святой.


Ис. 59:2 Но беззакония ваши произвели разделение
между вами и Богом вашим,
и грехи ваши отвращают лице Его от вас,
чтобы не слышать.


Когда Библия говорит о Божьей святости, обычно речь идёт об одном из этих измерений или же об обоих. Обе эти составляющие Божьей святости для человека, желающего построить отношения со Своим Создателем, становятся непреодолимой пропастью. И именно эту задачу, непосильную грешному и смертному человеку, предназначено решать святилище – место обитания Бога с человеком:

Лев. 26:11 и поставлю жилище Мое среди вас,
и душа Моя не возгнушается вами;
и буду ходить среди вас
и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.


Мы подробнее будем говорить о концепции святости и её значении для физиологии человека в теме, посвященной священным ритуалам. Но уже теперь, зная основные свойства живого, мы можем увидеть, как эта концепция применима к живым организмам. Святость указывает на существование границы, подчёркивает отличный от всего остального характер предмета (т.е. уникальную структуру, соответствующую уникальному предназначению) и важность её сохранения. В физиологии это выражено в свойствах дискретности строения живых организмов, постоянстве состава и поддержании гомеостаза в условиях обмена веществ и постоянных изменений со стороны окружающей среды.

Принципы организации священного пространства

Место, куда приходит Бог, чтобы там открываться человеку, становится священным пространством, священной территорией. И для постройки святилища-храма Бога следует прежде всего уяснить общие принципы организации священного пространства.

Впервые понятие святости места в Торе вводится в Книге Исход (Шмот), когда описана первая встреча Моисея с Богом. Бог явился ему в образе горящего, но не сгорающего тернового куста (Исх. 3:1-4:17). Обратив внимание на необычное явление, Моисей решил подойти ближе, чтобы лучше рассмотреть его, но услышал слова Всевышнего:

Исх. 3:4-5 Моисей! Моисей! ...не подходи сюда;
сними обувь твою с ног твоих,
ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.


Коран, сура 20, аят 12
Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь.
Ты находишься в священной долине Тува (Това).


И вслед за этим, рассказывая Моисею о намерении освободить потомков Авраама из Египетского рабства, Бог добавил:

Исх. 3:12 ... когда ты выведешь народ из Египта,
вы совершите служение Богу на этой горе [г.Хорив = г.Синай].


Мы видим здесь три ясных указания:

  • нельзя приближаться (קָרַב) к нему слишком близко
    т.е. не пересекать некую установленную границу;
  • следует снять обувь, стоя (קָרַב) поблизости
    т.е. оберегать чистоту места и как знак уважения;
  • совершить служение, которое подразумевает поклонение (Исх. 20:5) и определенное ритуальное жертвоприношение, которое всегда сопровождается пролитием крови (Исх. 10:25-26),
    т.е. некие добровольные, но чётко регламентированные действия, необходимые для построения взаимоотношений с Богом, имеющие важное символическое значение.

При этом явление Бога сопровождалось видимым образом – пламенем огня (горящего не за счёт обычного топлива) и звуками Его голоса. Закономерная реакция Моисея – он испытывает страх и желание спрятаться, закрывая своё лицо руками, – напоминает реакцию Адама и Евы на голос Божий в Эдемском саду после того, как они согрешили (Быт. 3:8-10). Реакция очевидно проистекает от осознания величия Того, в Чьём присутствии человек оказывается, будучи при этом совершенно беззащитным, либо от осознания собственной греховности и чувства вины согрешившего.

Ещё одна важная деталь, которая не так очевидна при поверхностном чтении: в разговоре с Моисеем Бог явным образом озвучивает принципы и фразы, послужившие позднее основой для текста первых пяти заповедей Десятисловия, регулирующих отношения человека с Богом.

После того, как Господь впечатляющим образом вывел народ Израильский из Египта, где они находились в рабстве, столб облачный и огненный привёл их к горе Синай (Хорив) – той самой, где за год до этого произошла встреча Бога с Моисеем. Здесь Бог явил Себя всему народу и заключил с ними завет – договор о добрых отношениях людей с Богом-Искупителем. Это событие описано в 19-24 главах книги Исход (Шмот).

И вновь мы встречаемся с понятием священного пространства и похожими требованиями к нему:

  • очерченная граница (גָּבַל “габаль”) отделяла священную территорию горы от находящихся рядом, и пересекать её запрещалось под страхом смерти даже случайным животным (Исх. 19:12-13);
  • сами люди должны освятиться и вымыть свои одежды, т.е. навести чистоту снаружи и внутри, готовясь к встрече с Богом (19:10,14-15);
  • ограниченный доступ: приближаться к Богу (пересекать черту) могли только те, кому Он Сам позволит, и только тогда, когда Он укажет знаком – звуком шофара (трубы) (19:13,24)
  • Бог озвучивает условия, регламентирующие взаимоотношения – Он собственным голосом с горы произносит вслух всего народа текст Десятисловия ("откровение", עֵדוּת “эдут”, также называемое "Десять заповедей" – 20:2-17) и Своим собственным перстом записывает его на двух каменных плитах-скрижалях (לֻחֹ֣ת “лухот”), передав их затем Моисею; также Он диктует Моисею комментарий к тексту Десятисловия, иллюстрирующий практическое применение этих принципов к общественной жизни, а Моисей записывает этот комментарий в книгу завета (סֵפֶר בְּרִית “сэфэр бэрит” – 20:22-23:33).
  • строится жертвенник (מִזְבֵּחַ “мизбэах” – букв. "место заклания") как инструмент для построения отношений, на котором была пролита кровь жертвенных животных, и этой кровью был ратифицирован завет – договор об отношениях людей с Богом (20:24; 24:4-5).

Присутствие Бога проявлялось видимым образом – в виде огненного пламени, окутанного густым облаком и мраком, молний и звуков громовых раскатов и шофара, а также Его голоса; от горы поднимался дым, и она колебалась (19:16,18-19; 20:18).

За этим последовала закономерная реакция людей: страх; они отошли подальше и попросили Моисея выступать в качестве посредника в их общении с Самим Богом (Исх. 20:19-21).

Здесь, в самом центре 19-24 глав Исход, у нас появляется ещё одна важнейшая библейская концепция – понятие страха Божьего (יִרְאַ֤ת יְהוָ֨ה “йират Йехва”) – особо уважительного, благоговейного почтения к Богу, продиктованное осознанием Его величия и святости:

Исх. 20:12 не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас
и чтобы страх Его был пред лицем вашим,
дабы вы не грешили.


Страх Господень не имеет ничего общего с животным ужасом или опасением наказания. Напротив, он служит основанием для правильных доверительных и наполненных любовью отношений разумного творения со своим Создателем. Это то, что побуждает отвернуться от зла и ведет к послушанию заповедям Бога:

Пс. 110:10 Начало мудрости — страх Господень;
разум верный у всех, исполняющих заповеди Его.


Еккл. 12:13 Выслушаем сущность всего:
бойся Бога и заповеди Его соблюдай,
потому что в этом все для человека...


Здесь, у Синая, появляется ещё одна деталь: территория горы – святого места – делится ещё на две части: саму гору и её вершину, так что образуются три зоны, связанные со священным пространством. И чем священнее эта территория, чем ближе она к Богу, тем выше требования, чтобы получить к ней допуск.

Народ собирается вокруг подножия горы.

На гору, окутанную облаком Божьего присутствия, восходят Моисей, его брат Аарон (будущий первосвященник), его сыновья Надав и Авиуд и 70 старейшин народа. Там, находясь на расстоянии, они видят на вершине горы явление славы Божьей, покоящейся на чём-то, выглядящем как престол из драгоценного камня сапфира цвета ясного голубого неба (Исх. 24:9-11).

Но на вершину – самое святое место, куда снизошла слава Божья (Святой Дух), – мог подниматься лишь один Моисей. Именно там он встречался с Богом лицом к лицу и получил от Бога две скрижали с текстом Десятисловия, выгравированным лично Самим Богом, а также иные откровения и указания (24:12; 31:18; 34:1-2,28-29).

Рисунок 1. Горящий куст, гора Синай и Скиния Моисея - схематическое сравнение

Там, на вершине горы, Бог и показал Моисею настоящую модель святилища и дал детальные указания по его постройке.

Исх. 25:8-9 И устроят они Мне святилище,
и буду обитать посреди них;
все, как Я показываю тебе,
и образец скинии и образец всех сосудов ее;
так и сделайте.


Это был следующий шаг, который позволил бы людям приблизиться к Богу. Бог не желал и дальше пребывать поодаль на вершине горы, Он решил поселиться гораздо ближе: в самом центре лагеря, посреди Своего народа.

При этом все уже перечисленные выше принципы организации священного пространства должны были быть соблюдены.

Подробные инструкции, связанные с постройкой скинии, и их осуществление описаны в 25-40 главах Книги Исход. Весь раздел состоит из 3 частей:

  • главы 25-31 описывают данные Богом инструкции;
  • главы 32-34 посвящены ужасному предательскому идолопоклонству народа и величайшему в Ветхом Завете откровению о Божьем характере;
  • главы 35-40 описывают возведение святилища, фактически повторяя первую часть с некоторыми отличиями.

Рисунок 2. Исход 25-31 и 35-40 - инструкции по постройке скинии и их реализация

Очень полезно будет самостоятельно перечитать эти главы из Библии, чтобы получить более полное и объёмное представление о том, что мы обсуждаем в данном уроке.

Подготовка к строительству скинии

Вступление к описанию (Исх. 25:1-7) даёт несколько важных ключей, которые стоит рассмотреть.

Во-первых, постройка требовала строительных материалов. Ожидалось, что это будет приношение, которое должен принести “КАЖДЫЙ человек”, но “от усердия”, то есть он должен приложить к этому большое СТАРАНИЕ и УСЕРДИЕ.

“Принимайте от них” – эти приношения должны были проходить КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА, нельзя было принести что-то второсортное. Бог желает получить не просто бесполезные подарки, но МАТЕРИАЛЫ для ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Бог указал, что конкретно нужно принести – самые драгоценные вещи, которые есть в доме человека. В тексте перечислены золото, серебро, медь, драгоценные камни, дерево шита/акации, кожа, лён и шерсть различной расцветки. Отдельные элементы драгоценностей были у разных людей, у каждого из них, но они хаотично разбросаны по домам-палаткам. Бог просит принести ценные материалы в одно место, просит каждого – и это важный принцип построения чего-то очень важного.

Рассматривая историю творения, мы увидели, что когда Бог творил наш мир, он был бесформенный и пустой – просто хаотичный набор материи, которую нужно было как-то организовать и образовать. И Бог из этих элементов за 6 дней собирает целый мир. Способ, которым Бог творит мир – ДЕЛЕНИЕ. Он последовательно, поэтапно делит, образуя всё новые и новые объекты. Но на определенном этапе сборки возникает момент, когда Бог ПЛЮСУЕТ. Так был сотворён, например, человек – Бог берет отдельные элементы материи, и соединяет их, формируя человека (Быт. 2:7), затем он отделяет от него часть и творит женщину, и затем соединяет их в одно (Быт. 2:21-24), и они рождают ребенка – так что получилось нечто необычное, новое. Что бы ни происходило в мире, если это делает Бог, Он сначала это разделяет на элементы, а затем очень крепко их соединяет.

Во-вторых, скиния (מִשְׁכָּן “мишкан”) – это храм Божий, это “палатка”, или “место жительства по соседству”. Бог пытается жить так, как люди живут. У израильтян не было домов, они были кочевниками и жили в палатках – Бог повелевает и Себе также построить палатку, но палатку необычную – в своем размере, в своих материалах и в своем расположении.

Мы привыкли видеть мир, да и Бога воспринимать как нечто статичное. На самом деле – Бог ДИНАМИЧЕН, и таков же созданный Им мир. Скиния собиралась всего за 1 день и разбиралась за 1 день, и происходило это достаточно часто. Так что это сооружение было передвигаемым в пространстве, МОБИЛЬНЫМ. И каждый элемент хранился отдельно. В истории мы больше не встречаем храмов Бога, которые могли бы ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ. Этим Он показывает, что Сам выбирает себе любое место, так как Он Хозяин всего: где захочет, там и останавливается. Бог не принадлежит какому-то месту – место принадлежит Ему. Бог – СВОБОДНАЯ личность, и это самая главная идея Божественного откровения в скинии. И Он делает Свой свободный выбор – Он желает обитать с людьми. И приглашает их сделать свой свободный выбор – принять Его присутствие.

В-третьих, это была СБОРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Мы привыкли относиться к храму как к чему-то монументальному – но Бог говорит построить ему шатер сборной конструкции, из разрозненных элементов (около 1000 различных деталей). И чтобы выполнить каждую из этих деталей, требовалось огромное умение и мастерство – над этой скинией работали лучшие умы и инженерно-строительные таланты того времени.

Это принцип СОБОРНОСТИ: собранная скиния вобрала в себя очень много элементов, средств, знаний, технологий и навыков, и частичка от каждого была переплавлена и стала интегрированной частью одной скинии.

Фактически, скиния представляла собой сокровищницу, банк – одного золота там было около тонны, очень много серебра и меди – тонны невероятно дорогих и красивых металлов. Также редкие дорогие ткани и драгоценные камни, подобные которым найти и сегодня было бы непростой задачей. Собранная вместе, это конструкция представляла собой один огромный слиток золота с драгоценностями. Драгоценности, которыми мы владеем, совершенно бессмысленны, если мы не можем приобщить их к чему-то очень ВАЖНОМУ и ОБЩЕМУ. Бог повелел людям не быть разрозненными, но принести что-то свое к Богу. Причём эти драгоценности израильтяне получили только благодаря заботе Божьего Провидения в Египте. Бог дает нам подарок для того, чтобы мы могли этот подарок отдать обратно Богу для чего-то важного, и только так устроена жизнь. И даже вещи, в принципе не всегда нужные человеку, становятся очень необходимы, когда попадают в руки Бога.

Общий план постройки

Отсутствие визуального плана святилища в Библии не случайно. Мы находим много подробных указаний относительно технологии процесса, но нигде не упоминается о чертеже. Поэтому исследователям Ветхого Завета трудно воссоздать макет скинии с полной уверенностью в его соответствии оригиналу. В истории творения мы также видели последовательность действий Творца, но не находим там описанного плана и механизмов его осуществления. Это остается некоторой тайной творения.

Для постройки была выбрана очень практичная система мер длины – само человеческое тело. Ключевой размер – локоть, а также пядь, ладонь и палец.

Такой выбор не случаен. Это стандарт под человека, он позволяет точно приспособить сооружаемые объекты к размерам человека, делая их удобными для использования. Поэтому в древности такая система мер использовалась в строительстве практически у всех народов, ещё начиная с постройки ковчега Ноем до потопа.

Локоть – это относительная (без определенного значения) мера (единица измерения) длины, соответствующая среднему расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки; это ширина человека, равная приблизительно полметра.

Теперь давайте рассмотрим рисунок–схему и размеры святилища.

Рисунок 3. Размеры основных предметов скинии, в локтях

Рисунок 4. Общая схема постройки скинии Моисеевой (черно-белая)

Территория святилища

На схеме хорошо видно, что территория скинии разделялась на две части:

  • внешний двор, где находился жертвенник, и
  • внутренний двор, где находилось Святое и Святое Святых.

По законам восточной архитектуры важнейшие детали всегда располагались по центру.

Из чего состоит мир и что в нём самое главное? Об этом сказано в самых первых словах Библии:

Быт. 1:1 В начале сотворил Бог 1) небо и 2) землю.


В самой центральной точке, в центре всей вселенной – на небесах (שָׁמַיִם “шамайим”) – находится Бог, и все Ему поклоняются. Это совершенный мир. И есть еще один центр – земля (אֶרֶץ “эрэц”), на которой пребывает грех – это нечто совершенно противоположное и далёкое от совершенства.

Быт. 1:2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною...


Рисунок 5. Строительство скинии - Два центра мира: Бог и человек

Вначале сотворённая земля тоже была совершенной, и человек жил в прекрасном Эдемском саду в присутствии Бога. Но после грехопадения была проведена черта, разделяющая человека с Богом, и теперь вместо одного единого пространства образовалось два. Адам и Ева были изгнаны из рая, а на воротах поставлены ангелы, охраняющие вход в вечную жизнь.

Это два совершенно разных типа пространств. Они отличаются по своей природе. Но они не всегда были отделены. "Небо и земля" – разные измерения – перекрывались в одном и том же пространстве. Вся библейская история – это история о том, что некогда они были всецело едины, затем были разделены, и Бог снова объединяет их.

Святилище – это то самое место, где два пространства соединяются вновь.

Ефес. 1:9-10 Бог открыл нам тайну Своей воли,
открыл то, что по благоволению Своему
давно уже решил совершить ...
воссоединить всё сущее в небесах и на земле
под главенством Христа.


И пока проблема, разделяющая человека с Богом, не разрешена полностью и окончательно, эти пространства граничат, так что территория святилища будет прямоугольной. В тот момент, когда грех из вселенной будет стёрт окончательно, два пространства соединятся и примут форму фигуры с равными сторонами (см. Откр. 21:16).

Соответственно, территория святилища размером 100*50 локтей представляла собой два больших квадрата, каждый 50*50 локтей.

I квадрат – золотой, так как золото – основной материал, из которого всё изготовлено. Это территория Бога, и в центре его – Бог.

II квадрат – медный, так как всё изготовлено из меди или покрыто ею. Это территория грешного человека, поэтому в центре – грех.

Рисунок 6. Строительство скинии - Две территории: праведности и греха

И если провести диагонали для обоих квадратов, то в центрах каждого из них располагался его важнейший предмет: в Божьем квадрате – это ковчег откровения (אֲר֥וֹן הָעֵדֻֽת׃, “арон ха-эдут”), в человеческом – это медный жертвенник всесожжения (מִזְבַּ֥ח הָעֹלָ֖ה, “мизбэах ха-ола”).

Рисунок 7. Строительство скинии - Центр золотого квадрата: ковчег откровения. Центр медного квадрата: жертвенник всесожжения.

В золотом центре был размещен куб 10*10*10 локтей – центральное помещение святилища, которое называлось Святое святых (קֹ֖דֶשׁ הַקֳּדָשִֽׁים, “кодэш ха-кодашим”), и в его центре располагался ковчег откровения. Сегодня принято идеальной фигурой считать шар, но в древневосточном мышлении таковой был куб. Святое Святых по размерам представляет собой идеальный куб, тем самым выражая идею абсолютного совершенства того места, где находится Бог.

В центре медного квадрата также располагался кубик, только в 2 раза меньше, чем куб на Божьей территории – 5*5*5 локтей – это жертвенник, место пролития крови. Размер самого жертвенника 5*5*3 локтя, а еще 2 локтя высоты – это земляная насыпь с помостом, по которому можно было подняться к жертвеннику. Такая конструкция обеспечивала хорошую подачу воздуха для горения жертвенника.

Рисунок 8. Строительство скинии - Расположение "Святого святых"

Но пока золотой центр недосягаем для тех, кто находится на территории медного поля. Поэтому к центральному кубу в сторону медного поля пристроено ещё одно помещение, размером в два таких же куба, 20*10*10 локтей. Это помещение, примыкающее к “Святому святых”, получило название “Святое” (קֹ֖דֶשׁ, “кодэш”), а его противоположный край оказывается прямо на границе золотого и медного поля.

Рисунок 9. Строительство скинии - Расположение "Святого"

Стены и крыша скинии

Затем мы берем и огораживаем территорию Бога (т.е. три кубика) П-образной оградой размером 30*10 локтей, и высотой 10 локтей, открытой в сторону границы золотого и медного квадратов. Получается ПУТЬ. Так выглядит путь, который Бог создаёт к территории греха, по которому Он может прийти в наш мир, чтобы решить проблему греха, а затем по этому же пути в обратную сторону забрать нас с территории греха в Свой совершенный мир.

Для постройки скинии и всех необходимых для нее предметов использовалось дерево акации (шит/ситтим), которое отличалось прочностью среди всех остальных деревьев, растущих на Синае. Стены скинии состояли из вертикальных досок, вставленных в серебряные гнезда и прикрепленных к столбам кольцами. Все эти стеновые щиты (קֶרֶשׁ, “кэрэш”) были покрыты золотом, и создавалось впечатление, что все здание сделано из литого золота.

Каждый из 48 стеновых щитов представлял собой доски сплошного массива толщиной в 2 пальца (4 см), покрытого золотом. Общий их вес составлял порядка 95 кг * 48 щитов = 4560 кг. Щиты скреплялись позолоченными засовами (шестами – בְּרִיחַ, “бэриах”), общей массой около 125 кг.

Крышу скинии составляли четыре набора цветных покрывал: нижний слой – покрывало (יְרִיעָה, “йериа”) «из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти», расшитое херувимами искусной работы, а далее в указанном порядке еще три: покрывало (יְרִיעָה, “йериа”) из козьей шерсти, покрышка (מִכְסֶה, “микхсэн”) из красных бараньих кож, покрышка (מִכְסֶה, “микхсэн”) из синих бараньих кож. Они были расположены так, чтобы обеспечить полную водонепроницаемость.

Рисунок 10. Строительство скинии - Стены скинии из позолоченных панелей образуют П-образную границу, открытую к востоку

Колонны скинии

Четвёртой стены (передней) нет, но здесь установлены 9 позолоченных столбов-колонн (עַמּוּד, “аммуд”), которые преграждают путь на территорию святости и совершенства. При толщине в ладонь их вес составлял около 180 кг * 9 колонн = 1620 кг.

Рисунок 11. Строительство скинии - 9 столбов/колонн преграждают вход в скинию

Однако Бог берет и каждую вторую колонну отодвигает, перенося внутрь на границу Святого и Святого святых. Если вы посмотрите спереди на скинию, то все 9 колонн по-прежнему выглядят стеной, но эта стена раздвинута, давая перспективу, и тем самым открывается путь к Богу.

Каждая колонна стояла на основании-подножии (אֶדֶן, “эден”) из драгоценного металла. Основания 4 золотых колонн между Святым и Святым святых были изготовлены из серебра (т.е. принадлежали территории Бога), а основания 5 золотых колонн на входе в скинию – из меди (т.е. они стояли на территории греха и технически принадлежали одновременно обоим квадратам).

Рисунок 12. Строительство скинии - 5 столбов на входе во Святое и 4 столба на входе во Святое святых

Когда грешник приходит с жертвой во двор (חָצֵר, “хацэр”) скинии и подходит к жертвеннику, который выше него в 2 раза и такой же ширины, то он не видит больше ничего. Грех и чувство вины не дают грешнику никакой перспективы. Но кровь жертвы, принесённой на жертвеннике, позволяет сделать шаг и оказаться за жертвенником, откуда человек уже видел скинию. Однако перед ним оказывались 9 колонн, которые по-прежнему преграждали путь к Богу, и ничего кроме них не было видно.

Между жертвенником и скинией стоял медный умывальник (כִּיּוֹר, “кхиор”), и омывшись в нём, священник мог сделать следующий шаг, и тогда 9 колонн визуально раздвигались, открывая путь.

Рисунок 13. Строительство скинии - Медный умывальник между скинией и жертвенником

Чтобы увидеть больше, нужно подойти ещё ближе – таков принцип постепенности откровения Божьего о Самом Себе, о жизни и о плане спасения от греха. Бог не выглядит распахнутым нараспашку, похожим на "в-доску-своего" "рубаху-парня". Скорее Он немного приоткрывает Себя, раздвигая стену так, чтобы человек мог пройти вовнутрь. Но для стоящих поодаль Он по-прежнему кажется закрытым и недоступным.

Ис. 46:13 Я приблизил правду Мою, она не далеко,
и спасение Мое не замедлит...


Дан. 12:10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении;
нечестивые же будут поступать нечестиво,
и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.


Завесы скинии

Чтобы огородить Себя, Бог также вешает завесу на входе (она называлась "одеяло" – מָסָךְ, “масах”), а посередине между Святым и Святым святых – еще одну разделительную завесу (названную "занавеска" – פֹּרֶכֶת, “порэкхэт”). Они были подвешены на столбах-колоннах и расположены относительно них так, что изнутри Святого колонн не было видно вообще, а только завесы. Колонны видно только со стороны двора (5 штук), или из Святого святых (4 штуки). Подобным образом и в доме, когда хозяин в комнате ночью (с окнами, закрытыми шторами) лежит под одеялом: в комнате не видно ни его, ни окон или улицы, а только шторы и одеяло.

Завесы имели разные названия, указывающие на их роль, но были одинаковыми. Подобно внутреннему покрову, образующему потолок, они были сделаны из шерсти чудесных цветов — голубой, пурпуровой и червленой, красиво чередующихся, а на них золотыми и серебряными нитями были вытканы херувимы, представляющие сонм ангелов, несущих службу в Небесном Святилище и являющихся служебными духами для народа Божьего на земле.

Рисунок 14. Строительство скинии - Завесы скинии: одеяло и занавеска

Ограда двора

Весь двор размером 100*50 локтей также огорожен еще одной длинной П-образной завесой (קֶלַע, “кела”). Ограда также была открыта кпереди, со стороны медного квадрата (восточная сторона). Отдельные завесы из крученого виссона были соединены связями из серебра и подвешены на серебряных кольцах столбов. Высота ограды 5 локтей – это немного выше человеческого роста (буквально, рост человека с поднятой рукой) и составляет половину высоты скинии. Ограда двора визуально скрывала территорию святилища, но если смотреть поверх её прекрасных завес и блеска серебра и меди множества её столбов, можно было хорошо видеть золотые стены скинии, ее пышные завесы и покрывала.

Рисунок 15. Строительство скинии - Ограда двора

И здесь Бог тоже открывает путь: Он делает ворота во двор (שַׁעַר, “шаар”), вешает на них третью завесу той же площади, что и две предыдущие. Но эта завеса 10*10 локтей слишком высокая для этого забора. Поэтому она была разделена на 4 квадрата одинаковой площади, расположенные друг за другом в ряд 20*5 локтей. Так завеса входа во двор собрания становится ближе к человеческой реалии.

Рисунок 16. Строительство скинии - Завеса двора

Стены нельзя раздвинуть, колонны нельзя подвинуть – можно только открыть завесу.

Но обычно Бог ее открывает и даёт вам возможность пройти во двор, только если у вас есть животное. Человеческая жизнь даже в этом грешном мире обеспечена Великой Жертвой. Затем следующую завесу перед Святым Бог также открывает лишь в том случае, если у вас есть жертвенная кровь и вы омылись в умывальнике.

Третью занавеску Бог открывает, если у вас есть этот “золотой ключик” жертвенной крови, но только в определенное время и при определенных условиях.

Так святилище демонстрирует путь из грешного состояния в праведное состояние. Это путь только в одном направлении; ни вправо, ни влево идти невозможно, потому что уже не попадёшь туда, куда хотел.

Медный жертвенник, медный умывальник и медное основание колонн на входе в Святое – всё, что соприкасается с землёй на территории человека, выполнено из меди (отсюда – "медный двор").

И находясь во дворе, вы практически не видите саму скинию (мишкан) внутри, всё её золотое убранство, а только серебряные основания стен и закрывающее её покрывало. Они есть, но вы можете даже не догадываться об их существовании. Ни один из обычных израильтян никогда в жизни не был внутри скинии, он даже не знал, что там, никогда не видел это лично. Доступ туда имели только священники, и только с их слов можно было узнать, как выглядит дом Божий изнутри. Рождаясь, вы входите в мир, на территорию греха, через первую завесу ворот двора и не можете увидеть дом Божий, пока не покинете этот мир, воскреснув из мёртвых. Вход на территорию Бога – в конце, и вся наша земная жизни в условиях греха сегодня происходит на "территории двора".

Только статус священника позволял войти внутрь Святого.

Давайте теперь посмотрим на территорию Бога.

Сама скиния состоит из двух отделений, но фактически это одна комната, просто она разделена занавеской. Пройдя завесу на входе в скинию, мы оказываемся во Святом. И видим здесь самый важный предмет скинии, который располагается по центру (на пересечении диагоналей всего сооружения 30*10 локтей), у последней завесы – это золотой жертвенник (מִזְבֵּחַ, “мизбэах”), на котором сжигается фимиам (קְטֹרֶת, “кэторэт”).

Рисунок 17. Строительство скинии - Золотой жертвенник для воскурения фимиама в центре всей скинии

Слева (на южной стороне) расположен светильник-семисвечник (מְנוֹרָה, “менора”), а справа (с северной стороны) – стол (שֻׁלְחָן, “шулхан”) с 12 круглыми хлебами (לֶחֶם, “лэхэм”).

Рисунок 18. Строительство скинии - Золотой светильник и стол хлебов предложения во Святом

Кроме того, всё строение строго ориентировано по сторонам света, так что все входы расположены с восточной стороны.

Рисунок 19. План СКИНИИ - детальная схема

Все элементы Скинии/Шатра и двора перевозились на повозках, в каждую из которых было запряжено по паре волов (Числ. 3:7; 7:7-8). Вол сильное животное, способное потянуть вес в 1,5 раза превышающий его собственный, так что каждый из них мог перемещать на повозках до 1800 кг груза. Грузоподъемность каждой повозки – от 2,4 до 3,6 т.

Завесы и покрывала Шатра и двора перевозились левитами-сыновьями Мерари на двух повозках (Числ. 3:25-26; 7:7) общей грузоподъёмностью 4,8-7,2 т, а доски, засовы, столбы Шатра и двора, а также подножья к ним с колышками и верёвками – левитами-сыновьями Гирсона на 4-х повозках (Числ. 3:36-37; 7:8), с общей грузоподъёмностью 9,6-14,4 тонн. Из них около 6,8 тонн составлял вес драгоценных металлов. Разница веса груза обусловлена тем, что завесы и покрывала при небольшом весе занимали большой объём.

Все основные ритуальные предметы скинии, кроме умывальника, переносились вручную левитами-сынами Каафа, общим весом около 1,2-1,3 тонны.

Рисунок 20. Расчётный вес для транспортировки скинии различными рода колена Левиина (таблица)

Рисунок 21. Скиния в пустыне - элементы конструкции

Ритуальное убранство скинии состояло из шести ключевых ритуальных предметов:

Во дворе находилось два главных предмета: умывальник и жертвенник всесожжения.

Во Cвятом – три предмета: стол с хлебами предложения, светильник и жертвенник курений.

Во Святом святых – самый главный предмет святилища: ковчег завета/откровения с крышкой.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Жертвенник всесожжения (медный)

Большой медный жертвенник был расположен между святилищем и входом. Жертвенник был пяти локтей шириною и трех локтей высотою и был сделан из дерева ситтим, так что доходил до подбородка священника. На каждом его углу были рога из того же дерева, а по периметру в средней части (на уровне пояса) по нему проходил карниз – он покрывал кольца и воспринимал от них нагрузку всего жертвенника с шестами при ношении, и мог служить полкой для чаш с благовониями, маслом, вином и кровью (Исх. 29:21; Лев. 4:6).

В середине жертвенника была сделана решетка, которая поддерживала огонь и служила поддувалом, и через нее пепел падал вниз. Решетка вставлялась через щель под карнизом с 2х противоположных сторон жертвенника высотой на диаметр колец (т.е. в ладонь = 8 см).

Доски, из которых изготовлены стенки жертвенника, напоминали собой плоские плиты, предназначавшиеся в первую очередь для записи (Пр. 3:3; П.Песн. 8:9; Ис. 30:7; Исх. 24:12; 32:16). Здесь речь шла о грехах народа, которые затем стирались посредством крови (Иер. 17:1; Лев. 5:9, Иез. 43:20).

Общая масса досок порядка 300 кг. Весь жертвенник и рога, как и сосуды во дворе, были обложены медью общим весом около 200 кг. В кольца на углах жертвенника вставлялись шесты для транспортировки.

Также были изготовлены дополнительные приспособления для выполнения ритуалов жертвенника: медные кастрюли для жира, совки, кропильные чаши, вилки и совки для углей. Итого, вместе со всеми принадлежностями, общий вес мог составлять порядка 570 кг. Жертвенник переносили на плечах на достаточно большие расстояния предположительно 48 носильщиков, и на каждого из них приходилось около 12 кг. Они могли попеременно менять плечи и чередоваться с другими носильщиками.

Божественное повеление гласило о жертвеннике:

Исх. 29:37 ...жертвенник святыня великая;
все, прикасающиеся к жертвеннику, освятятся.


Все жертвы во святилище сжигали на этом медном жертвеннике. Огонь нисходил от Самого Бога и постоянно поддерживался. Он никогда не должен был угасать (Лев. 6:13). Он сжигал то, что изображало грех. И так как огонь постоянно поддерживали на этом жертвеннике, он был назван «жертвенником постоянного искупления».

Жертвенник кропили, а его рога часто мазали кровью различных жертв, и кровь каждой жертвы за грех выливали к подножью этого жертвенника.

Грех разделяет человека с Богом, а поэтому весь грех должен быть устранен, прежде чем грешник может быть примирен с Богом. Вот почему работа на этом жертвеннике была символом окончательного удаления греха из мира.

Умывальник

Умывальник, также медный, помещался между жертвенником и входом в скинию. Он был сделан из зеркал, добровольно пожертвованных израильскими женщинами, и заполнен водой. Имея предположительный диаметр 2,5 локтя, умывальник весил около 340 кг и вмещал порядка 333 л воды (это объём 3 стандартных ванн). Также для умывальника было изготовлено медное основание весом около 85 кг.

Перевозился умывальник на телеге в составе "всех вещей Скинии" левитами-потомками Мерари (Числ. 3:36).

В умывальнике священники должны были омывать руки и ноги всякий раз, когда они входили во святилище или приближались к жертвеннику, чтобы совершить ритуальные жертвоприношения (Исх. 30:20). Если не указывалась конкретная часть тела (рука, нога, лицо), то слово “омываться” (קֹדֶשׁ “рахац”) означало полное омовение (4Цар. 5:10,13-14). В законах, касающихся нечистоты, Господь также предписывал полное омовение: нечистый человек должен был буквально омыть «свою плоть», то есть «омыть тело свое водою» (Лев. 14:9; 15:13,16).

Смерть была участью тех, кто осмеливался совершать служения у алтаря в скинии, не умывшись прежде в умывальнике (Исх. 30:21).

Стол с хлебами предложения

Стол для хлебов предложения стоял на северной стороне скинии в первом отделении. Стол был длиною в 2 локтя, шириною в 1 локоть, а высотой в 1,5 локтя. Он был обложен чистым золотом, имел раму высотой в ладонь, к которой крепилось декоративное обрамление – золотой венец. Рама выполняла задачу крепления ножек к столу. Общая масса дерева и золота составляла около 20 кг, плюс дополнительная утварь: 12 чеканных блюд диаметром в пядь и миски и ложечки для ладана. Вместе с шестами для транспортировки вес составлял порядка 40 кг, так что его могли свободно нести 4 человека, по 10 кг веса на плечо.

Каждую субботу на этом столе священники раскладывали в две стопки 12 свежеиспеченных хлебов (по 6 в стопке), и на каждый ряд ставился чистый ливан – ароматическая смола светло-жёлтого цвета, получаемая из коры деревьев босвеллии. На один хлеб уходило около 2,14 литра (1,26 кг) муки (Лев. 24:5), что даёт пышную халу весом 1,6-1,9 кг. Хлеб, который убирали, почитался святым, и его должны были есть только священники (люди со святым статусом), а ладан сжигался как жертва Господу.

В продолжение всей недели хлеб лежал на столе. Буквально эти хлебы назывались «хлебы лиц». Некоторые переводчики передают это название как «хлебы присутствия». Все 12 лиц, по числу колен Израиля, день и ночь находились в присутствии Господа перед Его Собственным лицом.

Это было постоянное приношение пред Господом, научающее человека всецело надеяться на Господа в получении как плотской, так и духовной пищи. Удовлетворение потребностей – основа для доверия и близких отношений, и лицо Господа всегда открыто для нужд и просьб Его детей.

Светильник

На южной стороне в первом отделении находился семисвечник (מְנוֹרָה, “менора”) с семью лампадами (נִיר, “нир”), вылитый из чистого золота весом в 1 талант (34,2 кг). Его чашечки украшали изящные цветы тончайшей работы, которые напоминали лилии. Понадобилось много продолжительной и искусной работы для их изготовления. На арке Тита он изображен высотою до лампад в 2 локтя, а ветви толщиной в 2 пальца (4 см), полые внутри.

Рисунок 22. Менора Израильского святилища - барельеф-изображение на арке Тита

Поскольку в скинии не было окон, светильник должен был гореть непрестанно, – лампады никогда не гасились, освещая помещение днем и ночью. В качестве топлива использовалось чистое оливковое масло.

Лев. 24:2 ...чтобы непрестанно горел светильник...


Для находящегося во Святом горящий светильник вместе с золотыми стенами-зеркалами, расположенными друг напротив друга и отражающими друг друга, создавали впечатление бесконечного залитого потоками света пространства.

Золотой жертвенник благовонных курений

Перед завесой, отделяющей Святое от Святого святых — места непосредственного присутствия Божьего, — стоял золотой жертвенник курения. Он был четырехугольный, высотою в 2 локтя и шириной в 1*1 локоть, изготовлен из массива доски дерева ситтим, покрытого чистым золотом. На каждом углу его были роги, а по контуру золотой венец. На углах располагались золотые кольца, в которые вкладывались позолоченные шесты. Общий вес жертвенника составлял около 45 кг, переносился 4 носильщиками, также только на плечах, так что на каждого приходилось по 11 кг веса.

На нем священник должен был утром и вечером воскурять фимиам; рога жертвенника мазали кровью жертвы за грех, а в великий День искупления он окроплялся кровью. Огонь на жертвеннике был зажжен самим Богом, свято оберегался и постоянно поддерживался (Исх. 30:8). От него день и ночь исходил благовонный дым фимиама, который возлагали на жертвенник каждое утро и вечер. Аромат святого фимиама наполнял всё святилище, а легкий ветерок разносил его далеко за пределы двора. Этот фимиам состоял из четырех частей равного веса ароматов, которые приготавливались по божественному указанию. Фимиам этот был священный, а если кто употреблял его для себя как духи, того истребляли из среды народа (Исх. 30:34-38).

Ковчег откровения

За внутренней завесой находилось Святое святых – место прообразного служения примирения и ходатайства, образующее собой связующее звено между Небом и землей. В этом отделении помещался ковчег завета, сделанный из дерева акации, покрытый снаружи и внутри золотом и обрамленный сверху золотым венцом. Нестандартный размер ковчега 2,5*1,5*1,5 локтя уже указывал на его особое положение среди других предметов убранства скинии. Общая масса вместе с крышкой и шестами составляла около 200 кг, так что его могли переносить 16 носильщиков, каждый по 12,5 кг веса. Кольца для шестов были расположена в верхней части, что позволяло достичь максимальной устойчивости ковчега против опрокидывания и поднимать его на плечах из положения приседа. При переноске ковчег должен был покрываться несколькими слоями материи (разноцветной завесой, кожами тахашей и голубой шерстью), вероятно, чтобы никто не умер, увидев его. Ковчег никогда не носили открытым всеобщему обозрению.

Когда Бог давал указание относительно построения святилища, Его первая инструкция касалась именно ковчега – это был центральный и основной предмет святилища. Он служил местом хранения каменных скрижалей, на которых Сам Бог начертал Десять Заповедей. Поэтому он был назван ковчегом Божьего откровения, или ковчегом завета, так как Десять Заповедей стали основанием завета, заключенного между Богом и Его народом. В ковчеге находилась сделанная Самим Богом копия того святого закона, который Он дал людям в начале.

Крышка священного ковчега завета называлась престолом благодати. Она была сделана из цельного слитка золота, и ее осеняли два золотых херувима, находящихся на разных концах крышки. Одно крыло каждого из херувимов было простерто вверх, а другое укрывало тело (см. Иез. 1:11) в знак благоговения и скромности. Положение херувимов с обращенными друг к другу лицами и их благоговейный взор, опущенный на крышку ковчега, символизировали благоговейное отношение небесных воинств к Закону Божьему и их заинтересованность в плане спасения грешников.

Над престолом благодати находилась слава Божья — Шехина, видимый знак Божественного присутствия, — между двумя херувимами Бог открывал Свою волю. Иногда Божественная воля сообщалась первосвященнику голосом из облака. Порой свет падал на херувима, стоящего по правую сторону, и это означало одобрение или принятие, а когда тень или облако покрывало херувима, стоящего по левую сторону, это означало неодобрение или отвержение.

После того, как Господь провозгласил Десять Заповедей с горы Синайской, Он написал их на каменных скрижалях и отдал их Моисею, говоря: «положи их в ковчег!» (Исх. 31:18).

Закон Божий, находящийся в ковчеге, является великим мерилом праведности и справедливости. Этот закон объявлял смерть грешнику, но над законом находился престол благодати, выше которого открывалось присутствие Божье и откуда, благодаря примирению, было даровано прощение кающемуся грешнику.

Исх. 25:22 там Я буду открываться тебе и говорить с тобою
над крышкою, посреди двух херувимов,
которые над ковчегом откровения,
о всем, что ни буду заповедывать...


К находившемуся во Святом-Святых святилища ковчегу не могла прикасаться ни одна нечестивая рука, его не мог видеть ни один смертный глаз, кроме первосвященника, да и он делал это только раз в год, когда он обрызгивал кровью агнца Господня престол благодати и около него, чтобы символически загладить нарушенный закон, находившийся в ковчеге.

Все главнейшие элементы скинии имели форму квадрата (идеальная фигура): Святое святых (вообще куб) и оба жертвенника. Во Святом святых фактически находился духовный процессор скинии, жертвенник курений был сопроцессором, связывающим Святое святых со Святым, а жертвенник всесожжения – сопроцессором, связывающий Святое святых с внешним миром (он забирает грехи и отдаёт искупление, освобождение). Плиты/скрижали закона также были, предположительно, квадратными, т.к. такая форма позволяла им одновременно хорошо ложиться рядом в один ряд на дно ковчега (лежащие друг на друге плиты при движении скользили бы и портили обшивку ковчега, а при снятии крышки была бы видна только половина текста, т.е. половина была бы не-читаема…), и позволял вписать максимум текста с заданным размером шрифта.

Идеально вписывается в ковчег размер плит в локоть = около 45 см. Учитывая, что в качестве материала использовался, предположительно, гранит (самая доступная и самая прочная порода той горной гряды на западе Аравии), вес плит мог составлять порядка 20-21 * 2 = 40-42 кг.

Рисунок 23. Подсчёт общей массы используемых в сооружении Святилища материалов (таблица)

Никакие слова не в состоянии описать великолепие внутреннего устройства святилища. Облицованные золотом стены отражали свет золотого светильника, роскошно расшитые занавеси с сияющими херувимами, стол и жертвенник курений, мерцающие золотом, за второй завесой священный ковчег с его таинственными херувимами, а над ним святая Шехина, видимая слава присутствия Иеговы, — все это являлось лишь слабым отражением славного храма Божьего на небе, великого центра работы для спасения человека. (ХНП 28.1)

Задача постройки такого сооружения требовала изрядных усилий. Фактически, требовалось организовать целый институт, возглавляемый человеком по имени Веселеил (Бецале́ль), специально назначенным на эту роль Самим Богом. Необходимо было провести множество точных расчетов, подготовить необходимое оборудование. Несомненно, это дело почти на 7 месяцев (с сентября 1446 г. по апрель 1445 г. до н.э.) составило главное занятие, на которое были направлены усилия всего народа.

Какой совершенной была эта ремесленная школа в пустыне, в которой были наставниками Христос и Его ангелы! (Вос 37.1)

В построении и устройстве святилища должен был участвовать весь народ. Там была работа и рукам, и голове. Требовались самые разнообразные материалы, и всех приглашали жертвовать по расположению сердца. (Вос 37.2)

В этом труде и пожертвованиях израильтяне учились сотрудничать с Богом и друг с другом. А еще им нужно было приготовиться к духовному построению — Божьего храма в своих душах. (Вос 37.3)

Около полугода ушло на устройство святилища. Когда оно было закончено, Моисей проверил всю работу строителей, сравнивая ее с образцом, показанным ему на горе, и сверяя с указаниями, полученными от Бога. «Как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей».
С нескрываемым интересом израильтяне столпились вокруг, чтобы увидеть священное сооружение. Когда они с чувством благоговейного удовлетворения созерцали эту картину, облачный столп опустился на святилище и окутал его. «И слава Господня наполняла скинию». Там присутствовало Божественное величие, и некоторое время даже Моисей не мог войти туда.
В сильнейшем волнении смотрел народ на знамение, означавшее, что их работа была принята. Ни единым громким возгласом он не выразил своей радости. Торжественное благоговение охватило всех. То, что переполняло сердца людей, выразилось в слезах радости и в искренних словах благодарности, что Бог удостоил их Своим пребыванием. (ХНП 28.2)

Бог приходит и являет Своё присутствие среди них с такой интенсивностью, что затмевает сам факт Синая. Снова огонь с облаком, снова на глазах у всего народа Израиля. Но в первый раз это было огненное облако, а теперь эти два явления разделены: облако днём, а огонь ночью. И если раньше это был устрашающий образ, заставляющий в страхе отступить подальше, то теперь он мягкий и доброжелательный: облако ведёт вас, показывая, куда и когда идти, а огонь освещает ночью и даёт руководство, утешение и свет.

И где Бог на этот раз? Не на вершине сотворенной Им Самим горы, а внутри созданной человеком конструкции. Бог сошёл в наш мир! И Его присутствие здесь, среди людей – для того, чтобы заботиться о людях. Теперь у нас существует новый, удивительный мир, в котором Бог существует среди людей, а не только в небе. Люди как сообщество построили дом для Бога, и Бог пришёл, чтобы обитать в нём.

Организация лагеря вокруг скинии

“Посреди них” (בְּתוֹכָֽם, “бэтохам”) – это не просто в любом месте среди, а точно в центре.

Когда Бог в центре, не остается галерки – Он равноудален от всех и равно близок ко всем. Бог выбирает место, становится его центром, а всё организуется вокруг центра – чтобы тренировать послушание. Когда Бог в центре, а не с краю – вы уже не должны смотреть в затылок друг другу, все на виду у центра, и центр на виду у каждого, и вы будете смотреть в центр.

Если все обращены к одному центру, тогда их затылки всегда обращены к их врагам, которые пытаются извне подобраться, и враги не могут проклясть, так как все обращены к ним своими спинами (игнорируют).

В стане евреи располагались в строгом порядке. Народ подразделялся на три огромные группы, каждой из которых было отведено в стане определенное место. В центре находилась скиния, место обитания невидимого Царя. Вокруг нее располагались священники и левиты. За ними разбивали шатры все остальные колена (племена Израиля).

Левитам было вверено попечение о скинии и ее содержимом как во время стоянок, так и в пути. Когда лагерь снимался, они должны были разбирать священный шатер, а когда народ приходил в назначенное место, должны были устанавливать его. Никому из другого колена под страхом смерти не дозволялось приблизиться к скинии. Левиты подразделялись на три группы — потомков трех сыновей Левия, и каждой группе предписывалось определенное место и работа. В непосредственной близости перед скинией находились шатры Моисея и Аарона. К югу располагались сыны Каафа; их обязанностью, как мы уже упомянули выше, было заботиться о ковчеге и других предметах обстановки скинии; на севере располагались мераритяне, которым были поручены брусья скинии, их подножья, щиты и т.д.; позади скинии размещались гирсоняне, которые хранили занавеси скинии и ее покров.

Рисунок 24. Установка и транспортировка скинии Моисеевой

Рисунок 25. Установка и транспортировка скинии Моисеевой

Рисунок 26. Установка и транспортировка скинии Моисеевой

Рисунок 27. Установка и транспортировка скинии Моисеевой

Рисунок 28. Установка и транспортировка скинии Моисеевой

Было установлено и положение каждого колена. Каждое колено должно было путешествовать и располагаться станом под своим особенным знаменем.

Рисунок 29. Расположение колен Израиля на стоянке и в пути

Как во всем стане, так и в окрестностях его царили безукоризненная чистота и строгий порядок. Существовали подробные предписания относительно соблюдения опрятности. Ни один нечистый человек, независимо от причин, не имел права появиться даже в стане (не говоря уже о дворе скинии). Эти меры были крайне необходимы для обеспечения здоровья такого множества народа, а также для поддержания безукоризненного порядка и чистоты, чтобы Израиль мог наслаждаться присутствием святого Бога:

Втор. 23:14 Ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего,
чтоб избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои;
а посему стан твой должен быть свят.


Так в скинии была наглядно продемонстрирована важность состояния окружающей среды, что также составляет одно из ключевых условий жизни любого существа и каждой клетки тела.

Попросив сделать Ему место обитания, Бог показал, как Он сам живет. Мы преображаемся ровно в то, на что смотрим. Если у Бога есть кухня, спальня, ванная комната, а у вас нет, то вы живете не так, как Бог. Бог поставил Себя в центр, чтобы мы жили ровно так же, как живет Бог.

Постройка Храма Соломона

После того, как Израильский народ вступил во владение обетованной землей, спустя несколько столетий правители народа, который жил уже не в походных шатрах, а в домах, всерьез озаботились тем, чтобы и святилище Божье, Божий дом среди них, был приведен в достойное соответствие.

Долго лелеемая Давидом мечта построить храм Господу была блестяще осуществлена Соломоном в 966 г. до н.э. На протяжении семи лет в Иерусалиме не прекращалась работа строителей, которые воздвигали массивные стены, фундамент из больших камней, «камней дорогих» и «обделанных», обтесывали стволы деревьев, привезенных из ливанских лесов, возводя величественное святилище (2Пар. 3:5-17). Одновременно с заготовкой дерева и камня, над чем трудились тысячи людей, успешно шла работа по изготовлению принадлежностей для храма под наблюдением Хирама Тирянина, человека «умного, имеющего знания… умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы» (2Пар. 2:13-14).

Храм возводился на горе Мориа совершенно бесшумно:

3Цар. 6:7 ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия
не было слышно в храме при строении его.


Были изготовлены также все необходимые «предметы для дома Божия» (2Пар. 4:19), совершенная пропорциональность которых строго отвечала образцам, оставленным Давидом своему сыну. Туда входили, золотой жертвенник, столы для хлебов предложения, светильник и лампады, сосуды и другие принадлежности для богослужения в Святом, и все это было сделано «из золота, из самого чистого золота» (2Пар. 4:21). Медные изделия: жертвенник всесожжения, море с двенадцатью волами (водоизмещением около 21,4 тонны воды), 10 меньших медных умывальников, каждый вместимостью более 400 литров, и другие многочисленные сосуды были отлиты царем «в окрестности Иордана… в глинистой земле, между Сокхофом и Цередою» (2Пар. 4:17). Эта утварь была изготовлена в достаточном количестве, чтобы в ней не испытывали недостатка.

Помимо херувимов на крышке ковчега завета, Соломон сделал два других ангела большего размера, стоявших по сторонам от ковчега и олицетворявших собой небесных ангелов, охраняющих Закон Божий.

Храм, построенный Соломоном и его помощниками для Бога и служения Ему, был исключительной красоты и непревзойденного великолепия, украшенный драгоценными камнями, окруженный просторными дворами и великолепными подъездными путями, обшитый резными пластинами кедра и полированного золота, с расшитыми занавесями и богатым убранством. Самое великолепное святилище было построено в соответствии с образцом, показанным Моисею на горе и впоследствии представленным Господом Давиду.

Рисунок 30. Храм Соломона - элементы конструкции

Хотя обустройство Храма, построенного Соломоном, можно было бы ещё описывать, мы ограничимся этим, поскольку наша цель достигнута. Мы получили достаточное представление о принципах, по которым строится святилище Бога-ЯХВЕ.

Давайте также взглянем на некоторые литературные особенности описания всего процесса постройки Скинии в пустыне, потому что они могут сказать нам не меньше, чем сами факты, размеры и схемы.

Постройка Скинии и сотворение мира

Если посмотреть на весь раздел 25-31 глав книги Исход (Шмот), в котором содержатся указания Божии относительно постройки святилища, то можно заметить, что эти указания заканчиваются напоминанием о святости субботнего дня. Более того в шести стихах (Исх. 25:1, 30:11, 20:17, 30:22, 30:34 и 31:1) повторяется выражение «и сказал Господь» – подобная последовательность есть в рассказе о сотворении мира, где каждый день творения сопровождается этими же словами.

Другой интересный факт: в описании плана постройки скинии последовательно, текст за текстом описаны Божьи повеления в 15 шагов, относительно 15 деталей. Это не означает, что в конструкции святилища не было больше ничего, кроме этих описанных здесь деталей. Но ровно 15 элементов здесь не случайно: при чтении Бытие 1 главы обнаруживаются также 15 элементов, сотворенных Богом!

Рисунок 31. Аналогия в описании сотворения мира (книга Бытие) и постройки святилища (книга Исход)

Случайное совпадение? Отнюдь! Для семитского мышления эта параллельная структура текста была совершенно очевидна и со всей определенностью свидетельствовала о том, что возведение святилища – это воплощение Божьего замысла, точно так же, как создание мира – дело Его рук.

Бог, который обитает в Святилище, – это Бог-Творец. Главный принцип, действующий в системе святилищ, – это принцип жизни. Бог, обитающий в Святилище, является Богом жизни и не имеет ничего общего со смертью. Бог ненавидит смерть и ненавидит грех, потому что тот приводит к смерти, убивает тех, кому Он дарит жизнь. В святилище Бог предпринимает работу по восстановлению Творения, имея дело с грехом.

Теперь вратами Эдема стал вход в скинию собрания, попадая сюда, человек как бы соприкасался с будущей Новой Землей. В бескрайней выжженной солнцем пустыне взор израильтянина обращался к сверкающей великолепием скинии, украшенной яркими и искусными изображениями всевозможных растений. Кисти винограда, гранаты, пальмы, обилие золота и драгоценных камней – все это создавало особое настроение, навевало воспоминания об утраченном рае и направляло души странников пустыни к земле иной, земле, сотворенной вновь.

В построении земной скинии в пустыне как бы повторяется сотворение мира (текстовые аллюзии) – святилище становится символом пути возрождения, спасения и искупления нашей планеты и всего человечества от последствий греха.

Когда Соломон воздвиг храм Господу, он украсил его небывалым великолепием и пышностью. В его храме было еще больше изображений растений, хотя ковчег, светильник и другие ритуальные предметы оставались прежними. Убранство Соломонова храма опять и снова напоминает Эдемский сад, вызывая не только ностальгию по утраченному, но и надежду на возвращение Божьего Царства во всей его славе и красоте.

Эта мысль становится еще более очевидной, когда мы обращаемся к видению пророка Иезекииля, в котором ему был показан идеальный храм (Иез. 47:1-12). В этом видении раскрывается великий Божий замысел: вернуть людям Эдемский сад. Новая Земля тесно связана с идеей искупления, идеей святилища: вода, символ вечной жизни, проистекает из святилища.

Сотворив мир из хаоса (Быт. 1:2), Бог привнес в него порядок, установил в Нем равновесие и поселился в Нем, чтобы поддерживать это равновесие – организованное пространство, установленный статус и упорядоченное время. Когда грех вошел в мир, это порядок оказался под угрозой, а хаос снова стал угрожать. Святилище Израиля представляет собой небольшой идеализированный островок порядка в мире, находящемся под угрозой хаоса. Это было место, демонстрирующее, как сохранять равновесие для присутствия Бога, поскольку Его присутствие – это якорь против беспорядка в творении.

В 35-40 главах книги Исход (Шмот) рассказано о сооружении скинии. Не менее 21 раза подчеркивается идея, что работа была выполнена в точном соответствии с указаниями ЯХВЕ.

Особую значимость имеет отрывок Исх. 40:17-33, где описано фактическое сооружение скинии Моисеем, и семь раз упоминается фраза “как повелел Господь” (40:19,21,23,25,27,29,32). Как указания были даны в семи изречениях Господа, так и фактическое сооружение скинии произошло в семи актах (как при творении – “и сказал Бог… и стало так”). Завершение повествования (Исх. 40:33) симметрично завершению истории творения (Быт. 2:2). В конце отрывка сказано, что облако почило над скинией собрания, и слава Господня наполнила ее:

Исх. 40:33-35 И так окончил Моисей дело.
И покрыло облако скинию собрания,
и слава Господня наполнила скинию;
и не мог Моисей войти в скинию собрания,
потому что осеняло ее облако,
и слава Господня наполняла скинию.


ЯХВЕ сошел теперь с горы Синай и поселился в скинии; точно так же, как в конце творения особое Божье присутствие и благословение почило на седьмом дне, как печати творения (Быт. 2:1-3).

В Торе, как и во всём Ветхом Завете, выражение "Слава Господня" (וּכְב֣וֹד יְהוָ֔ה “ухэвод Йэхва”) обозначает Самого Бога, а именно Святого Духа.

Совершенно не случайно Библия учит, что человеческое тело имеет статус храма, предназначенного для обитания Славы ЯХВЕ:

1Кор. 6:19-20Не знаете ли, что 
1) тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа,
    Которого имеете вы от Бога,
и 2) вы не свои?
    Ибо вы куплены дорогою ценою.
Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших,
    которые суть Божии.

Вышеизложенное даёт нам все основания полагать, что устройство живых организмов и особенно человеческого тела, названного храмом, должно быть идентичным устройству Скинии и Храма Соломонова. Названное священным пространством, тело должно быть устроено по всем тем же принципам организации священного пространства для присутствия Бога. И почтить Своим присутствием Слава Господа может лишь то, что в точности соответствует Его плану.

В следующих нескольких уроках нам предстоит это проверить! И прежде всего мы познакомимся с устройством человеческой клетки.

На главную страницу курса